Не урезанное богатство отношений

Ирина Млодик – председатель Межрегиональной ассоциации психологов-практиков «Просто Вместе», кандидат психологических наук, сертифицированный гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, детский психолог.
В добрый путь
Вот что пишет сама Млодик в аннотации: «Эта книга для любящих, мыслящих и немного тревожных родителей, которые понимают или догадываются, что они растят настоящее чудо. И потому в ней не будет умных советов и правильных указаний.
Я не знаю, что нужно, чтобы именно ваш ребенок вырос счастливым. Но верю в то, что книга позволит вам лучше понимать своих детей, превращая совместную жизнь в увлекательное путешествие».
Мои личные впечатления таковы: книга написана очень доступным и легким языком, что немаловажно для «напряженных» мам и «закрытых» пап.
В ней, думаю, каждый во многом узнает себя, свою семью (очень верно подмечены многие нюансы нашего уклада жизни и воспитания, все бытующие стереотипы, ошибки в поступках и последствия, которые с ними связаны). То есть издание не просто о детях, оно – обо всех нас.
Автор и пытается помочь всем нам разобраться в жизни, увидеть себя со стороны и наладить отношения со своим ребенком.
Конечно, это требует работы, терпения и огромного желания. И, безусловно, ошибок в воспитании не избежать. Но ведь и книга про НЕИДЕАЛЬНЫХ родителей. Млодик даже считает, что это плюс: «Ребенок, выросший рядом с неидеальным родителем, счастливее, здоровее и действительно «богаче» тех детей, чьи родители демонстрировали лишь «урезанный» набор чувств, стремясь быть идеальными».
Вопросов, на которые отвечает автор, – много. Вот лишь некоторые из них.
Я сказала «нельзя»!
Не слишком ли мы строги к детям? Или, напротив, не слишком ли мы покладисты? У опытного детского психолога свое отношение к запретам: «Часто наблюдаемый запрет из раннего детства: гуляющий малыш радостно несется к турнику и качелям, которые он увидел в незнакомом дворе. «Стой, нельзя!», в крайнем случае «Осторожно!» обязательно услышит он вслед. Большинство мам не разрешают детям лазать где вздумается, тем самым давая любимому ребенку незамысловатое послание: «Ты неловкий, ты не справишься, обязательно упадешь и расшибешься!» Так, постепенно, внимая запрету, ребенок перестает верить своему телу… Мне кажется, что полезнее научить ребенка лазать, чем запрещать ему это. Хотя запретить, конечно, проще».
Об одаренных детях
«Они очень активны. Они подвижны настолько, что могут показаться гиперактивными, при этом их внимание будет оставаться достаточно сконцентрированным. Активно двигаясь, они могут лучше других детей запомнить, о чем говорилось в классе, или про что на экскурсии рассказывал экскурсовод. Маленькими они не любят засыпать, как будто сон им кажется потерянным временем… Почти весь день они очень деятельны и стремятся непременно чем-то занять свой жаждущий работы мозг. Их главный враг — скука. А еще у них плохо развита мелкая моторика. Застегивать пуговки на рубашечках, завязывать шнурочки — все это для них непосильная задача».
О семьях с одним ребенком
«Единственный ребенок в семье — совсем не плохо: он получает весь мир. Всю любовь, заботу и ласку, но также и всё беспокойство, тревогу и ожидания родителей. Он привыкает к собственной исключительности, что само по себе хорошо. Но если единственный ребенок замыкается в рамках собственной семьи, то, попадая в другую систему (садик или школу), он либо конфронтирует с ней, либо ранится о разрушение иллюзии о собственной исключительности. Единственный ребенок часто бывает либо избалован тем, что его желания угадываются заранее, или он может быть обременен грузом родительских ожиданий и тревог…».
Анна ТИМОЩУК