Соцсети:

Смех и слезы «Летучки»

9 января 2015 | Ольга Штраус

театр
В Музыкальном театре Кузбасса в самый канун Нового года состоялась премьера:
оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь» поставил режиссер Вадим Дубровицкий (Москва).

У этого спектакля на нашей сцене долгая и сложная судьба. В 1996 году (в той же постановке) он явился в Кемерове, чтобы в «лихие 90-е» порадовать людей, годами не получающих зарплату, надеждами на иное счастье. Легкость венских вальсов и мишура маскарадов сулили обещания «другой жизни»: с легкими любовными интригами, с весельем карнавалов, с пышными нарядами… Примечательно, что тогда на бал к князю Орловскому устроители нашего спектак-ля привозили каждый раз новую звезду. Так было задумано режиссером: объявляется концертный номер, и под аплодисменты публики на провинциальную сцену, изображающую княжеский маскарад, выходит… живой Киркоров, или настоящая Распутина, или какой другой «специально приглашенный гость». Этот сюрприз считался одной из главных фишек спектакля. Тогда это было а) внове; б) возможно. «Раскрученные» имена еще не заламывали таких гонораров, да и продюсерских агентств, устраивающих звездам концерты в провинции, было не слишком много…

Однако спектакль тот продержался в репертуаре недолго: театр не выдержал такой бюджетной нагрузки. Но памятуя о нашей необычной «Летучке», а также о том, что эта оперетта Штрауса – необходимая составляющая в репертуаре любого уважающего себя музыкального театра, «Летучую мышь» на кемеровской сцене решили возобновить.
Изменилось, конечно, многое. Например, декорации. Художник из Санкт-Петербурга Марина Азизян создала новую сценографию, а костюмы, исполненные когда-то Еленой Чех, сохранились практически без изменений. Новые мизансцены и некоторые танцы придумали режиссер Дубровицкий и балетмейстер-постановщик Олег Николаев (Москва). А основной рисунок спектакля (особенно его танцевальные партии) возобновил когда-то их придумавший и хорошо всё запомнивший балетмейстер Юрий Писаревский.
И, конечно, изменились исполнители главных ролей. Коммерсанта Генриха Айзенштейна замечательно сыграл Олег Брылев. Пожалуй, он получился в этом спектакле самым убедительным, его попадание в жанр, в стиль и характер классической «венской оперетты» – безупречно. Его фрак (и как он его носит), его усики, его бровки домиком, его самоуверенность и легкая трусоватость, что так идет облику этого персонажа (и облику всех «шаловливых» и покорных мужей вообще), нарисовали нам образ типичного венского денди: завсегдатая балов, мастера интрижек, легко попадающего в им самим расставленные ловушки.

Очень неплохо ведет свою партию и Розалинда (Любовь Ефимова). Всё понимающая, но готовая длить эту игру в «кошки-мышки» с собственным мужем не столько ради результата, сколько ради процесса игры – как это похоже на скучающую барыньку! Оба артиста непринужденно справляются и с вокальными партиями. Как минус можно отметить только одно: крайне неудачное бальное платье Розалинды во втором действии. Этот самый костюм «летучей мыши» не столько красит, сколько уродует артистку, добавляя ей объемов в самых неподходящих местах.
Очень хорош Фальк (Владимир Жуков). Его дуэты с Генрихом, сцена прощания с Розалиндой, диалоги в доме Айзенштейнов исполнены такой убедительной живости, так остроумны и искрометны, что почти не замечаешь тяжеловесного опереточного юмора, столь утомительного современному зрителю в классических либретто.
Здесь же в лучших сценах авторам, похоже, вообще удалось поймать кураж, что не так часто случается при постановке классики этого «легкого жанра». Хорошо придумано – дополнить спектакль кинокадрами из лент прошлого века: с фиакрами, венскими улочками, туалетами дам со шлейфами и перьями… Еще лучше – постоянное наличие на сцене некоего Неизвестного (Борис Каширский), который то и дело активно помогает действию набирать нужный градус: то заразительно смеется на заднем плане, то скептически хмыкает, то с интересом прислушивается, как незадачливый муж будет выкручиваться из неловкой ситуации…

Однако все эти плюсы, столь очевидные в первом действии, куда-то деваются по мере развития спектакля.

Князя Орловского почему-то играет женщина – Ольга Павлова. Почему – становится понятно только в финале (типа, всё это – маскарад, тут все дурачат всех). Но до финала надо еще дожить! И долгие эскапады с переодетой в мужской костюм изящной актрисой выглядят как-то натужно и неаппетитно.

Совершенно не удалась сцена в тюрьме. По замыслу самая комическая, самая неожиданная и живая, она в этом спектакле превратилась в набор давно известных и плохо разыгранных трюков. Пьяные недоумевания охранника (Евгений Лихманов) – кажется, он нелепо шатается и тупо острит целую вечность! – выглядят какой-то плохой самодеятельностью. Так же длинно и нудно происходят все объяснения и разоблачения, по замыслу долженствующие стать очередной порцией маскарадного бурлеска. Видимо, чувствуя это, артисты пытаются «наддать жару», комикуют изо всех сил. Оттого выходит еще более натужно и скучно.

Словом, возобновленная «Летучая мышь» в репертуаре нашего Музыкального театра явила собой всю силу и слабость классической оперетты на современной сцене.
С одной стороны, она обнаружила интерес публики к классике жанра: все три премьерных спектакля прошли с аншлагом, билеты были раскуплены задолго до объявленной даты. Кроме того, постановщики наглядно доказали: даже обветшавший юмор классической оперетты, ее многословные шутки и каламбуры, разошедшиеся уже в анекдотах, вполне можно подать с новым «перцем», сделать вновь и пикантными, и трогательными.

С другой стороны, стало очевидно: чтобы это произошло, надо очень и очень потрудиться. Два-три удачно найденных приема не спасут. Небрежение детальной проработкой, «пускание на самотек», мол, дальше само вывезет, сурово мстит постановщикам. Чтобы задор оперетты не выдохся на протяжении всего спектакля, требуются, очевидно, и серьезные сокращения (ну, невозможно почти три часа подряд слушать одни и те же вальсовые вариации и вкушать бородатые шутки!), и заново придуманные гэги, и что-то еще… Неуловимое, как прелесть юности. Из чего, собственно, и состоит главный аромат этого жанра.

Ольга Штраус.

Комментировать 2
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#9461 (18) { ["comment_ID"]=> string(6) "468055" ["comment_post_ID"]=> string(5) "58595" ["comment_author"]=> string(8) "Вера" ["comment_author_email"]=> string(18) "eremenko46@mail.ru" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(14) "185.52.140.147" ["comment_date"]=> string(19) "2015-02-09 21:10:44" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2015-02-09 15:10:44" ["comment_content"]=> string(690) "Добрый день!Посмотрели спектакль дважды.Полностью согласна с автором статьи--Брылёв и Ефимова --великолепны,а остальные актёры ,.или не дотягивают,или безвкусно переигрывают.Из любопытства посмотрели и другой состав Александрова ,Круглов .......,ОЧЕНЬ СЛАБО!!!!!!Хотя последнее,стало характерным, для нынешнего театра.Очень обидно.Может не стоит производить такие эксперименты?" ["comment_karma"]=> string(1) "1" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(102) "Mozilla/5.0 (Windows NT 5.1) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/40.0.2214.111 Safari/537.36" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Вера
    09.02.2015 в 21:10

    Добрый день!Посмотрели спектакль дважды.Полностью согласна с автором статьи—Брылёв и Ефимова —великолепны,а остальные актёры ,.или не дотягивают,или безвкусно переигрывают.Из любопытства посмотрели и другой состав Александрова ,Круглов …….,ОЧЕНЬ СЛАБО!!!!!!Хотя последнее,стало характерным, для нынешнего театра.Очень обидно.Может не стоит производить такие эксперименты?

    Ответить

  • object(WP_Comment)#9459 (18) { ["comment_ID"]=> string(6) "467491" ["comment_post_ID"]=> string(5) "58595" ["comment_author"]=> string(12) "КоляYeti" ["comment_author_email"]=> string(15) "foma1961@qip.ru" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(12) "94.199.77.80" ["comment_date"]=> string(19) "2015-01-09 22:32:15" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2015-01-09 16:32:15" ["comment_content"]=> string(194) "Ну и выбор - какой то постановщик Дубровицкий,напоминает Дубовицкую(Регину)...хотя пущай "радуют" Щеглобад:)" ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(135) "Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/36.0.1985.125 YaBrowser/14.8.1985.12018 Safari/537.36" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    КоляYeti
    09.01.2015 в 22:32

    Ну и выбор — какой то постановщик Дубровицкий,напоминает Дубовицкую(Регину)…хотя пущай «радуют» Щеглобад:)

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс