Соцсети:

Авангард по-тихому

9 сентября 2014 | Газета «Кузбасс»
аванградисты-трио

Гости составили трио: петербургский саксофонист Илья Белоруков и швейцарцы Jonas Kocher и Gaudenz Badrutt.

Электроакустическая импровизационная музыка звучала в минувшую субботу в Творческой гостиной КемГУ. Участники концерта – кемеровский авангардный музыкант Александр Маркварт (Маричев), петербургский саксофонист Илья Белоруков и швейцарцы Jonas Kocher и Gaudenz Badrutt.

Исполненные композиции и вся концертная программа никак не назывались. Как нет общепринятого названия у той музыки, которая в тот вечер прозвучала. Маркварт, представлявший музыкантов, определил её как импровизационную. Однако она совсем не похожа, например, на джаз 50-х – 60-х годов, с которым в первую очередь ассоциируется импровизация. Можно говорить скорее об экспериментах со звуком; шумовой или конкретной музыке, которую обычными нотами не запишешь.

– Музыка очень тихая. Мы играем без микрофонов. Это должно настроить вас на некое слушание. Вы будете слышать всё: каждый свой шорох, каждый удар сердца, – предупредил Александр Маркварт перед началом действа.
Три сета, каждый по полчаса. Первый – дуэт Маркварта и саксофониста Ильи Белорукова. Эти музыканты импровизируют вместе уже несколько лет. Предварительно никогда не репетируют – разумеется, это не лень, а осознанное решение.

Никаких эффектных соло. Илья, казалось, пытался не рождать звуки, а их перечёркивать. Вставлял в раструб саксофона пластиковую бутылку или кусок ткани. Инструмент играл еле слышно; иногда из раструба выходил вообще «неокрашенный» воздух. Свое-
образная музыка выдохов. Подобные минималистичные приёмы используют и джазовые саксофонисты, но у Белорукова из таких звуков состояла вся партитура. В арсенале Маркварта лежащая на ящике струнами вверх электрогитара и всевозможные объекты – вышелушенная кедровая шишка, игрушка-неваляшка, какие-то железки, на которых Александр играл смычком, и даже кубик Рубика, издающий звуки во время вращения плоскостей.

Во втором сете швейцарцы играли дуэтом. Jonas Kocher демонстрировал расширенную технику владения баяном. Использовал корпус и рёбра раскрытых мехов как ударный инструмент. Не раздвигая мехов, резко проводил рукой по кнопкам, пощёлкивание которых тоже становилось частью музыки. И только изредка играл на баяне «как положено». Казалось, в такие моменты лопнут перепонки: публика уже успевала привыкнуть к шепчащей и шелестящей музыке.

Завершающий сет – совместная импровизация Белорукова и швейцарцев, выдержанная всё в той же стилистике.

Вообще тишина и пустота – пожалуй, ключевые понятия для состоявшейся музыкальной лаборатории. Звуки проступали как скупые линии на абсолютно белом листе. Эпоху, в которую мы живём, называют «демократией шума». На состоявшемся концерте музыканты заставили каждого пришедшего вслушаться в тишину, в себя самого. Тишина воспринималась не как отрицательная категория, означающая отсутствие чего-либо, а как первооснова, из которой рождаются все звуки.

Оба швейцарца получили консерваторское образование. Как рассказали после концерта, начинали с музыки Баха, но сейчас традиционными проектами не занимаются. В Россию приехали (а они выступили в Петербурге, Москве, Ярославле, Томске и Новосибирске) благодаря поддержке швейцарского культурного фонда.

Илья Белоруков – заметная фигура на российской и международной альтернативной сцене.

Поинтересовался у него, что бы он ответил обывателям, которые отказываются считать подобные эксперименты музыкой.
– Без определённой подготовки так не сыграешь. Чтобы играть тихо, нужна предельная концентрация и определённые навыки звукоизвлечения. Если во фри-джазе возможна какая-то профанация, то в тихой музыке неумение или неподготовленность исполнителя будут заметны сразу.

Вместе с Ильей на площадке ГЭЗ-21 играл и кемеровчанин Александр Маркварт – организатор ежегодно проходящего в Кемерове фестиваля современных искусств «Тезисы» и участник передвижного фестиваля «МузЭнергоТур».

Именно Маркварт привёз швейцарских музыкантов в Кемерово. А недавно сам несколько недель выступал в Западной Европе (Польша, Франция, Португалия, Германия).
Александр Маркварт задумал сделать в Кемерове композиторский фестиваль с лекциями, посвящёнными главным композиторам двадцатого века. И до наступления холодов устроить перформанс. Музыканты нашли помещение, наполовину залитое бетоном, которое нужно очистить. Маркварт с единомышленниками решили сделать звуки отбойного молотка частью своей импровизационной музыки. Авангард, он бывает не только шёпотом.

Андрей НОВАШОВ.

Фото автора.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс