Соцсети:
Актуальное

Мастера высокой радости

2 июня 2014 | Газета «Кузбасс»
звонарь1

Илья – самый юный участник фестиваля. Фото Геннадия Полухина.

Фестиваль колокольного искусства «Звоны над Томью» в шестой раз прошел в музее-заповеднике «Томская писаница» в минувшие выходные.

Возрождение традиции

В 2008 году на берегу Томи впервые собрались всего девять звонарей. Нынче – уже более 30 человек. В основном это представители Новосибирской области, Кузбасса, Барнаула и Москвы.
Организаторы фестиваля из школы православных звонарей «Кузнецкая звонница» Кузбасской митрополии вспоминают, что искусство колокольного звона ещё недавно считалось практически уничтоженным. Первым в Сибири центром его возрождения 15 лет назад стала звонарская школа в Новосибирске, сегодня это уже многофункциональный Сибирский центр колокольного искусства Новосибирской митрополии, есть своя школа в Омске, планируется начать обучение звонарей в Иркутске и Красноярске.
А два года назад и в Кемерове открылась своя школа («Кузбасская звонница»), которая принимает звонарей для всей области. Учиться может любой желающий от 12 до 60 лет. Необходимость в таких школах возникает именно потому, что ныне нарушена традиционная практика, когда дело передавалось от мастера к подмастерью.
– Когда эта традиция будет восстановлена, уже можно будет вернуться к более древней практике, – считают в нашей звонарской школе.
И смотрите, что происходит. Самому младшему участнику нынешнего фестиваля Илье из Барнаула – десять лет. На учебной «тренажерной» звоннице он со всем пылом юной души может выдавать трезвоны, кажется, до бесконечности, нисколько не уставая от этого. Говорит, что начал заниматься этим искусством с шести лет, с помощью отца. Это подтверждение того, что все-таки возвращается старая традиция. И вообще многие нынешние звонари рассказывают, что пришли к этому занятию ещё совсем юными. У кого-то брат звонил и обучил, кого-то – отец…

Как заставить петь металл?

– Для того чтобы стать звонарем, иметь музыкальный слух, как ни странно, не надо, – улыбается Григорий Демченко, руководитель кузбасской школы. – Должно быть чувство ритма. История знает много звонарей, которые были глухими. Колокол не дает одну ноту, он дает сразу аккорд, так что подобрать звон по нотам не представляется возможным. Это такой необычный ударный музыкальный инструмент. Он настолько своеобразен, что невозможно научиться раз и навсегда. Каждый колокольный подбор индивидуален не только по своим звуковым характеристикам, но и по количеству колоколов. На одной колокольне их может быть пять, на другой – 15.
Печально, что в советское время вместе со звонарями исчезли и литейщики, которые отливали колокола, перепрофилировались на другие занятия, утратили секреты производства. На сегодняшний день в России около десяти производств, которые льют колокола. Но, по словам Григория, современные литейщики не достигли даже в этом мастерстве уровня XIX века. Очень сложно заставить металл петь. Одно дело отлить колокол по форме, как сковородку, другое – заставить его ещё и звучать. И вот таких мастеров, которые могут это делать в совершенстве, сейчас, к сожалению, не осталось.
– А колокольный звон должен быть естествен для любого русского человека, – убежден Григорий. – Это должно быть в крови. Нельзя представить Россию без колоколен. Главная же функция звонаря, в отличие от обычного творческого человека, не показать себя, а оповестить народ о богослужебных моментах. И, конечно, через свое творчество восхвалить Бога. Тут без душевного настроя, без умной молитвы ничего не может получиться. Когда человек поднимается на колокольню, он первым делом молится, крестится, молитву возносит в себе, а потом свою внутреннюю молитву воспроизводит в колоколах.

Послушание в звуке

– Звонарское послушание – это именно послушание. Звонарь не сам по себе на колокольне звонит, когда захочет, – подтверждает Алексей Талашкин, заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства. – Он участвует в богослужении, в назначенное время он должен начать звоном, в назначенное время должен закончить, на каждый звон звонаря благословляет священник и с каждым звоном начинается само богослужение. Прихожане должны слышать колокольный звон, когда идут в храм.
Если в колокольном звоне в богослужении есть четкие каноны, то в трезвонах импровизация необходима. Специалисты сегодня спорят об этом, так как местных традиций колокольного звона в России было много. Наверное, и у нас в Сибири были свои особенности, но подтвердить это очень трудно и маловероятно. Потеряно…
– Сегодня есть такая тенденция – превратить колокольный звон в виртуозное концертное искусство, не имеющее отношения к церкви. Сделать шоу. То есть колокольный звон стал модой, не успев стать наукой и восстановиться как церковное искусство, – говорит Лариса Благовещенская, кандидат искусствоведения, научный консультант Сибирского центра колокольного искусства, почетный гость фестиваля. – Это очень многих людей беспокоит. Я же думаю, что это просто определенный этап. На волне общественного интереса многие любуются своей виртуозностью, упуская при этом саму суть. Технические приемы – это неплохо. Но какая от них польза, если при этом цель у человека – показать себя, когда у него одна мысль в голове: «А я ещё и это умею»? На самом деле нужно просто какие-то технические приемы перенять, одухотворить и сделать это частью традиционного колокольного звона.

«Робототехника» как шаг назад

В общем, фестиваль звонарского искусства – это вовсе не традиционный конкурс, где определяются лучшие и распределяются места. Когда слышишь колокольный звон, пронизывающий пространство над рекой и действительно взмывающий в небо, кажется, что вот-вот поймешь что-то главное, ухватишь сущее…
– В последнее время часто жалеют звонарей, говорят, что они на холоде, в мороз, дождь мерзнут, – замечает Алексей Талашкин. – Кстати, это приводит к появлению электронных звонарей, устанавливают роботов. Но на самом деле это же радость – звонить в колокола. И ни один автомат душу в это не вложит…
Евгения РАЙНЕШ.
Яшкинский район.

Другие статьи на эту тему

Новые страницы «Каменной книги»

В эту субботу в музее-заповеднике «Томская Писаница» состоялся Пятый фестиваль исторической реконструкции «Каменная книга».

18 августа

В Кемерове проходит конференция археологов, посвященная 300-летию открытия Томской писаницы

В 1721 году немецкий ученый Даниэль Готлиб Мессершмидт, состоявший на службе у Петра I, впервые…

05 ноября

Под парусом «Орла»

Флот музея-заповедника «Томская Писаница» пополнился стругом под названием «Орёл». На днях прошли его первые ходовые испытания.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс