Актуальное

Из ссылки – в космос…

29 мая 2014 | Лариса Максименко

сураев1

Наш земляк Максим Сураев провел на околоземной орбите первые рабочие сутки своей второй «звездной» командировки

Впереди – полгода полета. Командира космического корабля Сураева ждут 167 суток романтики и тяжелой работы. И соседство звезд, до которых, кажется, теперь-то точно можно дотянуться рукой, о чем мечтали в 1930-х сураевские прадеды… в сибирской ссылке.

Корреспондент «Кузбасса» перед стартом корабля «Союз ТМА-13М» (который в четверг в 8 часов 44 минуты 4 секунды по кузбасскому времени успешно доставил трех космонавтов на международную космическую станцию) встретился с земляками Максима и поговорил с его родными, чтобы понять удивительную тягу Сураевых к жизни и небу.

Нарым

Про то, что 42-летний космонавт Сураев связан корнями не только с Уралом, где родился, но и с Сибирью, с нашей деревней Сарбалой, Кузбасс «заговорил» еще 30 сентября 2009 года. Тогда Максим полетел в космос впервые и стал третьим космонавтом в истории региона после Алексея Леонова и Бориса Волынова. А приземлился 18 марта 2010-го, прославившись на весь мир как первый космический блогер и первый человек с Земли, вырастивший в космосе… пшеницу!

С тех пор, с момента, кстати, не очень удачной посадки (у него была повреждена диафрагма, но операцию сделали успешно), Максим стал мечтать о следующем полете.

— Он не хочет останавливаться, и правильно. Потому что космос для него – всё, — без ревности, с любовью говорит Анна Сураева, жена космонавта. – Максим вообще раза три-четыре планирует слетать в космос как минимум.

И слетает. И будет, как сейчас, снова всем казаться улыбчивым везучим баловнем судьбы. И только его самые близкие люди знают тайну рода Сураевых и страшное «горнило», через которое те прошли.

— Наш род происходит от зажиточных крестьян Сураевых. Они были раскулачены в 1930-х, вывезены в район Нарыма, высажены на берег большой реки на открытом месте, без средств существования, — рассказывает «Кузбассу» Виктор Сураев, отец космонавта. – Люди боролись за выживание, мечтали оттуда вырваться, но потихоньку вымирали. Умерли там и наши деды, их дети осиротели.

…Это был самый северный и гибельный из-за морозов, болот, болезней и голода край, куда ссылали участников главных бунтов в России. Но главным «ужасом страны» Нарым стал в 1931-м, когда Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», и в край предстояло пригнать больше миллиона «кулаков». Строить бараки для них было некому. И времени не было. И «кулацкие» семьи просто сгружали с барж на берег, бросая вслед пару топоров и пил и говоря при отходе: стройтесь, успеете до зимы – выживете.

…Выжили на нарымской земле из Сураевых лишь две маленькие девочки, две сестры. Их, осиротевших, отправили в детские дома, причем в разные.

— А выросли они — приехали жить в Кузбасс. Одна – в Сарбалу после педучилища работать учительницей (это была Дарья Ивановна, бабушка космонавта. – Ред.), другая – в Киселевск, работать при шахте. Шел 1949-й год, — вспоминает Виктор Сураев.

сураев

Огромное небо, одно на двоих…

В Сарбалу молоденькая белокурая учительница Дарья Ивановна приехала не одна, а с двумя малышами: с сыном Витей и дочкой Наташей.

— С семьей не сложилось, детей поднимала сама, — вспоминает подруга Александра Петровна Хахилева. – Ей дали старый дом. В нем — кухня и комнатка, при нем — семь соток огорода под картошку. Днями она пропадала в школе. А вечером, молодые ж были, уложит ребят дома, сама – на танцы. Пару вальсов прокружит и бегом домой…

В Сарбале Дарья Ивановна проработала 12 лет. И за это время столько учеников (а тогда были классы даже по 45 человек), как вспоминает Зоя Дмитриевна Пушкарева, 40 лет проработавшая в сарбалинской школе, обучила читать, писать, любить Родину!

— Помню, мы школу заканчивали и позвали на выпуск первую учительницу – Дарью Ивановну. И столько ей цветов надарили, еле могла удержать, — улыбается Галина Аверина.

— Вообще школа в Сарбале (а Виктор Сураев там окончил 8 классов, потом в Малиновке – 9 и 10-й класс до переезда Дарьи Ивановны, вышедшей замуж, в Калтан. – Ред.) была очень сильная, — подтверждает отец космонавта. – Там были увлеченные, авторитетные учителя. Школа была центром, на который равнялась Сарбала при директоре Иване Ивановиче Аверине (и считаю, так сохранилось до сих пор). Поверьте, уже будучи кандидатом наук, я все равно каждый раз обращаюсь к мысли, как мой путь оценят школьные учителя… Кроме того, каждый сарбалинец продвигается по жизни нелегким путем, трудом. Это закаляет. И это немало…

В Сарбале помнят и маленького Максима (будущего космонавта), которого Виктор, став штурманом ВВС, начав летать, а потом – преподавать, привозил к Дарье Ивановне на лето. И помнят в Сарбале даже начало общей «сураевской» мечты!

— Два наших дяди – Политовы – были летчиками. Когда они приезжали в гости, их зазывали в школу. А дядя Валентин уже был в отставке, тосковал по небу. И, помню, рассказал детям, как служил в Германии после войны, и что-то случилось с его самолетом, но выпрыгнуть он не мог – иначе бы самолет упал на город. Дотянул, сколько смог, городок спас, а сам катапультировался настолько близко к земле, что разбился, и из-за травм его списали, — вспоминает Галина Аверина. – Когда он это рассказывал, Витя Сураев слушал с горящими глазами! И вот с того дня он решил поступать только в «лётное» и добился своего…Мечтал также стать космонавтом.

И вот так от старшего Сураева любовь к небу перешла по наследству. И в ночь с 28 на 29 мая 2014 года полковник Сураев-старший проводил уже во второй полет в космос полковника Сураева-младшего не просто как отец, а как соратник:

— Было тревожно, и было такое чувство гордости! Посидели «на дорожку», пожелали удачи…

Мы, кузбассовцы, тоже желаем Максиму и его экипажу успешного полета и ждем в гости осенью, после приземления…

Лариса МАКСИМЕНКО.

Кстати

Как вырастить космонавта?

Сураевы (отец и сын) охотно делятся семейными знаниями. Потому что верят: космосу в XXI веке очень нужны сибиряки, с их генетически особой упёртостью и выносливостью.

— И если ваш ребенок родился здоровым, и мать не курила во время беременности и вскармливания, то она не обрезала ребенку возможности стать космонавтом. А дальше — здоровье надо укреплять. Нормальный пацан должен хотя бы 10 раз подтягиваться, 15 раз подносить прямые ноги к перекладине, 20 раз отжиматься, — говорит отец космонавта Виктор Сураев. — Бегать на лыжах 10 км хотя бы за 40 минут. В идеале — стоять стойку на руках, прыгать сальто назад с места.

Каждый день — обливаться до пояса или полностью холодной водой. Здоровье накапливается постепенно…

Максима этому я научил с детства. Он начал с пяти лет с секции акробатики. А в 11-м классе на лыжах 10 км пробегал за 36 минут. И за тренировку мог пробежать до 45 км и потом — в баню…

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс