Актуальное

Таймень и хариус чистой воды

19 августа 2014 | Газета «Кузбасс»

Зарыбление

В Кемеровской области активно идет работа по воспроизводству рыбных запасов в водоемах. Есть и уникальные эксперименты.

Безвозмездный фонд природы

Уже второй сезон некоммерческая организация «Фонд дикой природы Кузбасса» работает над технологией воспроизводства ценных пород рыб – тайменя и хариуса. Уникальность работы заключается в том, что эту рыбу в товарном производстве не используют, она растет медленно, долго. Такие вот «дикие» виды, но именно они интересны в Кузбассе. Осетр и стерлядь, нельма и муксун заходят к нам иногда в Томь, но постоянно не живут. А вот хариус и таймень, несомненно, лидеры в местном спортивном и любительском рыболовстве.

Специалисты утверждают, что до конца отработанных методик разведения этих видов в стране пока не существует. Разработками начали заниматься в Уральском филиале ФГУП «Госрыбцентр», сотрудники которого были приглашены и помогали нашим специалистам в начале программы. Ожидаемый конечный результат — восстановление и увеличение численности тайменя и хариуса в реках Кузбасса.
Наши кузбасские ихтиологи сегодня изучают весь процесс поэтапно – от отлова особей, дающих потомство, до выпуска жизнеспособных мальков в водоемы области.

Среднетерсинское общество охотоведов и рыболовов (Новокузнецкий район) предложило фонду свою помощь, и уже второе лето подряд на территории общества ставится своеобразный «летний лагерь» — экспериментальная площадка. В нем живут рыбоводы: в конце марта в соответствии с лицензией отлавливают производителей, передерживают их в садках, оплодотворяют и «отдаивают», инкубируют, подкармливают вылупившихся мальков и в середине июля (в зависимости от погодных условий) выпускают в реки Кемеровской области.

— В природе у тайменя в среднем десять тысяч икринок, — рассказывает Денис Вертков, председатель прав­ления фонда. – Но до половой зрелости доживет всего две особи из этого числа. А если проводить искусственную технологию, как мы пытаемся, то на уровне подрощенного малька выживаемость получается 50 процентов. Даже если из 10 тысяч 100 рыбок доживут до половой зрелости, то по сравнению с этими двумя – разница колоссальная.

В прошлом году в водоемы области специалисты «Фонда дикой природы Кузбасса» выпустили 80 тысяч особей хариуса и 10 тысяч тайменя. В этом году – 128 тысяч щук и 195 тысяч хариуса. Зарыбляли Терсь, бассейн реки Кии, Белую Усу (Междуреченск), Томь. Конечно, говорят специалисты, эффективнее было бы зарыблять массово в год одно место, потом – другое, но…

— Но нам для начала надо было попробовать, как мальки переносят перевозку, — объясняет Алексей Ефанов, заместитель председателя фонда. — Мы их везли 800 километров – из Новокузнецка в Тисуль, и там ещё по тайге до места, где их выпускали, и ни один у нас не погиб. Все решаем таким вот экспериментальным путем. Большого опыта по воспроизводству тайменя нет ни у кого абсолютно, работает сейчас более-менее успешно Екатеринбург, попытки делает Красноярск – у них то получается, то не получается. У нас вот в прошлом году получилось и по тайменю, и по хариусу, а в этом только по хариусу. Отловили тайменя, а икру проинкубировать не смогли, потому что полевые условия не позволили: температура не достигла нужного уровня. Думаю, сделаем выводы и решим на следующий год эти проблемы.

Компенсация ущерба ценными породами

Одна из главных практических задач, осуществляемых фондом, – это возмещение ущерба, который наносят водным биоресурсам работающие предприятия. Когда они получают согласование Верхнеобского территориального управления на производство работ в водоохранной зоне (строительство, сброс-забор воды, добыча угля), им заранее рассчитывают компенсацию, которую они должны возместить природе. Работы эти в области всегда проводились, но тут есть одно «но».

До сих пор рыбу в качестве компенсации для Обского бассейна выпускали в Новосибирске. Юридические вопросы предприятия снимают, но не принимается во внимание, что фактически ущерб наносится в другой области.

— Предприятию, наносящему ущерб водным ресурсам, к примеру, посчитан ущерб 100 кг рыбы, — поясняет Алексей Геннадьевич. — Это может быть любой вид, который разрешен для компенсации: щука, таймень, хариус, пелядь. В свое время писали в обосновании «пелядь», потому что других предложений просто не было. Новосибирск по пеляди имеет большой опыт, с 1930 годов её выращивает, в Тюмени этот вид миллионами выпускают. Всё отработано, и с точки зрения экономики – выгодно. У одной особи может быть 20 тысяч икринок. А у хариуса в среднем две тысячи. Время, работа – те же, а выход у хариуса получается в десятки раз меньше. И затраты получаются даже выше, потому что пелядь неводом ловят, а хариуса так не поймаешь – там специфика своя. Образно говоря, 20 тысяч особей пеляди будут стоить 5 тысяч рублей, 10 тысяч хариуса – 50 тысяч рублей. Что выгоднее? И считать не нужно. А ведь вред наносится здесь, именно этому виду рыбы, именно в этой речке, но берется весь огромный Обской бассейн – от Урала до Красноярска (водосборы от Китая до Северного Ледовитого океана). Там видов – тьма тьмущая. Надо более конкретно подходить, наше такое мнение. На Оби, допустим, большие промышленные запасы, там люди на этом деньги зарабатывают, а у нас промышленное рыбоводство очень слабо развито. В то же время большая плотность населения, промышленность, техногенный ущерб…

Получается, что у нас не такая уж большая река, не так уж много рыбы, но много народа, нагрузка на реку большая. А мы там выпускаем, а здесь вычерпываем. Понятно, что в масштабах РФ нет разницы, в каком кармане: пиджачок-то один, а для нас это существенно важно. Чтобы зарыбление, компенсация ущерба, проводилось именно теми видами рыб, которые наиболее подвержены колебаниям, наиболее интересны в спортивно-любительском плане.

Как говорят специалисты фонда, с предприятиями эти вопросы медленно, но все же решаются. Хотя, конечно, цена выращенной особи не всех водопользователей устраивает. Пока им проще и дешевле купить рыбу пелядь, которую предлагает Новосибирск…

И ещё линка

В планах фонда в следующем году получить лицензию на отлов линка и попробовать его проинкубировать. Также предполагается совместно с кафедрой зоологии и генетики КемГУ провести мониторинг популяции хариуса и тайменя на территории Кемеровской области. Определить плотность населяемости этих видов на определенных участках реки Томи, чтобы сконцентрировать свои усилия на местах, где ощущается их нехватка.

— Есть у нас планы получить земельный участок и водоем недалеко от Кемерова, чтобы уменьшить транспортные расходы на производство, — добавляет Денис Вертков.
Евгения РАЙНЕШ.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс