Актуальное

Бизнесмену, как волку, всегда нужно искать нового оленя

30 мая 2014 | Татьяна Минеева

семья-Равидовых

Кто из нас в годы перестройки, когда дали зеленый свет развитию малого бизнеса, не думал об открытии своего дела? Но большинство помечтали и на этом остановились. Супруги Андрей Равидов и Марина Черненко, собственники фирмы «Бызовские сладости», подумали, помечтали – да и открыли свою первую торговую точку на рынке. Никто из них тогда не предполагал, что тем самым они сделали первый шаг к созданию семейного бизнеса.

Марина, продавец по образованию, сама встала за прилавок. Андрей, имея за плечами диплом СибГИУ, продолжал работать водителем. Вместе поехали налаживать контакты с производителями сладкой продукции. Побывали на Киселевской, Прокопьевской, Томской кондитерских фабриках. Вернулись с договорами на закуп товара. Ассортимент был большой, сладкоежек в Новокузнецке оказалось очень много. «Кондитерка» пользовалась спросом в сто раз лучше, чем сейчас», — вздыхает Марина, которую муж в шутку называет «серым кардиналом», поскольку она всегда находится в тени, отдав пальму первенства в бизнесе главе их многодетного семейства, и которая с утра до вечера на работе и решает многие производственные вопросы.

Супруги объясняют тот первый свой успех тем, что тогда, после памятного всем советского дефицита, рынок еще не насытился продукцией в полной мере, потому что производителей было раз, два и обчелся. А потребность в сладостях у населения была высокой. Возможно, таким образом люди пытались подсластить горькую пилюлю «дикого капитализма», пришедшего на смену «развитому социализму». Кстати, экономисты заметили, что в кризисные моменты развития сладости всегда идут «на ура». «А может быть, мы просто обожествляем прошлое», — философски замечает Андрей. – Продать десять коробок пряников – это, по тем временам, казалось очень много, тем более что сравнивать нам было не с чем. Конкуренции практически не было. Хотя проблем было немало как тогда, так и сейчас. Это особенность российского ведения бизнеса – легко не бывает никогда, идешь к маленькому успеху через большие преодоления».
Вскоре открыли вторую, третью, четвертую торговые точки. Андрей ушел с работы и стал совместно с Мариной заниматься «раскруткой» торговли. Постепенно бизнес мутировал — начали заниматься оптом. Взяли в аренду два гаража, которые стали распределительным центром. С кондитерских фабрик сюда доставляли товар, разгружали, а потом Равидовы развозили его по своим объектам, продавали оптовыми партиями коллегам по бизнесу.

«Мы всегда росли от несчастий, — говорит Андрей. – В один прекрасный день приезжаем, а оба гаража, накануне забитые под потолок коробками с кондитерскими изделиями, стоят открытые и пустые. Нас обворовали! Поняли, что работать по-прежнему нельзя. Нужно легализоваться, нанять охрану. Открыли склад оптовой торговли на улице Вокзальной. Именно тогда завязали знакомства со многими директорами, технологами производств, поставлявших нам свою продукцию. В то время был узаконен бартер. Я им загонял сахар, а они рассчитывались со мной продукцией. Тем самым мы законным способом оптимизировали налоговые препоны».

Через пять лет заниматься банальной перепродажей стало неинтересно. Пришла мысль попробовать самим производить кондитерские изделия. Удивительное дело, но именно в тот момент в жизни Андрея и Марины случайно, а может быть, и не случайно, если принять точку зрения, что все вершится свыше, появился человек, который помог осуществить задуманное.

Однажды, выходя со склада, Андрей встретился с механиком, с которым познакомился на Прокопьевской кондитерской фабрике. На тот момент он ушел с работы и искал, где можно приложить свой профессиональный опыт. Равидов предложил ему начать новое производство с нуля. Мужчина, не раздумывая, согласился. «Он не просто рассказал, как надо делать, с чего начать. Он дал нам большее – веру в то, что все у нас получится», — вспоминают супруги. Но «посланник небес» как неожиданно пришел, так неожиданно и ушел. А они уже арендовали под цех маленькую столовую в Бызово (отсюда и пошло в дальнейшем название продукции), купили печи, тестомес, штамповочную машину, вложили деньги в сырье. «Мы были в растерянности, не знали, что делать. Жена только что родила третьего ребенка, и все внимание уделяла ему. Решили нанять няню, а Марина едва ли не переселилась в цех, изучала специальную литературу, настраивала производство. Поскольку наш бизнес вырос с кондитерского прилавка и оттуда эволюционировал, мы хорошо понимали, какой товар лучше пользуется спросом, поэтому решили начать с пряников. Так начался новый, производственный, этап нашего семейного дела. Это был 2003 год, а в следующем к нам пришла устраиваться мастером в пряничный цех Елена Владимировна Широкова и привела с собой целую бригаду профессиональных кондитеров. Пять лет отработала технологом, внесла весомый вклад в развитие производства», — рассказывает Андрей.

Сегодня компания «Бызовские сладости» — это пять торговых точек, производственный цех, склад, около ста работников, 70 единиц кондитерской продукции. Интересно, что, развивая бизнес, они никогда не пользовались кредитами, а просто потуже затягивали финансовый поясок и таким образом приобретали то, что было необходимо на тот или иной момент.

В любом бизнесе главное – человеческий фактор, уверены хозяева ООО «Бызовские сладости», успех фирмы зависит от людей, с которыми работаешь. С кадрами им всегда везет. Есть команда, есть общее понимание процесса, который сообща делают. Но чтобы наемные работники трудились с полной самоотдачей, их нужно заинтересовать. «Мы стараемся не только платить достойную заработную плату. У каждого человека на первом месте всегда стоит семья. Кто-то вышел замуж, родил ребенка, кто-то проводил сына в армию, у кого-то мама заболела и так далее. Мы никогда не остаемся в стороне, делим с людьми и горе, и радость. Может, поэтому от нас редко уходят. Некоторые работают с самого основания предприятия», — объясняет Марина.

Нынешнее положение малых предприятий Андрей Равидов оценивает как критическое. Многие его коллеги уже вылетели в трубу. Год назад, к примеру, закрылся «Русь-Хлеб», на грани банкротства кондитерская фабрика «Кузбасс», сокращает производство фирма «Золушка». Порою «Бызовские сладости» тоже оказываются на грани выживания, кажется, этот месяц — последний. Но потом каким-то непостижимым образом выкручивают руль семейного бизнеса и выравнивают движение.

«Главная причина в том, что в Новокузнецк зашли большие федеральные торговые сети, которые вытесняют с рынка мелкую розницу. Работать с нами не желают принципиально. У них давно установившиеся связи с крупными поставщиками, а мы, с их точки зрения, – мелкая сошка, которой не стоит уделять внимания, хотя Закон о торговле обязывает это делать. Если и берут на реализацию наш товар, то выставляют драконовские условия. К примеру, дебиторка должна быть как минимум полмиллиона рублей. Настаивают на уплате ретробонусов, то есть премии в размере 10 процентов за то, что торгуют нашим товаром. Нереализованную продукцию возвращают по той же цене, по которой закупали, при этом она оказывается мятой, потерявшей товарный вид, видно, что обращались с ней крайне небрежно, — присоединяется к разговору старший сын Ким, студент Томского университета, без пяти минут маркетолог. — Шаг вправо — штраф, шаг влево – штраф. Мы, как рабы, в полной зависимости. Не согласишься с их условиями или будешь жаловаться, останешься без рынка сбыта». «Недавно разговаривал с женщиной — директором одного кондитерского предприятия, которому крупная торговая сеть только за один год выставила штрафов на девять миллионов рублей. Результат – тотальное разорение фирмы и открытая операция на сердце у ее хозяйки», — добавляет отец.

«Сделайте так, чтобы ваша продукция хранилась полгода, как у европейских производителей, тогда будем разговаривать», — зачастую слышит Равидов от ритейлеров. И их мало интересует, что в бызовских изделиях нет ни грамма консервантов, искусственных добавок. «Предлагают нам сделку с дьяволом, — горячится Андрей. — Считаю, 30 суток более чем достаточно, чтобы торговать нашей продукцией в Кузбассе. Мы же не стремимся в Москву или Владивосток. «Бызовские сладости» — конкурентоспособная продукция, достойная того, чтобы появиться на прилавках больших магазинов. Четыре золотых медали «Сибирской ярмарки» за качество говорят сами за себя».

Один в поле не воин, поэтому супруги решили организовать в Новокузнецке Ассоциацию производителей юга Кузбасса, которая будет защищать интересы местных игроков кондитерского рынка. Недавно собрали коллег на откровенный разговор. Оказалось, у всех одни и те же проблемы. Обратились за помощью к власти, которая обязана защищать бизнес своего региона, потому что это рабочие места, налоги в бюджет, а значит, должна настаивать, чтобы торговые сети отдавали предпочтение продукции местных товаропроизводителей, размещали ее на «красной линии». «К сожалению, пока мы не ощущаем поддержку власти. О нас вспоминают, когда нужна ярмарка в центре города. Мы идем навстречу, торгуем по минимальным ценам, зачастую себе в убыток. Ярмарка прошла – о нас забыли», — по-мальчишески откровенно, не опасаясь последствий, высказывается Ким. «Ассоциации необходимо выработать стратегическую наступательную инициативу, — считает его отец. — Добиться, чтобы в городе неукоснительно соблюдался Закон о торговле, были единые правила игры, не ущемляющие интересы ни ритейлеров, ни местных производителей, договоры о сотрудничестве заключались на паритетных началах. Ведь если хотя бы один производитель согласится на кабальные условия, в которые нас хотят поставить крупные торговые сети, это вынуждены будут сделать остальные. (29 мая глава Новокузнецка Сергей Кузнецов провел встречу с представителями розничных торговых сетей и местными товаропроизводителями, где обсуждалась реализация мер по продвижению и сбыту продукции местных товаропроизводителей. – Ред.). Еще мы договорились о создании единой базы данных пищевого оборудования, сотрудников, чтобы не было так: на одном кондитерском предприятии работник попадает под сокращение и уходит совершенно в иную сферу деятельности, а в это время другое предприятие ищет и никак не может найти кондитера. Обмен информацией пойдет всем нам на пользу».

В 2013 году производство «Бызовские сладости» из прибыльного вышло в ноль. Начало 2014-го реально показало, что есть большие проблемы. Рухнул Новокузнецкий муниципальный банк. «К нам на счет поступили от контрагентов 6 миллионов 300 тысяч рублей, мы их переслали другим, а деньги потерялись. Государство компенсировало 700 тысяч. Я два месяца был в депрессии, лежал плашмя, думал, сердце остановится, — вспоминает Андрей. – Но верно говорят: то, что нас не убивает, — делает сильнее. Подобное было в биографии фирмы не раз. И склады, как я уже рассказывал, грабили, и машину из зависти сожгли. В такие моменты семья еще больше сплачивается. Порою случается эмоциональное выгорание, голова перестает думать. Но тем и хорош семейный бизнес, что всегда есть рядом человек, который даст возможность на несколько дней отойти от дел и отдохнуть не в ущерб общему делу».
В день нашей встречи Андрей Равидов вернулся из поездки по малым городам, селам Кемеровской области, где искал каналы сбыта своей кондитерки. «Бизнесмену, как волку, всегда нужно искать нового оленя, — говорит он. — Поэтому я часто в разъездах. Вот только не за оленем сегодня бегаю, а за зайцем, если не за мышкой».

Но есть и белая сторона у медали по имени «малый бизнес». При всех колоссальных сложностях его ведения в нашей стране супруги однозначны: если бы пришлось заново выбирать между работой по найму и своим делом, выбрали бы второе, потому что это полная свобода действий, абсолютная самореализация и достойное финансовое вознаграждение за упорный труд. Первые пять лет трудились по 20 часов в сутки, не думали об отпуске. Теперь позволяют себе отдохнуть от праведных трудов. В прошлом году всем семейством путешествовали два с половиной месяца по Америке, взяв напрокат автомобиль. В позапрошлом объехали всю Европу. «Будь мы не в бизнесе, вряд ли бы потянули такие поездки с тремя детьми, которых, кстати, воспитываем в трудолюбии и любви к Богу. Мечтаю еще о рождении девчонок – двойняшек», — признается отец семейства.

Оценивая пройденный путь, Андрей и Марина отмечают, что добились многого. Конечно, хотелось бы еще большего. В какую сторону идти и что делать, они понимают. Глава бизнеса часто разговаривает с покупателями, интересуется их мнением. Сегодня людям приходится экономить на всем, поэтому основное их требование — чтобы продукция была дешевой. А еще хотят видеть на витринах что-то принципиально новое. «Будем выходить за рамки того, что привыкли делать, что привычно называют кондитерскими изделиями», — планирует Марина.

Часто вечерами семья собирается вместе за столом и обсуждает новые идеи. Очень много дельных предложений поступает от двадцатитрехлетнего Кима. Он уже не просто помощник, а равноправный партнер, и часть вопросов давно отдана ему на откуп. Маленькие — тринадцатилетний Богдан и одиннадцатилетний Артем — тоже не остаются в стороне, участвуют в разговоре, приобщаются к общему делу. Родители заложили первый кирпич в основу семейного бизнеса, молодому поколению его продолжать, развивать и передавать уже своим детям.
Татьяна МИНЕЕВА,
Фото Ярослава Беляева.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс