Кузница элиты Кузнецкого края

17 ноября 2014 | Евгений Федотов
S181125

Николай Шкабара — один из «отцов-основателей» движения студенческих отрядов в Кузбассе.

Исполнилось 55 лет движению студенческих строительных отрядов. Оно оказало и до сих пор оказывает большое влияние на воспитание молодежи в нашей стране. Это «на личном примере» доказывает Николай Шкабара — один из тех людей, кто много сделал для развития движения ССО в Кузбассе.

Начало пути

«Когда тебе 25 лет и у тебя в подчинении 350 человек, которых ты должен накормить, трудоустроить, найти им место для ночлега, — это огромная ответственность. Поэтому работа в студенческом отряде была для меня хорошей школой», — признается Николай Степанович. И он уверен, что такой школой, или даже лучше сказать жизненным университетом, где можно было набраться профессионального и организаторского опыта, студенческие отряды стали для многих сотен тысяч молодых людей.
В Кузбассе официально студенческие отряды появились в 1962 году. «Но особо стоит отметить 1967 год, когда они вошли в состав всесоюзных ССО, — говорит Николай Шкабара. – Тогда в Кемеровской области уже было 16 стройотрядов, в которых работало около двух тысяч человек. Наш отряд стал частью всесоюзного студенческого строительного отряда «Транспортник». Мы работали на железной дороге Артышта–Подобас. А годом ранее трудились на строительстве Березово-Бирюлинской Центральной обогатительной фабрики. Там наш отряд работал всего полтора месяца, но сумел в два раза перевыполнить план. Мы должны были залить фундамент под один цех, а залили под два. На стройке тогда работало 300 стройотрядовцев».

Дважды в одну воду

Сам Николай впервые вступил в студенческий отряд, когда учился на первом курсе Сибирского металлургического института. Окончив вуз, он
уехал по распределению на Юргинский машиностроительный завод. Однако через три года его пригласили возглавить Новокузнецкий городской студенческий отряд, и он согласился. Через год его назначили уже командиром областного студенческого отряда, и в этой должности он трудился до 1974 года.
«Отряды организовывались не просто ради того, что нужно что-то создать. Была острая потребность в рабочей силе, — объясняет Николай Семенович. — Они создавались и для того, чтобы занять молодежь в летний период, когда наблюдался пик стро-ительных работ. И здесь студенческие руки были нужны как воздух. Кстати, стоит отметить, что, когда я начинал работать в строительных отрядах, сразу призвал к тому, чтобы кардинально поменялся состав факультетских и групповых комсоргов. Ведь прежде на эту должность избирали того, кто хорошо учился. Этих же людей назначали и командирами отрядов, но у них часто не хватало опыта и способностей управлять большим коллективом. А вот те ребята, которые порой в группе совсем не выделялись, на работе показывали себя с лучшей стороны. Интересно было следить и за техникумовскими отрядами. Ребята приходили на стройку еще неоперившимися птенцами, которые ничего не знают. Но через полтора месяца их просто невозможно было узнать!»

И смех, и грех,
и энтузиазм

Все ли гладко было в жизни отрядов? Конечно, нет.
«Бывало, руководитель стройки заберет из отряда сто человек, притом что для работы ему требовалось всего 30. И возникал вопрос: для чего они ему нужны? — вспоминает Николай Степанович. — Или, например, однажды произошел вообще анекдотичный случай. Дело было на строительстве Томь-Усинской ГРЭС, на юге области. Мы разбили палаточный городок. А поскольку на работу нужно было вставать рано, чтобы не бегать по палаткам и не будить каждого бойца, мы повесили в центре лагеря рельс. Утром он служил своеобразным колоколом, который будил бойцов. И, конечно, громкие звуки ударов по железу рано утром особой радости никому не доставляли… При этом, чтобы поддерживать в лагере порядок, мы каждый день осматривали, как убраны палатки бойцов, и за это ставили оценки. Те, кто порядок не соблюдал, наказывались. Причем наказание было своеобразное. Вокруг лагеря строителями было выкопано много лишних ям, и экзекуция заключалась в закапывании одной из них. И вот как-то одна палатка получила за чистоту двойку, ее обитатели должны были закопать одну яму. Они это сделали, но то ли в отместку, то ли в шутку закопали в этой яме и ненавистный рельс, будивший всех по утрам. Конечно, я сделал им замечание и попросил выкопать рельс. И уже наутро он действительно висел на положенном месте! Выяснилось, бойцы были удивлены, что я не стал на них кричать, а просто тихо сделал им замечание. Они встали ночью, откопали рельс, а яму засыпали… В общем, несмотря на какие-то трения в коллективе, жизнь в отряде всегда была веселой. Хотя во многом это зависело и от самого коллектива. Например, приедешь в один отряд, вроде и бойцы работают хорошо, и оплату получают достойную, а жизнь у них какая-то скучная. У других же зарплата поначалу невысокая, но зато сколько энтузиазма, настроение боевое. И к концу сезона глядишь — этот отряд вырвался вперед и по заработной плате».
После руководства областным ССО Николай Степанович почти шесть лет трудился сначала инструктором, а потом заместителем заведующего промышленно-транспортным отделом Кемеровского горкома партии. С конца 1980 года он стал директором по кадрам и социальным вопросам завода «Кузбассэлектромотор». В 90-х годах организовал собственную фирму.
«Если бы не студенческие отряды, то неизвестно, как сложилась бы моя судьба. Наверное, не было бы такой интересной жизни», — подчеркивает Николай Шкабара.

Преемственность поколений

В 90-е годы прошлого века движение студенческих строительных отрядов пошло на спад. Однако в начале нового столетия оно вновь стало возрождаться. В Кузбассе подобная деятельность тоже значительно активизировалась.
«По нашим данным, в Кузбассе сейчас около четырех тысяч бойцов студенческих отрядов. Официально движение было возрождено в 2003 году. Но в нашем регионе оно появилось еще в 2001-м. Через четыре года появился и областной штаб. Инициаторами возрождения движения у нас в Кузбассе выступили, конечно, ветераны студотрядов, а также студенты, которые хотели работать в таких бригадах. Их инициативу поддержал и губернатор области Аман Тулеев, — рассказывает Анна Попова, комиссар штаба студенческих отрядов Кемеровской области. – И строительство — всего лишь один из профилей нынешних отрядов. Есть отряды педагогические и охраны правопорядка, отряды проводников и медицинские, а у нас в Кузбассе работает еще и единственный в России волонтерский отряд. Студенты, состоящие в нем, занимаются благотворительностью, а заработанные деньги перечисляют в детские дома».
Кстати, к 55-летию движения ССО и десятилетию его возрождения (оба юбилея отмечаются в эти дни) одну из улиц Ленинского района Кемерова назвали Стройотрядовской. И это явное и вполне справедливое признание исторических заслуг движения стройотрядов.
Максим СТЕПАНОВ.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс