Клад Колчака – легенда или быль?

Хранители истории – директор городского музея г. Тайги Ольга Коврова и научный сотрудник музея Дмитрий Ковров.
Эшелон Верховного Правителя России все дальше отставал от собственной армии, отступавшей на восток. В хаосе всеобщей неразберихи приходилось неделями простаивать на станциях. Награжденный за оборону Порт-Артура золотым оружием с надписью «За храбрость», успевший прославиться как участник экспедиций по освоению Русского Севера, Александр Васильевич Колчак считал, что пока под охраной его армии остается золотой запас России, у белого движения есть шанс. Осенью 1919 года к Иркутску, куда стремился Верховный Правитель, двигались для воссоединения с ним уцелевшие войска генерала Каппеля.
Эти исторические события оставили свой след и в наших краях: вот уже почти сто лет не утихают споры о том, была ли зарыта часть золотого запаса Колчака в окрестностях станции Тайга? И попытки найти клад продолжаются до сих пор…
Здесь проходил «золотой поезд»…
В историческом музее г. Тайги и музее локомотивного депо наглядно доказывается, что путь армии Колчака при отступлении проходил именно здесь.
Вот массивное кресло колчаковского офицера, брошенное в одном из тайгинских домов.
Когда перед реставрацией сняли верхний слой дерматина, под ним оказалась обивка из серой кожи, а следующий (вероятно, начальный) слой был выполнен из алого бархата.
А это – часть гипсовой лепнины, украшавшей зал ресторана вокзала станции Тайга, где обедал Верховный Правитель. Вот круглые часы, висевшие в том же зале, а теперь нашедшие свое место на музейной стене. Эти экспонаты появились в городском историческом музее благодаря его директору Ольге Евстигнеевне Ковровой и научному сотруднику Дмитрию Витальевичу Коврову. Они давно собирают и воспоминания тайгинцев о том времени.
Из дневника 17-летнего Ивана Белышева: «В последних месяцах 1919 года через наш город проходила армия белых, надоедая расстановками по квартирам своих солдат. Много было съедено сена их лошадями. Запомнился навсегда случай, когда 23 декабря я был в гостях у своей сестры, и вдруг в восемь часов утра мы услыхали несколько ружейных залпов, потом еще и еще – началась перестрелка. Мы, т.е. я, сестра, ее муж и их ребенок, встали за печку. Вдруг в печку – пах… Мы почти кубарем попадали в подполье и там ждали, что будет дальше. А на улице только и слышно, как трещат пулеметы да ружейные залпы. Все взволнованы, а сверху, над нами, свистят в комнате разрывные пули. Так мы просидели несколько часов. Когда не стало уже слышно выстрелов, вылезли и стали рассматривать следы разрывов пуль – насчитали их 16. Потом я ходил на улицу. Там на дороге валялись винтовки и перебитая пулями и упавшая с телеграфных столбов проволока. Около тупика рядом с конем лежал убитый красный. На дороге было много крови…»
В это тревожное время и проходил через станцию Тайга «золотой поезд», с которого якобы спешно сняли 26 ящиков золота, погрузили на подводы и, выполняя приказ, закопали драгоценный груз где-то в здешних лесах. Вот только где?
И по карте,и по компасу
Золотой запас России в виде слитков, монет, ювелирных изделий и ценных бумаг — всего 172 ящика — в 1918 году был отбит у красных под Казанью. После ревизии золото и драгоценности разделили на три части. Часть слитков и монет была переправлена в глубокий тыл – в Читу, часть сокровищ отправили в Тобольск, а часть золотого запаса погрузили на колчаковский поезд. Золотом Колчак расплачивался с союзниками за поставки оружия, обмундирования и продовольствия. По мнению исследователей, плата была непомерно высокой по действующим тогда ценам. На вооружение и содержание четырех армий было истрачено около трети всего запаса!
«Золото на станции Тайга был выгружено из октябрьского эшелона. Об этом имеются воспоминания штабного писаря эстонца Карла Пуррока, которому в числе прочих было поручено сопровождать особо важный «золотой» обоз, — рассказывает Дмитрий Ковров. – По свидетельству Пуррока, 21-й колчаковский полк отступал от станции Тайга «вдоль железной дороги, двигались на восток, в сторону Иркутска, вдоль правой стороны железнодорожного полотна. Остановившись примерно в десяти верстах от станции Тайга, получили приказ спешно спрятать ящики с золотом…»

«Нашел в земле случайно – чем не клад!» Коллекция серебряных царских монет, представленная на выставку в музей жителем г. Тайги Сергеем Савинцевым.
Обратим внимание, это единственная документально подтвержденная информация о тайгинском кладе (в архивах находятся протоколы допроса Пуррока). А дальше начинаются предположения и домыслы…
«Надо иметь в виду, что 10 верст от Тайги – это, конечно, примерно указанное расстояние, — замечает Дмитрий Ковров. — Кто там его точно мерил, когда красные наступали следом, и сам «колчаковский тракт», как потом назвали дорогу, по которой шла армия белых, стал местом жестоких сражений».
По свидетельству Пуррока, в ящиках находились золотые слитки и золотые монеты достоинством в 5 и 10 рублей, а также оружие и обмундирование. Закапывали драгоценный груз в лесу лишь четверо: полковник Швагин, Пуррок и двое солдат. Если это было именно так, они наверняка должны были запомнить какие-то приметы, по которым можно будет найти драгоценный схрон. Однако ориентир «пятая лесная дорога справа от первой просеки», который укажет позже при допросе бывший писарь Колчака, оказался явно ненадежным…
…Сопровождавшим «золотой» обоз не повезло. Как рассказывает об этом в журнале «Планета» (2006г.) Андрей Медведев, уходя от места схрона, они наткнулись на партизан. Двое солдат были убиты, а Швагин и Пуррок на следующий день попали в плен. Швагин, как имеющий чин белой армии, был расстрелян, а Пуррока мобилизовали в Красную Армию. Про спрятанное золото он «даже не заикнулся», а потому спокойно переехал в 1922 г. с семьей в Эстонию.
Секрет перестал быть секретом, как только Карл Пуррок рассказал о золоте, зарытом на сибирской станции, двоюродному брату Аугусту Лехту. Летом 1931 года два кладоискателя, получив визу, прибыли на станцию Тайга. Да вот только за 12 лет эти места изменились до неузнаваемости: вместо старых деревьев на месте бывшей просеки рос молодой лиственный лес…
Пуррок не нашел клад, зато с этих пор попал под наблюдение. В мае 1941 года его вызывают в Москву, и он в сопровождении сотрудников спецслужб вновь отправляется на поиски золота. И опять никакого результата! Позже, в 1954-м и в 1958 годах, поиски пропавшего золота проводились в здешних местах с применением геофизического оборудования, способного отыскать металл на глубине 3-5 метров. Применяли металлоискатели, копали шурфы, расспрашивали местных жителей. Но клад так и не был найден. Остаются догадки…
Версия №1
От какой же просеки вели счет люди группы полковника Швагина? Не от той ли, что была просветом в лесу неподалеку от деревни Низовки и впадающей в реку Яю речки Бородавки? Ведь именно здесь «примерно на расстоянии десяти верст от Тайги» проходит часть дороги, которую люди старшего поколения до сих пор называют «колчаковский тракт». И потом, населенный пункт всегда считался надежным ориентиром на местности…
Как рассказал смотритель музея локомотивного депо г. Тайги Виктор Максимович Васильев, местные жители до сих пор находят в земле вблизи сел Таловка и Низовка то военные награды тех лет, то штыки или детали ручных пулеметов. А однажды был обнаружен… целый ящик. Но не с золотом – с патронами.
«Предполагаемая площадь земли, хранящей тайну сокровищ, примерно 4-5 квадратных километров, — говорит Дмитрий Ковров. — Конечно, за эти годы она изрыта, что называется, вдоль и поперек. Но как знать, возможно, кладоискатели все это время ходят рядом с золотом?»
За эти почти сто лет было высказано множество предположений, в том числе и тайгинцами. Кстати, есть одна непроверенная догадка и у Ковровых…
В 2011 году, когда в рамках всероссийской программы департаментом лесного хозяйства Кемеровской области был объявлен конкурс на выявление древесных раритетов «Дерево — памятник живой природы», один из старожилов поселка Кузель через лесную глушь привел активистов тайгинского музея к местным лесным гигантам: в нескольких километрах от поселка когда-то росли восемь мощных сосен, сегодня их осталось две, и одна из них – более трех метров в обхвате (3м 12 см!).
50-метровое гигантское дерево видно далеко окрест. Чем не подходящая примета для тайного места, где спрятан клад?
До золота… 785 метров?
Совсем недавно надежду кладоискателей, можно сказать, оживил новый план поисков. В 2004 году из Санкт-Петербурга на адрес администрации г. Тайги пришло письмо от человека, пожелавшего остаться неизвестным. Автор утверждал, что точно знает место нахождения клада. К письму прилагалась даже градусная сетка и конкретная схема действий, согласно которой надо подойти к зданию железнодорожного вокзала и встать на левый угол (рядом со зданием ресторана станции Тайга), повернувшись лицом на север. Затем отложить 26 градусов от условной прямой линии, указывающей северное направление, в сторону запада (или соответственно 64 градуса с запада на север); продолжить «градусный луч» с названными координатами на 785 метров – вот там якобы и хранятся сокровища.
В районе указанных координат сегодня находится железнодорожная больница. Реалисты спокойно утверждают, что никакого клада там нет, поскольку он мог быть обнаружен еще при закладке фундамента. К тому же тот, кто знает, где зарыто золото, скорее возьмется за лопату, чем за перо. Однако неисправимые оптимисты не сдаются: «А вдруг?!»…
Так или иначе, любая дополнительная информация, связанная с «золотым поездом» Колчака, до сих пор будоражит умы и заставляет биться в надежде сердца кладоискателей. Шутка ли – бесследно исчезло более полутонны золота…
Бывают и почти анекдотичные случаи. Года три-четыре назад, например, ознакомившись в музее с картами и документами, рассказывающими о событиях осени 1919 года, один из пытливых посетителей обратился к сотрудникам музея с просьбой… выдать ему письменное разрешение на ведение раскопок в окрестностях Тайги.
…Легенда, связанная с кладом Колчака, в течение почти ста лет так и не стала былью. Но от этого не потеряла права на продолжение. И не случайно, провожая нас, научный сотрудник исторического музея Дмитрий Витальевич Ковров загадочно произнес: «У нас в Тайге в любом месте копай – не ошибешься…».
Надежда Николаева.
Фото Александра Зиновьева.
Александр Васильевич Колчак, Георгиевский кавалер, настоящий патриот своей родины и отечества, вот по каким морально нравственным критериям личности, этого гениального человека своей эпохи, стоит расценивать, и его действия в отношении вверенного ему достояния Российской империи, и культурно исторических реликвий России. Человек с большой буквы, который понимал, что данное достояние может сохранять свою сущность до тех пор пока жива идея возрождения России. Идея эквивалентная колоссальной стоимости золотого эшелона, этим определяется отношение самого Александра Васильевича к золотому эшелону, кроме одного его вагона, следовавшего без номера и без описи.
Оппонентом, же этой идеологии же являлась идеология мирового пролетариата, театр со своим набором актеров, за много ступенчатой ширмой которого, разыгрывался свой сценарий в отношении достояния Российской империи, его присвоения, да ещё и желательно руками самого же Российского нарда. Это был очень сильный, абсолютно беспринципный оппонент, со сценарием игры в одни ворота. Но вот два актера этого глобального спектакля решили сыграть свои роли иначе, и внесли форс-мажорные обстоятельства в данною пьесу. Василий Иванович Чапаев, Георгиевский кавалер Комдив 25 дивизии, вторая главная роль по замыслу режиссёра комиссара Реввоенсовета Льва Давидовича Троцкого. И нужно отдать должное гению этого талантливого полководца и не менее патриотичного человека роль которого была борьба с многочисленными белогвардейскими формированиями имеющими так же свои виды на золотой эшелон, на участке следования золотого эшелона Абдулино – Уфа. Принцип гражданской войны,- «Все против всех». Он не только успешно выполнял поставленную задачу но и перевыполнил её под эгидой революционного настроения, блокировав заодно «шутя так» путь золотому эшелону. Ну и Лев Давидович контролировал революционное настроение 25 дивизии по средствам военно-политического комиссара Дмитрия Андреевича Фурманова , «Фурман», по средствам этого же человека и бал передан тот роковой приказ Василию Ивановичу Чапаеву покинуть позиции и передислоцироваться на Оренбуржье. Именно этот момент альтернативной истории и является ключевым к тайне содержимого вагона без номера и описи, в сопровождении не менее таинственного человека некоего «провидца».
Александр Васильевич Колчак, терпеливо ждал кульминации своей роли и своей собственной пьесы которая должна была кардинально сменится в сторону идеи Возрождения России после прохождения золотого эшелона этот самый сложный участок пути Абдулино – Уфа. И беспрецедентный талант Чапаева не входил ни в его планы, ни в планы режиссера, по замыслу которого Колчак также должен был беспрепятственно пересечь Урал. Колчак знал об этом сценарии Льва Давидовича, и не упустил такой великолепный шанс оставить величайшие культурные ценности Российской империи на территории России, ценности имеющие не только культурно историческое значение для Российского народа но и сакральные ценности хранящие дух великого народа, способные пробуждать патриотизм к своему отечеству даже спустя столетие. На территории Бугульминско-Белебеевская возвышенности множество старых шахт Демидовского приказа по добычи медной руды, но некоторые из них были уникальны и не предназначались для добычи медной руды, у Демидовых была ещё одна уникальная технология по добыче полезных минералов. Под толщу мощного известкового панциря Бугульминско-Белебеевской возвышенности пробивались стволы шахт до естественных карстовых пещер и расщелин по лабиринтам которых велась дальнейшая разработка полезных металлов и ценных минералов. И вот так Волей судьбы одна из таких грандиозных для своего времени шахт простирающаяся по легендам сторожил на многие километры оказалась в пяти километрах от места стоянки золотого эшелона. Сегодня взорванный остов шахты спустя сто лет сросся с населёнными пунктами и ландшафтом. Оставалось решить сложнейшею задачу строжайшей секретности доставки обоза в шахту не нарушая морально этические принципы в отношении местного населения и мотивацию подрыва ствола шахты, не используя методы зачистки территории и не раздувая лишний шум который оставил бы не желательный след . Александр Васильевич Колчак, блестяще справился с этой задачей. Ночью обоз в сопровождении только преданных ему есаулов замаскированный под обоз красной Краcной армии доставил содержимое вагона призрака в шахту, а днем немногочисленный замаскированный всё тот же отряд, на основании многочисленных свидетельств местных жителей что в шахте бесследно пропадают люди и любопытные дети очень грамотно взрывают ствол шахты и вентиляционные коллекторы. После пересечения Урала Александр Васильевич закончил эту часть своей пьесы, пустив Режиссера по множественным ложным следам окончательно отбив запах желаемой добычи на целое столетие вперёд. Прекрасно понимая что идея возрождения Росси может и не выстоять против иллюзии мирового пролетариата, но и склонять правду перед подлостью не стал… Вот такое альтернативное отражение иногда можно увидеть у гулящей бессовестной девки Истории.
Самые яркие исторические события в наших краях, события гражданской войны, связанный с преграждением В.И. Чапаевым пути на восток золотому эшелону. Где блокировав путь на восток золотым эшелонам , Чапаев неожиданно получает приказ покинуть позиции и идти на Оренбуржье, где и исчезает при загадочных обстоятельствах. Во всей этой истории есть очень интересная историческая ссылка, получив этот приказ, В. И. Чапаев ругался на чём свет стоял не жилая покидать заград укрепления, что означало открыть дорогу золотым эщелонам. В пяти километрах от места предположительной стоянки эшелона А. В. Колчака мы обнаружили одну из множества шахт Демидовского приказа с взорванным входом снарядами гражданской войны, о чём свидетельствует намеренное хорошо спланированное обрушение входа, и обнаружение множества осколков снарядов начала 20-го века. По свидетельствам местных сторожил проявленный интерес в годы гражданской войны к данной шахте, как красных, так и белых. Шахта расположена в пяти километрах от ж.д. полотна КБЖД.
—
Дмитрий Маликов