Мистерия по Ленину

20 января 2015 | Газета «Кузбасс»

Месяца два тому назад в «Кузбассе» появилась рецензия О.Третьякова на очередной выпуск краеведческого альманаха «Красная горка».В частности, господин рецензент уделил внимание моей скромной статье о первом театре на Кемеровском коксохиме, созданном усилиями главного инженера И.И. Лоханского, и среди прочих моих грехов строго указал на «главное упущение»: дескать, автор «не взял на себя труд проанализировать репертуар театра».

Помилуйте, господин Третьяков! Репертуар любительского театра Лоханского остается в основном неизвестным. Мне как архивисту с огромным трудом удалось установить названия лишь некоторых поставленных пьес. Относительно же ошибочности отдельных названий (и имен авторов) могу сказать, что все они перечислены в статье неизвестного корреспондента в томской губернской газете 1918 года, которую я и цитировал. Эта статья – исторический документ, и я как историк не имел права каким-либо образом исправлять его текст. Так что все претензии господина рецензента переадресуем безвестному автору из 1918 года.

Вообще говоря, подробный анализ репертуара самодеятельного театра Лоханского еще впереди. Поиск информации о том, что, когда и как ставилось на подмостках театра химзавода, продолжается. Поиск трудный и далекий от завершения. Совсем недавно, например, выяснилось, что в 1924 году артисты принимали участие в не совсем обычном театральном действе, связанном с одним неординарным историческим событием. Каким?

Сегодня — очередная годовщина смерти В.И. Ленина. А 90 лет назад кончина великого человека имела огромный, ни с чем не сравнимый резонанс в стране. По некоторым сведениям, в Щегловске состоялся спектакль, посвященный памяти Ленина. (Правда, первого руководителя любительского театра – инженера И.И. Лоханского – уже год как не было в городе, но его театр жил). Среди документов архивного фонда Щегловского укома РКП(б) сохранился сценарий этой постановки, так называемая «живая картина» под характерным названием «Всемирная революция».

Итак, перед нами своего рода мистерия по Ленину, и мы предлагаем вниманию читателей фрагменты из этого исторического документа:

«I-я часть.
На сцене высокое возвышение, покрытое серым холстом или коврами обратной их стороной, если они серого цвета.
Декорационный задник – фон серого тона. На проволоке сверху подвешен кусок, изображающий слиток золота.
На самой вершине возвышения сухой костлявый старик с надменным выражением лица, элегантно одетый, поддерживает левой рукой слиток золота, в правой – трость с дорогим, массивным набалдашником.
К нему тянутся различные фигуры. Во всех фигурах безумное стремление вверх – к слитку золота.
Справа от зрителей торжествующий, почти достигший слитка золота капиталист. Подле него упавший, еще надеющийся подняться и всадить нож в спину капиталисту, другой капиталист, с устремленным жадным взором на слиток золота. Далее, ниже этих фигур, молодой интеллигент с отчаянием во взоре, лицо перекошено страданием. Он смотрит на молодую женщину, одетую в бальное платье, которая припала к ногам костлявого старика. Интеллигент направляет револьвер себе в грудь. Ниже за столиком кутит помещик, офицер, с ним две певички. Площадку, на которой они сидят, поддерживают, согнувшись, крестьяне и рабочие.
Слева от зрителей, несколько ниже костлявого старика – монах или поп, благословляющий старика. Еще ниже генерал или офицер, купец, татарин с узлом, репортер с газетой в руках, а еще ниже фигуры разных национальностей в смертельной схватке борьбы за путь к золоту.
На переднем плане поверженная женщина в лохмотьях, мертвая, с ребенком на груди, тут же несколько убитых.
В центре несколько фигур в ожесточенной борьбе друг с другом – стремящиеся вверх, падающие и поверженные.
Картина должна вызвать в зрителях презрение к этим жалким фигурам.
Картины следует осветить зловещим светом пожара.

II-я часть.
Быстрая перемена. Яркий солнечный свет. На самой вершине бюст или портрет тов. Ленина, вокруг него – рабочий, красноармеец и крестьянин. Немного ниже четыре фигуры, символизирующие собой север (самоед), юг (итальянец), запад (английский рабочий), восток (туркмен или китаец).
В центре женщина в красном – символ революции. Подле нее фигуры различных возрастов – дети, юноши и старики. Им женщина движением руки указывает на тов. Ленина. Еще ниже вокруг опоясывают фигуры рабочих и крестьян различных национальностей, братски обнявшиеся.
У всех радостные, оживленные лица.
На полу, на первом плане, поверженные фигуры старика (капиталиста. – Н.Г.), монаха, генерала или офицера, купца и помещика. Под ними разный хлам, разбитые короны, разорванные мантии, жезлы и разбитый кусок золота.
На заднем фоне – красное солнце, и на нем надпись: «Да здравствует Всемирная Революция!» /…/
Примечание: В выполнении инсценировки предоставляется полная инициатива участвующих. За недостатком костюмов одни фигуры могут заменяться другими, лишь бы художественная сторона не страдала /…/
Вдали слышно пение: «Мы жертвою пали…». Вскоре оно заглушается дикими звуками ликующего, злорадного марша офицеров.
Стихотворение «Пойми»:
Ты жил во дворце –
я в подвале холодном.
Ты вечно был праздным –
я вечно в труде.
Ты был пресыщенным –
я вечно голодным.
Ты в злате купался –
я в горькой нужде.
Ты весел, беспечен – я полон заботы.
Ты жизнь побеждаешь –
я жизнью разбит.
Ты пышешь здоровьем –
а я от работы
В недолгие годы уже инвалид.
Оковы распались, но годы страданья
Изранили душу и сделали злой.
Так вот почему
в час великий восстанья
Я грозен и гневен стою пред тобой.
Из уст моих слышны упреки, угрозы.
Нет слов благодатной любви.
То месть за горючие, горькие слезы,
За сердце больное, за сердце в крови –
Пойми.

Предательская роль эсеров и меньшевиков в русской революции: эсеры и меньшевики – заодно с буржуазией. Эсеровский мятеж. Эсеры у Колчака. Покушение на Ленина. Процесс правых эсеров раскрыл их карты. Меньшевики и их агитация среди рабочих против Советской власти /…/

Иллюстрации (на выбор):

1) «Живая картина» – покушение на Ленина.
2) «Заговор эсеров» – инсценировка по материалам процесса левых эсеров.
3) «Наемники буржуазии» – инсценировка /о том/, как меньшевики нашептывают на ухо рабочим разные небылицы про Советскую власть и РКП(б).
Ленин у руля строительства Советской Республики: привлечение рабочих и крестьян к управлению страной и хозяйством. Ленин находит выход из трудного хозяйственного положения Республики – НЭП. Торговля с заграницей. В.И. бросает лозунг: «Смычка рабочих и крестьян».

Иллюстрации:

1) В вырезе красной колонны показываются диаграммы о ввозе и вывозе товаров. Очередная задача СССР: вывоз хлеба в Германию в обмен на машины.
2) Инсценировка первой части рассказа Сейфуллиной «Перегной» (собрание крестьян).
3) Живая картина: «Ножницы». На фоне нарисованного солнца – большие ножницы. Их концы сближают группы рабочих и крестьян.
Стихотворение Демьяна Бедного «Истинный привет» (железная когорта).
Русский Октябрь и мировое рабочее движение: помощь рабочих других стран по отношению к РСФСР. Германские рабочие не пропускают вооружение, английские рабочие протестуют против ультиматума Керзона и т.п. Крестьянское восстание в Болгарии. Угнетенный Антантой Восток. Германская революция. Русская контрреволюция и фашизм. Предательство германских социал-демократов. Опыт русского Октября облегчает революционный путь других стран.

Иллюстрации:

1) «Пролетарская сотня» – инсценировка из борьбы германских пролетарских сотен с фашистами.
2) «Живая картина»: СССР. Постепенно, друг за другом, через зрительный зал и сцену стекаются группы рабочих всех стран. Торжественные встречи. Каждая группа коротко (лозунгами) оповещает о состоянии борьбы рабочего класса в своем государстве. Наконец, приходит группа крестьян. Приветствия. Смычка. Общее шествие. Крики: «Смерть капиталу!». Пение «Интернационала» /…/».
Как видим, перед нами сценарий большого политического спектакля, «живой картины» в память о недавно умершем вожде. Картина действительно живая и весьма впечатляющая. Мало того, она не лишена актуальности и в наше нелегкое время (касаемо фашизма в Европе и т. д.). Можно себе представить, какое воздействие оказывало подобное многокрасочное зрелище на рядового щегловского зрителя!

Николай ГАЛКИН, старший научный сотрудник
госархива Кемеровской области.

Другие статьи на эту тему

01 ноября

Для Госархива Кемеровской области построят новое здание

Областной архив переедет в новое современное здание. Сегодня в Государственном архиве Кемеровской области хранится больше…

25 января

Уникальная выставка, посвященная первым годам Кемеровской области, открылась в Госархиве Кузбасса

Вчера в Государственном архиве Кузбасса открылась межрегиональная выставка «Могучее сердце на карте Сибири», посвящённая 75-летию…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс