Актуальное

Куда приведет дорога?

17 июня 2014 | Газета «Кузбасс»

Пайщик-Сергей-Шадеев

Кузбасская компания, наметив несанкционированную технологическую дорогу в два десятка километров, затронула интересы сразу нескольких сторон

Пока суть да дело
Жители Беловского района прямо под майские праздники обнаружили, что по обширной территории проходит свежая грейдированная полоса. Чуть позже оказалось, что это ОАО разрез «Шестаки» прокладывает автомобильную технологическую дорогу к новому участку недропользования более чем 25 км, шириной около 30 метров. И идет она по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в собственности КУМИ, землям Беловского муниципального района и паевым землям собственников, которые в настоящий момент используются фермерами.
— В частности, — говорит Елена Молодкина, начальник отдела экологии и природопользования администрации Беловского муниципального района, — нам поступило две жалобы от фермеров, на основании которых мы провели мероприятие земельного муниципального контроля, осуществляемого в рамках земельного законодательства. Делали проверку специалисты МКУ Беловского муниципального района, в составе этой комиссии была и я, как начальник отдела экологии.

Мы выехали 5 мая и действительно обнаружили, что от самого разреза идет грейдированная полоса со снятием плодородного слоя почвы. Согласований на неё у нас не проходило, поэтому по виду стало понятно, что в дальнейшем это будет технологическая дорога, по которой от самого разреза до нового участка недропользования будет осуществляться перевозка угля. На сам участок у компании есть лицензия, но договором аренды он к началу работ ещё не оформлен. Мы проехали эту дорогу всю, по пути следования встретили грейдер. На вопрос: «Что вы здесь делаете?» — нам ответили, что ведут работы по распоряжению вышестоящего руководства. В день нашей проверки в администрацию поступает от компании заявление с просьбой согласовать строительство этой дороги: «Просим вас согласовать проезд технических средств по землям Беловского муниципального района по пересеченной местности без нарушения плодородного слоя почвы растительного мира района». При всем этом к моменту получения заявления все уже было нарушено. Возможно, плодородный слой они положат ещё назад, а за то, что они прошлись по полям фермеров, кто будет платить убытки? В настоящее время по результатам проверки составлен акт, написаны письма в Росприроднадзор, Россельхознадзор, в прокуратуру района, в управление Росреестра по Кемеровской области с просьбой провести проверки. Мы надеемся, что после всех мероприятий на организацию будет наложен штраф за нарушение земельного законодательства. Налицо нарушение плодородного слоя почвы без права пользования на эти земельные участки.

грейдер

Чувство, возникающее у людей, интересы которых затрагивает несанкционированная дорога, — недоумение. С какого такого перепуга разрез «попер» через не принадлежащие ему земли? Если брать в процентном соотношении, поясняют специалисты беловской администрации, то примерно 30 процентов земель, по которым прошлись несанкционированным грейдированием, это земли комитета правления госимущества, 60 – паевая земля, собственность граждан, и 10 процентов – муниципальные. Система, по которой недропользователи решают подобные проблемы, отработана уже давно. Что касается муниципальных земель, то согласно статье 31 Земельного кодекса РФ компании обращаются в органы муниципалитета с заявкой предоставить такие-то земельные участки для строительства необходимых объектов. Собирается градсовет, на котором принимается решение. Земли пайщиков либо выкупаются у собственников, либо берутся в аренду.

— Это нормальная практика, — поясняет Руслана Андреева, начальник земельного отдела МКУ «КУМИ Беловского муниципального района»,- так у нас работают все предприятия. Все знают федеральный закон о земельных отводах, там все четко прописано. Нет проблем, только вы сначала оформите, а потом начинайте работать.

Луга заливные, да как косить?
Сергей Шадеев, один из пайщиков, по полям которых прошлись грейдером, занимается сенокосом. К первомайским праздникам он вдруг обнаружил, что без всякого объяснения на его полях ведутся посторонние работы. Сегодня он тоже в недоумении: что теперь делать?
— Сейчас мы совсем не понимаем, что будет дальше. Уже много лет ведем здесь хозяйство, и никто никогда не мешал нам это делать. Я сеном занимаюсь, у меня там фазенда стоит, полевой стан, вся техника. И вдруг — никто не предупредил, взяли и проехали. Если дорога пройдет, мы, получается, отрезаны от своего поля. Потому что через технологическую трассу как трактора гонять? Если здесь она пройдет, это будет закрытая зона, через поля поедут «БелАЗы». Кто нашу технику будет через дорогу пускать?
— Косить я буду, — рассуждает Леонид Шибин, другой собственник, по территории которого прошелся грейдер, — но как здесь на комбайне проеду? Придется обкашивать этот участок. Судиться с разрезом в будущем у меня денег не хватит. «Кировец» только остается продать…
Беловские фермеры ждут ответа, что им делать дальше. Продолжать заниматься хозяйством, которое они вели уже не одно десятилетие, или им предложат продать свои земли? Если предложат…

Байатские сопки
Ещё один «кусок», который затронула несанкционированная дорога, — это Байатские сопки, особенно охраняемые экологами. Грейдер прошел между их хребтами.
— Территория Байатских сопок, – поясняет Юрий Манаков, д.б.н., региональный координатор Программы ПРООН-ГЭФ/Минприроды России в Кемеровской области и Республике Хакасии, – была внесена в план развития системы ООПТ (особо охраняемые природные территории) Кемеровской области как первоочередная, поскольку является наиболее уязвимой с точки зрения экстенсивного развития угледобычи в Беловском районе. Степь устойчива к пожарам, выпасу, запылению, но против ковша экскаватора и ножа бульдозера она бессильна. Строительство дороги угольным разрезом «Шестаки» начали в праздничные дни, без предварительных согласований с местной властью, без уведомления собственников земель — фермеров, напрямую через каменистые степные склоны сопок. Совершенно ясно: для сохранения степных ландшафтов Кузнецкой котловины необходимы чрезвычайные меры. Ни один участок не должен теперь страдать без предварительной законной договоренности о восстановлении нарушенных степных экосистем либо о компенсации в виде создания отдельного резервата для сохранения степного биологического разнообразия. Это цивилизованная мера, которая распространяется во всем мире. С прошлого года на территории Кемеровской области и Республики Хакасии заработал международный проект Программы развития ООН и Глобального экологического фонда, который действует совместно с Минприроды России, – «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России». Важно понимать, что стоимость экосистемных услуг, которыми пользуется все население, включая и самих угольщиков, намного превышает ценность того угля, добываемого с целью получения прибыли владельцами лицензий. На Проект сохранения Байатских сопок составлено техническое задание, и в ближайшее время в администрации Беловского района будет рассмотрен вопрос о создании новой степной ОППТ.
Евгения РАЙНЕШ.
Беловский район.

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Николай Борисович
11 лет назад

Собственники действительно совсем обнаглели. И это только один такой мелкий случай. Таких случаев намного больше, просто об этом не пишут (или не дают писать). Весь Кузбасс изрыт карьерами. Уголь сейчас дешевый, продается по низким ценам. Собственники тоже «выкручиваются» как могут — выводят деньги через оффшоры, используют налоговую «оптимизацию» (любой бизнес должен же приносить прибыль). Бюджет налоги недополучает. Получается, что за копейки продается экологическое благополучие кузбассовцев ныне живущих и будущих поколений. А добыча угля растет! Причем вся прибыль оседает в карманах узкого круга собственников, которые урывают деньги «сейчас» и потом «сваливают» в Москву. Недавний яркий пример — бывший собственник Сибуглемета — Мельниченко — «свалил» в Москву и заплатил там налог 2 млрд. руб. со своих доходов. Деньги ушли жителям Москвы, а в Кузбассе остались экологические проблема. И областная Администрация ничего сделать не может! Такой у нас «дикий капитализм». Есть конечно и «нормальные» собственники, которые средства вкладывают в Кузбассе и реально помогают жителям. Но все равно, это лишь небольшие крохи по сравнению с общим ухудшением состояния окружающей среды, лесов, рек, природных ландшафтов в нашем регионе. При существующем подходе к добыче сырья Кузбасс скоро превратится в сплошной «лунный ландшафт», если не усиливать реальные действенные меры по защите окружающей среды, восстановлению нарушенных ландшафтов и растительности, увеличению площади как существующих заповедников, так и организации новых охраняемых территорий.

ВИТлЬ
11 лет назад

Побубнили, пожали плечами и на этом все и остановится, фермерам скажут: «ребята, вот вам 20 копеек и валите куда хотите», муниципалов купят на корню, а про паевые земли вообще забудут. Ну наложили на них штраф — смешные деньги, заплатит разрез, наверх отчитаются: «нарушили — проверили — меры приняли — штраф копеечный получили — всё хорошо», на экологическую ценность вообще никто не смотрит, да как и кто ее оценивать будет? Включат в состав комиссии половину членов — администрации разреза, вторую половину — из уже отчитавшихся, что все замечательно чинуш, и нарисуют какой им нужно акт…
Проблема вся в том, что изначально нет в законодательстве такой меры, как разорительный для предприятия экологический штраф, а был бы, так прежде чем что то делать, думал бы народ. И это касается не только данной ситуации.

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс