Тварь не дрожащая
Задетое самолюбие, самоутверждение? Что могло двигать человеком, намеренно направляющим автомобиль на другого, беспомощно лежащего на дороге?..
Четверо на одного
«Федор, давай!» — только и услышал упавший на снег Сергей Миленчук. В следующее мгновение его ослепил свет фар, зловеще загудело быстро надвигающееся авто. Мужчина попробовал упереться ногами в табличку с госномером. Но силы явно были не равны, ноги ослабли… Над головой заскрежетало, одежда цеплялась за днище машины, Сергей стал мысленно прощаться с жизнью. К счастью, автомобиль вдруг забуксовал. Мужчина лежал между колес, грудь сильно сдавливало, не хватало воздуха. А машина, несколько раз попытавшись сдвинуться с места вперед, вынуждена была откатиться задним ходом. В нее заскочили еще трое парней, после чего послышался удаляющийся рев мотора. К Сергею Миленчуку подбежали две испуганные женщины – продавщицы из магазина неподалеку, до которого он не успел добежать, спасаясь от преследователей. Оттуда и вызвали «скорую». Время было около трех часов ночи…
— Сергей Миленчук работает водителем «БелАЗа» на одном из крупнейших угольных разрезов, — рассказывает старший следователь следственного отдела по Рудничному району города Кемерово СУ СК РФ по Кемеровской области Николай Беспалов. – Проживает он в Кедровке, где всё и произошло. После развода с женой растит сына, именно поэтому даже в отпуске мужчина не сидел без дела, понимая, что каждая копейка для них дорога. Узнав, что знакомый набирает водителей такси с предоставлением автомобилей, решил подработать у него. В тот день, 31 января, на выданных ему «Жигулях» Миленчук выехал на смену в три часа дня. Ночью остановился около одного из небольших магазинов и в ожидании клиентов уснул. Проснулся от шума – одновременно открылись две правые двери машины. В переднюю заглядывали трое незнакомых молодых людей, четвертый сел на заднее сиденье и попросил довезти их до Кировского района за 300 рублей. Они прекрасно знали, что обычно в ночное время таксисты берут за дорогу от Кедровки до Кировского значительно больше. Но когда водитель отказал им, назвав сумму в 500 рублей, стали грубо настаивать на своем. Потом начали вытаскивать его из машины. Миленчук пытался сопротивляться, но сидевший сзади парень дважды ударил его чем-то по голове, били и остальные. Один он не смог противостоять четверым. Избиения продолжились уже на улице…
Тот самый парень с заднего сиденья заскочил в заведенное такси и двинулся прямо на него. Сергей попытался добежать до магазина. Однако голова после нанесенных ударов кружилась, ноги ослабли, и метров через десять он упал. Его снова стали бить – и руками, и ногами. А потом – эта жуткая пытка нависшим сверху буксующим автомобилем…
— В показаниях Миленчука фигурирует еще один человек — коллега-таксист, машина которого находилась буквально в паре метров от его «Жигулей». Но я так и не поняла, куда он делся во время происходящего. Пытался ли оказать хоть какую-то помощь? – интересуюсь у следователя.
— Да, коллега был. Но когда начался конфликт, он, видимо, уехал, — отвечает Николай Беспалов. – И для следствия его позиция была примерно следующая: ничего не видел, ничего не слышал.
…Несколько месяцев потребовалось пострадавшему, чтобы восстановить здоровье. В заявлении, написанном в полицию, он попросил привлечь к уголовной ответственности только одного из обидчиков – севшего за руль вверенной ему машины.
Праздник,
перешедший в кошмар
Подозреваемого задержали, им оказался тоже житель Кедровки – Николай Цвелев. И для него было неожиданностью узнать, что уже вовсю идет расследование по другому заявлению. Ровно месяц назад, как раз в новогоднюю ночь, он со своим знакомым избил парня. Опять же — ни за что, просто посчитав задетым собственное самолюбие. Оба молодчика думали, что эта драка на пороге чужой квартиры сойдет им с рук, но всё вышло иначе… Имя Цвелева в деле уже фигурировало, стали искать второго участника. И выяснилось: Алексей Лапин «помогал» избивать и таксиста.
…Под Новый 2014 год родители сообщили своему уже взрослому сыну Андрею Шуляеву, что праздновать будут у знакомых, а квартира остается в его распоряжении. И молодой человек решил пригласить друзей. Собрались впятером, периодически к ним присоединялась парочка знакомых соседей. Около пяти утра, выйдя на балкон с одной из девушек, хозяин квартиры услышал внизу крики – дрались какие-то парни. С высоты четвертого этажа он сделал им замечание, рассчитывая на то, что они успокоятся.
Но не тут-то было. Через пять минут в дверь квартиры Шуляевых позвонили; хозяин, думая, что это спустились соседи, открыл.
— Ты орал? – с ходу задал вопрос стоящий на пороге незнакомец. За его спиной в подъезде топтались еще двое.
Андрей, не желая нарываться на конфликт, ответил, что не он. Но «гость» явно не намерен был отступать и, бросив взгляд на тельняшку на Шуляеве, злобно поинтересовался:
— Служил в ВДВ?
Ответ снова последовал отрицательный. Парень рванул тельняшку, а в следующий момент хозяин квартиры получил первый удар – кулаком в челюсть. Как скажет позже Лапин (а бил именно он), его оскорбил тот факт, что кто-то просто так носит одежду, имеющую отношение к воздушно-десантным войскам. Шуляев упал, его продолжили пинать в квартире, в том числе и Цвелев. Девушка из числа гостей попыталась позвонить в полицию со стационарного телефона, но трубку у нее вырвали из рук, а телефон отключили. В общем, праздник закончился совсем не радостно. Избитый сын, сломанный дверной замок, вырванная с корнем телефонная розетка – такую картину застали вернувшиеся 1 января родители Андрея Шуляева.
Во время допросов Лапин пытался взять вину по данному делу на себя, выгораживая своего приятеля – Цвелева. А вот последний со следствием сотрудничать отказывался, воспользовавшись правом, данным статьей 51 Конституции России, – не свидетельствовать против себя самого. На суде Лапину удалось добиться примирения с избитым парнем. Цвелева же осудили по двум статьям: «Причинение тяжкого вреда здоровью» (ч. 1 ст. 111 Уголовного кодекса РФ) за преступление с таксистом и «Незаконное проникновение в жилище, совершенное с применением насилия» (ч. 2 ст. 139 УК). По совокупности ему назначили четыре с половиной года в колонии общего режима. Приговор вступил в законную силу.
Наказание вынесено, но вопрос о том, что заставляет некоторых людей разжигать конфликты на пустом месте, остался. В данном случае Цвелев имел стабильную работу с доходом выше среднего, жил с женой и ребенком в собственной квартире, родственники оказывали ему всяческую поддержку. Казалось, живи да радуйся…
Елена АЛЕКСАНДРОВА.
От редакции. Имена и фамилии фигурантов уголовных дел изменены.