Копают все!
Объявлен всекузбасский день уборки картофеля .
Сезон его сбора в самом разгаре. Да и погода обещала порадовать солнышком. Кто-то может сказать, что картофель уже не модно выращивать, другие его почти не едят, третьим проще купить этот продукт на рынке… Но само явление «на картошку!» от этого никуда не улетучится. Оно с нами, с нашими семьями. Было, есть и наверняка будет. Ведь там, на полях сбора урожая, происходит масса интересного. Это отдельная часть жизни, о которой мы сегодня и поговорим с нашими земляками.
Илья Гвоздичкин,
электромонтер, Осинники:
— У нас всегда 10 соток под картошку в деревне у бабушки. Собираем урожай всегда вместе, причем с любимой дворнягой Джеком. Он всегда участвует в процессе, шныряет между нами. И каждый год мы смеемся: на мешок картохи у нас приходится как минимум 5-10 костей, закопанных псинкой в разное время. Так и собираем уже много лет два урожая: костей и картошки.
Валерий Коротыш,
лаборант, Белово:
— Многие знакомые вообще отказались от своей картошки. Хлопотно. А нам нравится вкалывать! Это хорошая физнагрузка, и мозги отдыхают от сидячей работы. И свою родненькую ни за что не променяем на магазинную. Наша сладкая, желтенькая, рассыпчатая. Копаем вилами, чтоб было меньше вероятности повреждения, и заодно взрыхляем землю.
Лариса Иванова,
кондитер, Юрга:
— Главное — не потерять здоровье на картошке. Мне помогает разминка шеи, спины и поясницы перед уборкой. Через каждый час – перерыв в работе. Ведра с картошкой поднимаем с мужем так: плавно присели, взяли ведерко, плавно поднялись. Полные – никогда! Прикупили пластмассовые – они весят намного меньше, чем старые и ржавые ведра-ветераны.
Ирина Соловей,
экономист, Прокопьевск:
— Массовые поездки на картошку в студенчестве не миновали и мое поколение. Все это преподносилось как тимбилдинг (когда коллектив сплотить нужно) для студентов и сотрудников, а по факту — бесплатная рабочая сила. Толку от нас было мало: парни придуривались, девочки хихикали, картошка летала по полю. В общем, остались самые романтические воспоминания. Там у меня стырили страшенный, по тогдашним меркам, дефицит — термос.
Евгений Гололобов,
инженер-строитель, Новокузнецк:
— На первом курсе нас на месяц отправили в поля убирать картошку. Что дали уборочные работы? Во-первых, деньги. При стипендии в 97 рублей я заработал 400 и купил себе джинсы. Во-вторых, общение. Всех своих 120 однокурсников я узнал там. Для меня, беловоротничкового мальчика, это был первый опыт того, сколько труда надо вложить, чтобы на столе появилась еда.
Валентина Козаченко,
творческий работник, Кемерово:
— В 80-е годы отец ушел из семьи, отсудив на память гараж с машиной. В гараже остались все «закрутки», домашние консервы и картошка. Мама осталась с нами, тремя дочерьми. Гордая, ни у кого помощи не просила. Зиму мы пережили. По весне в библиотеке, где мама работала, выделили участок «под картошку». Сажали вместе, за неделю управились. Потом все лето собирали колорадского жука, окучивали…. И вот приехали за урожаем. А картошку уже кто-то выкопал… Никогда не забуду, как горько плакала мама на этом поле. Потом я нашла на обочине в траве драные халаты, в которых орудовали воришки. Из кармана одного выпали два золотых кольца (обручальное и перстень с рубином) и новые «командирские» часы… Видимо, воры сняли украшения, чтобы не испачкать, и в спешке забыли. С тех пор я искренне верю, что справедливость существует.
Дмитрий Уваров,
редактор информационного агентства «НИА «Кузбасс»:
— У нас это семейный обычай. Садим около четырех ведер семян, накапываем около 45 ведер. Про молодость. Ездили в студенчестве с родней окучивать картошку в район Спиченково Прокопьевского района. Ехали долго, нудно. Заболтавшись за анекдотами, дважды проезжали место посадки по трассе. Добрались лишь часам к трем дня. Жара. Ну, мы быстренько поднапряглись и за два часа десять соток окучили. Радостные, веселые были, пока папа не увидел, что мы все это соседям сделали… Возвращались за полночь, злые. Зато убрать картошку помогли нам. Какие-то шаромыги выкопали и наше, и соседское поле. В конце концов, пришлось закупаться у фермеров. Дешевле и легче получилось.
Марина Нечай,
пенсионерка, Тайга:
— Эту историю рассказал знакомый. У него был участок земли, где решил посадить картошку. И вот наступило время уборки урожая. Приехал и увидел такую картину: на поле незнакомцы орудуют. Земля, где он посадил картофель, находилась недалеко от железнодорожной станции. Так вот, остановился один электропоезд, вышли человек пятнадцать – и к полю. Знакомый, понимая, что самостоятельно не справится с ними, проявил смекалку: принялся работать лопатой в три раза быстрее непрошеных гостей. Но больше мешка ему собрать не удалось. С тех пор картошку не садит.
Доминик Тэс,
владелец кафе, Кемерово:
— Мы выращиваем картофель для собственных нужд. Садим на поле площадью около четырех гектаров. Еще не собирали урожай, поэтому не знаем, крупные или мелкие картофелины. Так вышло, что в этот раз некогда было съездить на поле и сделать инспекцию. Надеемся, что все будет в порядке с урожаем. Садим картофель сорта Розара. Сорт немецкий, он отлично приспособлен для здешних погодных условий. И хранится отлично. Урожая хватает на всю зиму. Кстати, Розара отлично подходит для картошки фри, которую мы готовим в нашем кафе.
Рита Йозефа Госенс,
пенсионерка, Бельгия
(гостит в Кемерове):
— У нас садят картошку только фермеры, у них большие картофельные поля. По шесть соток, как здесь, в Бельгии не садит никто. Почему? Картошку дешевле и проще купить в магазине, чем вырастить самому. Особенно дорого обходится полив, поэтому никто не занимается выращиванием овощей. Я живу в частном доме, вся территория засеяна газонной травой. Еще есть плодовые деревья. У меня цветы и пряности растут в керамических горшках. Это удобно, не требует большого полива, и можно переносить куда угодно. А картошку я люблю в разных видах: фри, отварную, пюре.
Анна Тимощук,
Юлия Матющенко.