Сила преподавания в гармонии
Преподаватель биофака КемГУ,владеющий искусством айкидо,умеет добиваться гармонии.
Дмитрий Сущёв, доцент кафедры зоологии и экологии Кемеровского госуниверситета, в прошлом месяце отметил юбилей – 20 лет преподавательской деятельности. И, по словам Дмитрия Владимировича, на протяжении всего этого времени в профессиональной сфере ему очень помогает увлечение – боевое искусство айкидо.
– Дмитрий Владимирович, почему преподавание? Почему биология? И почему насекомые?
– В 12 лет мне подарили книгу Гребенникова «Миллион загадок», где было очень увлекательно, а главное, доступно написано как раз о насекомых. С тех пор я понял, чем буду заниматься в дальнейшем.
– Захотели стать преподавателем?
– Нет, такой мечты не было. Мне казалось, что преподавать – не интересно. Совершать научные открытия – это да, но не учить студентов… Но поскольку после окончания вуза я выбрал научно-исследовательский путь, пришлось заняться и преподаванием.
– А черный пояс по айкидо для чего ученому?
– Об айкидо я узнал еще в 90-х — как о мистическом, самом непобедимом, самом выдающемся боевом виде искусств, которые только есть на планете. После развала Советского Союза железный занавес спал, и нас накрыла волна всевозможной информации, в том числе и об айкидо. Мы с другом решили выписать из Москвы кассеты с видеотренировками. Что меня особенно привлекло? Ведь никогда на жаловался на силу, в детстве занимался рукопашным боем… А тут на кассете маленький человек легко разбрасывал в разные стороны больших противников. Это впечатлило. Кроме того, айкидо изучается с использованием деревянного оружия (боккэн – меч, дзё – палка, танто – нож, вакидзаси – короткий меч, бо – шест). Словом, айкидо позволяло реализовать все мальчишечьи фантазии.
– И вы записались в секцию?
– Долгое время не было возможности заняться айкидо основательно. Просто не было мастера, который мог бы передать свой опыт. Поэтому занимался самостоятельно. И только после окончания университета в 1996 году представилась возможность начать тренироваться серьезно. Стал ездить к мастерам в Новосибирск, которые прилетали специально из Японии.
А со временем я заметил закономерность, что преподавание в вузе во многом сродни преподаванию в айкидо. После того как достигаешь определенного уровня, необходимо вести круг: когда сам кого-то обучаешь, лучше понимаешь то, что изучаешь.
– Как айкидо пригождается вам в жизни обыденной?
– Айкидо для меня – это балансир, основа выживания в напряженном ритме жизни. Все понимают: чтобы достичь успеха, нужно много работать. Но как биолог я могу сказать: трудоголия – вред. Именно поэтому необходимо что-то такое, что бы тормозило, расслабляло. У меня эту функцию выполняют тренировки. Когда ты приходишь в зал, тебя словно выключают от основных дел, проблем. Целых два часа нет никаких целей, кроме айкидо.
Многие по неопытности считают, что айкидо – универсальное, смертоносное искусство. Во многом это сформировано фильмами Сигала. Такой вот супер-пупер-мастер, против которого нет оружия. Хоть айкидо и выросло из систем уничтожения противника в случае конфликта или схватки, но идея совершенно в другом. В айкидо нет врага! Даже если на вас кто-то идет с агрессией, его не нужно воспринимать как противника, его нужно любить и уважать. Главная цель — не уничтожить, а возобновить гармонию между вами. Автор айкидо Морихэй Уэсиба в течение своей жизни многое корректировал, в конечном итоге он создал философскую доктрину о том, как нужно выживать в сложном жестоком мире. В общем, мне айкидо пригодилось не как средство защиты: скажу самодовольно, но с моим ростом (194 сантиметра), весом и силой мало кто захочет совершить на меня нападение. Меня айкидо научило взаимодействовать, достигать целей, не испытывать ненужных стрессов… Айкидо – это своего рода динамическая медитация.
– Студенты знают, чем вы увлекаетесь?
– Я не афиширую это, но всё равно все знают. В разное время некоторые наши преподаватели и студенты тренировались у меня. А некоторые очень удивляются, мол, букашек изучает и айкидо занимается, как такое может быть?
– А дисциплина на ваших парах лучше?
– (смеётся) Лучше. Сидят все тихо и спокойно.
– В соревнованиях каких-нибудь вы участвуете?
– Основатель однажды сказал, что соревнований в айкидо быть не должно. Соревнования – это конфликт. Зато есть регулярные семинары под руководством известных мастеров. Также я периодически сдаю экзамены. В октябре снова поеду на такой вот семинар. В Новокузнецк прилетает мастер, который занимается айкидо уже 47 лет, Тацунори Имамура.
– В профессиональной деятельности владение айкидо тоже вам помогает?
– В айкидо есть такое понятие, как «время-реакция». То есть постепенно ты начинаешь ощущать момент, когда нужно действовать. А еще айкидо учит предугадывать действия. Например, я легко предугадываю момент, когда студент начнет списывать. Благодаря айкидо научился спрашивать у ребят именно то, чего они не выучили (смеется)… Порой они удивленно спрашивают: «Ну откуда вы знаете? Вот только это и не успели вызубрить!».
У меня была и такая история. Однажды я ловил редкую бабочку аполлона на скале. Поймал, но чуть в пропасть вместе с этой бабочкой не улетел. И только владение айкидо помогло и ценный экземпляр для науки добыть, и сохранить свою жизнь и здоровье.
А как-то я очень торопился на маршрутку, мне нужно было срочно ехать в университет. Боялся, что не успею, и решил перебежать многополосную дорогу. Так меня чуть не сбил джип, – прошел мимо буквально в пяти миллиметрах. Если бы у меня не было опыта тренировок и занятий, я бы не успел среагировать. В тот момент я почувствовал своё второе рождение…
Айкидо здорово помогает мне в работе. Особенно сглаживать или гасить конфликт. А также лучше выстраивать взаимоотношения со студентами. Тот студент, который не готовится или прогуливает занятия, нарушает гармонию. Моя задача — возродить эту гармонию, чтобы он вернулся к учебе, вышел на сессию.
Алена Федотова.
Областная газета





