Свистеть дома – хорошая примета?
Молодой художник-керамист из Кемерова Татьяна Агеева разработала эскиз необычной глиняной свистульки – сибирского волка. И вообще эту талантливую девушку, продолжающую традиции наших предков, особенно вдохновляют флора и фауна Кемеровской области. Сегодняшний разговор с ней – о ремесле, творчестве и увлечении.
– Татьяна, почему свистульки, почему керамика? Сегодня ведь очень трудно найти работу по такой специальности.
– Я с детства любила рисовать, в «художку» ходила. Но когда мама узнала, что и свой профессиональный путь я хочу связать с творчеством, долго меня отговаривала. Она хотела, чтобы дочь на педагогический поступила, но я сделала свой выбор. Сначала отучилась в Кемеровском художественном училище, потом продолжила повышать уровень мастерства в КемГУКИ. Работу у нас действительно найти непросто, но мне повезло. Сейчас тружусь на кафедре вуза лаборантом, а со следующего года начну преподавать студентам (сбудется, наконец, мамина мечта). Так что свистульки – это, скорее, мое хобби, а не основная работа.
– Чем же вам интересна именно свистулька?
– Я музыкальный человек, играю на гитаре. Кроме того, мне нравятся малые формы, очень люблю животных. Всей семьей ездим на тихую охоту. В лесу постоянно вижу разных зверей и птиц: зайцев, лисиц, ёжиков, лосей, сов. И всякий раз испытываю восторг от таких встреч. Лесные жители поражают своим величием, грациозностью, – и однажды мне захотелось запечатлеть все это в глине. Когда же в первый раз увидела волка (правда, не в дикой природе, а в зоопарке на Томской писанице), загорелась желанием вылепить свистульку – сибирского волка. А надо сказать, что процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, не существует и единой технологии. Конечно, большую известность получили российские керамические игрушки: филимоновские, дымковские, каргопольские, абашевские, но у меня свой стиль.
Увлеченность сибирской тематикой определила для меня и тему диплома: встреча нашими зверями первого весеннего солнца. Среди них есть и волк. Из-за сложной формы пришлось потратить много времени, на разработку модели ушел практически год, но в конечном итоге фигурка удалась. Теперь волк – моя гордость!
– Интересно, что ваша свистулька-сова звучит с похожим «гуканьем», «голос» волка тоже напоминает вой – как так получается?
– Звук зависит от формы и от размера. К тому же глина — магический, живой материал, он наполняет каждую работу своим волшебством, оттого свистулька звучит так, как зверь в природе. Кстати, на некоторых свистулях я делаю узор – шишки, лесные цветы, травы…
– Глину где-то заказываете или есть своё местечко для «добычи»?
– Белую глину заказываю, но использую ее реже. А вот красную, из которой, собственно, и леплю свистульки, я привожу с бабушкиного огорода. Когда всерьез занялась керамикой, совершенно неожиданно обнаружила, что у бабули есть хорошая грядка на даче. Так запасы глины и не иссякают там до сих пор.
– Не боитесь свистеть дома, ведь согласно примете – денег не будет?
– Керамические статуэтки сопровождают людей с давних времен. Однако неизвестно, когда появилась первая свистулька. В древности они применялись в ритуалах. Когда-то они имели определенный магический смысл, связь с культом плодородия, «урожайной», «охотничьей» и «защитительной» магией. Глиняная фигурка была оберегом. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов. С забвением языческих верований свистули потеряли свою сакральную функцию и превратились в детскую забаву. Поэтому свистеть я не боюсь. К тому же до сих пор верю, что свистом можно защитить дом от зла.
– История глиняных игрушек хоть и насчитывает тысячелетия, но в современной жизни подобное мастерство стало экзотикой. Каково это – заниматься постоянной реанимацией умирающих традиций?
– Глиняные свистульки часто покупают иностранцы: фигурки сибирских животных олицетворяют наш край. Думаю, свистули вполне реально сделать местным брендом. Конечно, в качестве детских игрушек свистулька, может, и пережиток древности, но как декор, как сувенир они интересны. Я люблю свое дело, мне нравится ощущать сопричастность, тем более, совсем скоро смогу передать накопленные знания студентам. Постоянно езжу на различные мастер-классы, потому что в Кузбассе мастеров, специализирующихся на свистульках, мало, а в том же Алтае имён гораздо больше. Сейчас совершенствую и процесс изготовления окарин. Это свистули с несколькими дырочками, и такой полноценный музыкальный инструмент требует более кропотливой проработки и настройки.
– Свистульки в форме какого животного пользуются большей популярностью у иностранцев?
– Наверное, медведи! А если серьёзно, то никакого рейтинга, боюсь, составить не удастся. По-своему любопытны и совы, и волки, и лоси… Здесь, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.
– Сколько свистулек вы можете слепить за раз?
– Двадцать штук – запросто. Мне и печь специальную (муфельную) купили. Дело остается за малым — следить за обжигом. Ведь если пережечь игрушки, то они спекутся в комок, а если печь отсырела, то они вывернутся, как бутончик. И весь труд насмарку.
– Дома у вас собралась уже большая коллекция?
– Коллекция небольшая, но в ней только те свистульки, которые я никогда не продам. Так, например, среди них – сорока. Ее оперение выполнено в виде символических узоров, которые наши предки использовали в качестве оберегов и вышивали на одеждах, рушниках…
– Наверное, с подарками на Новый год у вас проблем нет?
– Нет. Символ 2015 года – овца (ну, или коза, кому что больше нравится). А я вылепила свистульки и в виде козы, и в виде овцы. Надеюсь, порадую своих родных и близких.
Алена Федотова.
02.02.2019 в 13:25
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, организовываются ли встречи-выставки с Татьяной Агеевой?
Ответить