Актуальное

Как закалялась… «пыль»

4 июня 2014 | Лариса Максименко

севастополь1У истоков дружины, члены которой на днях получили награды за возвращение Крыма в Россию, стоял и историк из Кузбасса.

«Внештатная» методичка

Про дружину «Рубеж» из Севастополя, созданную всего четыре месяца назад, уже ходят легенды. Например, о том, что она могла появиться из ниоткуда, захватить украинский военный корабль и исчезнуть, водрузив российский флаг. И что якобы руководил «Рубежом» чин «спецназа» ГРУ не ниже полковника. И что состоял «Рубеж» из офицеров России… Но на самом деле последнее – чушь.

А севастопольские мужики до того как собрались в строю «Рубежа», были обычными «диванными» мужьями, переключавшими каналы и особо «загоравшимися» разве что ко времени футбольного матча. Но зимой-весной 2014-го, когда Крым взбунтовался против новой Украины, заявившей, что русский язык станет второсортным и не украинцы – тоже, они встали. Люди мирных профессий. Один – без руки, Игорь Ескин, позывной Авторубеж. Другой – даже с сыном-школьником. И они так и были на всех операциях – плечом к плечу – отец и сын, Василий (позывной Кабан) и Тимофей Квышко…
– А я, далеко от Севастополя, хоть и был за штатом дружины, но жил её духом, – говорит кемеровчанин Антон Занин. – И когда севастопольский товарищ Володя Мельник, решив создать этот «Рубеж» (взяв позывной «Рубеж». – Ред.), рассказал мне об этом в сети, я отправил туда «методичку» с принципами общественной организации, с делением на группы. Мы это проходили в университете… И пока я составлял «методичку», еще не было ясности, чем же будет заниматься «Рубеж». Но мы все понимали: дружина, как минимум, станет защитой от массовых беспорядков.
А судьба сразу же взяла парней с «Рубежа» в оборот по максимуму…

Бой на детской площадке

О том, как «проснулось» в украинском – по карте – городе с русскими корнями чувство чести, Владимир Мельник, тамошний предприниматель, рассказывает на своем примере:
– Многие были против майдана. И когда потом начались захваты администраций в Полтавской области, на западе Украины, мы стали ждать повторения сценария и в Севастополе. Потому что нам дали понять: Севастополь – кацапы, «пыль»… И с 25 января мы стали собираться и охранять органы власти. Тогда же на форуме я создал тему «Добровольная народная дружина «Рубеж», и начали подтягиваться люди, хотя было и много скептиков.
…До 23 февраля (до 50-тысячного митинга, заявившего: пора в Россию!) добровольцы, дежуря, еще не очень верили в грядущие эпохальные события. К четырем утра разбегались, на страже оставив лишь трех-четырех самых упёртых… И наступало утро, и приходили бабушки с термосами с чаем, приносили теплую одежду «дозору» (было около нуля, но ветер с моря пробивал насквозь)…
А еще пробило добровольцев в те дни письмо, найденное в «камуфляжных» стеганых теплых штанах: «Дорогой друг, товарищ и защитник… Мне далеко за 70 лет, я родился, вырос и состарился в моем Севастополе, здесь и умру. Но умереть хочу в свободном и светлом Севастополе, который 24 года загаживают… крысы-бандеровцы… Пусть эти неказистые вещи согреют ваше тело, а душу пусть согреет наша Любовь! Отстаивайте Севастополь!»
А еще перед 23 февраля в Крым вернулись «беркутовцы» и солдаты-срочники.
– Лица молодые, но глаза – старые. Я когда еще по ТВ видел, как в Киеве жгли этих солдат «майдановцы», себя… дезертиром чувствовал. Я старше, сильнее и – остаюсь в стороне, – вспоминает Володя.

1-Владимир-Мельник
Это было последней каплей. И «Рубеж» стал патрулировать улицы с милицией.
– Мы задерживали провокаторов. В нас и стреляли, и ножи совали, – рассказывает Мельник. – Мои ребята голыми руками взяли провокатора из «Правого сектора», который открыл огонь на детской площадке. Он сделал семь выстрелов. Слава Богу, не попал. Я участвовал, когда мы с милицией «брали» уже его съемную квартиру. Там нашли «майдановскую» литературу, кучу шприцев, заряженных сердечными стимуляторами. От такого внезапного укола в спину, если сердце здоровое, через 15 минут человек умрет от инфаркта.
– И это «оружие» провокаторы применяли в Севастополе?
– Видимо, не успели, имели для митингов, на будущее…

На абордаж!

После референдума 16 марта и ухода Крыма в Россию «Рубеж» оказывался во всех важных местах передачи власти.
– Они были там, где вершилась История, – говорит историк Занин.
Самым большим риском был захват «Рубежом» украинских военных кораблей.
– Корабль «Тернополь» мы взяли за восемь с половиной минут, «Хмельницкий» – за пять с половиной минут, – рассказывает Владимир Мельник. – Мы разделились на группы – абордажную (человек 15) и береговую (30-40). И на буксире, подойдя к «Хмельницкому», врезались в правую «скулу» корабля. Нас не видно – прятались в носовой части буксира. После удара мы первые перебрались на корабль, положили на палубу двух вахтенных матросов. Следом – другие наши с буксира… Подтянули корабль к причальной стенке, и береговая группа «Рубежа» на него перемахнула. Захватили корабль без жертв, подняли российский флаг.
А вот при захвате корабля «Тернополь» дружинники «Рубежа» едва не погибли.
– Нас искупали в забортной воде. Это военные включили систему орошения – она в случае, если военный корабль подвергнется оружию массового поражения, смывает радиоактивную пыль, – объясняет Володя. – Потом видим – поворачивается автоматическая пушка, и мы чудом успели проскочить в «мертвую зону» и уцелеть. Иначе 30 «наших», точно, превратило бы в фарш. А дальше – большой опасности уже не было: оператор с пушки сбежал… И корабль мы взяли…
– 24 марта был указ о роспуске отрядов самообороны, но мы продолжаем помогать патрулям. И ждем, когда заработает механизм «нашей» регистрации, – говорит лидер «Рубежа». – Мы выполнили наказы дедов. И считаем Севастополь феноменом русского духа.
…И дело не только в людях. Само небо над Севастополем и Симферополем уже дважды поражало знамением. Закат над морем окрашивался в цвета российского флага, указывая курс…
Лариса Максименко.

Откуда и у нынешних севастопольцев такая сила духа?
Многие местные считают, что Севастополь «поднялся» первым и в итоге смог победить в том числе… благодаря учебнику «Севастополеведение». С 2007-го его ввели в 5-11-х классах, напоминая о русской чести, что оказалось важным в условиях «украинизации». В учебнике на каждой странице – описание подвига. На этом уже выросло целое поколение.
Письма исторических личностей про севастопольцев хочется читать и перечитывать. Мы по такой правде соскучились. Так, например, русский капитан Йоганн Кингсберген после боя двух русских кораблей с пятьюдесятью двумя турецкими, когда наши выстояли, а враг отступил, писал 23 июня 1773 года: «С такими молодцами я мог бы выгнать самого черта из ада».
…По поручению президента Путина, до 15 августа российские историки напишут для школьного учебника истории России главы о возвращении Севастополя и Крыма.
– Если попросят помочь, будем рады, – пояснила «Кузбассу» Екатерина Алтабаева, автор учебника «Севастополеведение». – Есть «точки» на карте мира, которые мы, историки, считаем судьбоносными. Они не раз меняли жизнь страны. Севастополь – одна из них… И интерес детей к Крыму растет. В мае мы отправили в Сибирь, по просьбе пятиклассника Миши Кемпфа, пятитомник по «Севастополеведению». Он на днях прислал ответ: сам прочитает и ребятам даст…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс