Актуальное

Улетел от рака

14 августа 2014 | Лариса Максименко
MLF1508

Конструктор Царев прикрепил винт к спине, осталось только прицепить параплан. Фото автора.

Страсть к конструированию «небесных машин» помогла кузбассовцу справиться со смертельной болезнью

Геннадий Царев, 78-летний известный изобретатель из Анжеро-Судженска, закончил свою новую конструкцию для полета.
На этот раз она выглядит как пропеллер, который крепится прямо… к спине человека!
— Дельтаплан строил, и не раз. Построил два самолета. Конструкций моторных для взлета с места (и не надо взлетной длинной полосы) нынче сделал за зиму и за лето две, — перечисляет дед Геннадий, запуская рукой блестящий сосновый винт.
Пропеллер крутится. Моторчик, ожив, жужжит. Порядок!
Конструктор, выключив его пока, проверяет дальше: примеряется к лётной амуниции, которая прикрепит его к винту и защитному кругу, смахивающему на… нимб.
Ремень вверх, вправо – щелчок.
Второй влево — готово.
Третий — к животу. Ок.
Шершавая правая ладонь ловит из-за спины рычаг газа, для старта. Он типа петли на ладошку… Да, сейчас задрожит земля… И старый конструктор скажет, не зря он полжизни отдал своей мечте о небе.
А началась она со страшного диагноза.

Операция

— В 1975 году мне сделали операцию – удалили опухоль. Повезло — лучший хирург города оперировал, — рассказывает Геннадий Владимирович. — И материал, как положено, отправили в онкологическую больницу на подтверждение или снятие диагноза. Да, это был рак. Мне назначили дальше лечение, регулярные проверки, анализы. Угроза метастазов, возвращения болезни осталась. Страшно самому не было – больше семья переживала. А я себе говорил: всё, операция удалась, надо жить дальше. Важно жить с интересом!
Психологи назовут мечту одним из рычагов, с помощью которых с больными может произойти чудо. А Геннадий Царев тогда, почти 40 лет назад, пришел к этому на интуиции. Он, электромеханик с шахты, «технарь», изобретатель («мои рационализаторские предложения внедрялись на шахте «Анжерская»), потянулся к небу.
— И через месяц после операции я уже кувыркался в воде, испытывая сделанный дельтаплан и пытаясь взлететь, — вспоминает конструктор. – Перед этим в техническом журнале заметка появилась про дельталёт. Я и загорелся. И сделал дельтаплан из подручного материала. Крепление – спинка стула, надевал её себе на спину. На крыло пошла парашютная ткань. Выпросил у родственницы, она, портниха, в то время как раз из парашютной ткани платья шила (не помню, как к ней тогда вообще списанный парашют попал).
Проверка дельтаплана прошла на Беловском море. Неудачно. Но Царев не унывал:
— Я люблю технические задачи. И путем расчетов и проверок, проб и ошибок понял, что же было с дельталётом моим не так: не хватило площади крыла, тяги винта… Годы спустя появились заводские дельтапланы, они – не редкость. Но меня всегда манило и манит построить летающий аппарат самому… И тогда я начал строить один самолет, другой.
Проверив первый вариант одноместного самолетика и от него отказавшись, не доделав, Геннадий все силы бросил на второй самолет, с другой схемой. И этот аппарат за последних два года несколько раз пробовал подняться в воздух, два крыла сломал. Но всё же, подпрыгнув, так и не взлетел окончательно.
Поняв причину и исправив её («надо же было всего лишь передвинуть центр тяжести у самолета»), дед запланировал победный взлёт. Но приболел («мне ж под 80 уже»). И, получив от врачей запрет на тяжелые работы как минимум на полгода, конструктор, не в силах сидеть без дела, придумал такое!..

В краю Карлсонов

— Еще в 1990-х я видел картинку из журнала, как один американец изобрел ранец с мотором. Надеваешь его, винт с мотором за спиной начинает работать. Конструкция соединена с крылом параплана. И всё: крылья есть, мотор есть, можно летать самому, без самолета, — рассказывает Геннадий Владимирович.
Попросив внука порыться в интернете, заскучавший этой зимой дед получил примерные параметры «того» ранца с мотором: диаметр винта должен быть 1,2 метра, мощность мотора – 15 лошадиных сил, ранец с мотором должен весить 30 кило.
— Описания, как делать, не было. И я обрадовался: я ж такое люблю. А тут еще знакомый парапланерист Валерий Томин сказал: ему бы мотор на параплан. У его знакомого парапланериста появился мотор для полетов — заводской, приспособленный, переделанный под параплан, 180 тысяч стоит… А мы с Валерием сделали «наш» вариант, и он нисколько не стоит.
Трубка по защитному кругу, за которым крутится винт, сделана из старых гардин. Моторчик – от старого мотоцикла. Ряд деталей токарь по знакомству сделал.
— Опасности от моего ранцевого мотора – ноль. Потому что крыло Валериного параплана (длиной 11 метров) всегда спасет. И если откажет мотор, ты сможешь плавно приземлиться, — объясняет дед Геннадий.
Кстати, идею янки насчет ранца с мотором для немедленного и простого взлета с любого места («и не надо тащить параплан на гору, чтобы с нее взлететь») кузбасский конструктор-любитель, перепроверив, изменил:
— Потому что мотор не работал из-за цилиндра вниз, «свечу» заливало. И я расположение в итоге сменил.
Этот тандем – конструктор Царев и парапланерист Томин – готов проверить ранец с мотором в связке с парапланом. Испытания на днях пройдут на полях под Лебедянкой, на самом, кстати, «карлсоновском» месте… Там во время войны жил и работал Спартак Мишулин, будущий актер, знаменитый Карлсон России… А какой Карлсон не мечтает о крутом пропеллере за спиной, чтобы он был и размером побольше, и чтобы леталось всё выше и выше…
Лариса МАКСИМЕНКО.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс