Бизнес развивается в Москве, а мы здесь просто работаем
В последнее время на всех уровнях власти — от президента до губернатора – снова заговорили об особой роли малого и среднего бизнеса в нашей экономике («Это наша «подушка безопасности», особенно во время нестабильности в экономической сфере» — А.Г. Тулеев), о необходимости создания для него благоприятного делового климата («В самое ближайшее время необходимо на порядок улучшить деловой климат. Делать это нужно ускоренными темпами» – В.В. Путин).
Причем, как особо подчеркнул глава правительства Дмитрий Медведев, «работа по улучшению бизнес-климата в стране должна вестись не где-то абстрактно в тиши кабинетов, а прямо или в прямом взаимодействии с бизнесом, экспертным сообществом». Но при этом власть понимает: для того чтобы улучшать бизнес-климат в стране, надо знать его нынешнее состояние в регионах.
Именно с этой целью по инициативе президента в марте нынешнего года в 22 субъектах России стартовал Национальный рейтинг инвест-климата регионов. Цель такого рейтинга – не только показать усилия региональных властей по развитию бизнеса на своей территории (малого и среднего в том числе), но и выявить лучшие практики в области предпринимательства, инициативы регионов в мерах поддержки бизнеса и, соответственно, оценить условия ведения бизнеса.
Формировать рейтинг будет утвержденный президентом Национальный рейтинговый комитет, в который вошли представители ведущих бизнес-ассоциаций, известные предприниматели, российские и зарубежные эксперты. Сопредседателями Рейтингового комитета стали лидеры четырех крупнейших бизнес-ассоциаций и Агентства стратегических инициатив: Андрей Никитин (АСИ), Сергей Катырин (ТПП), Александр Шохин (РСПП), Александр Бречалов («ОПОРА РОССИИ») и Алексей Репик («Деловая Россия»). Кузбасс в число пилотных регионов, инвестклимат в которых будет оценивать Национальный рейтинговый комитет, не вошел.
Но, по мнению участников круглого стола «Деловой климат в Кузбассе, состояние, перспективы», который провел в начале апреля с. г. комитет по вопросам предпринимательства и инноваций областного Совета, «работу в этом направлении необходимо срочно активизировать» и, в частности, «организовать работу над рейтингом во всех муниципальных образованиях». По мнению кузбасского бизнес-омбудсмена Елены Латышенко, «в настоящее время у местной власти нет экономической мотивации удерживать бизнес дома, поэтому часто бизнес мигрирует в соседний муниципалитет или регион». «ОПОРА» решила узнать, что думает по этому поводу сам бизнес.
Рейтинг для отчета или для дела?
Нужен ли рейтинг состояния делового (инвестиционного) климата в муниципалитетах Кузбасса? Что, на ваш взгляд, он может дать?
Андрей Федосеев, бизнес-консультант, управляющий партнер Консалтинговой группы «ЗНАЙ НАШИХ!», г. Кемерово:
— Конечно, нужен. Только он должен быть независимым, общественным. Кто и как его разработает? По каким принципам и методикам? Кто и как бизнес-климат будет измерять и анализировать? Что в итоге мы увидим? К примеру: рейтинг делается под конкретную цель: кто ее определил (выработал)? А вдруг, как часто бывает, к сожалению, цель носит лишь декларационный характер и не является реальным инструментом развития территорий?
Татьяна ФОМИНА, президент
ООО «Марка Подорожник»,
г. Кемерово:
— Большинству предпринимателей малого и среднего бизнеса рейтинг делового (инвестиционного) климата в муниципалитетах не нужен. Маловероятно, что предприниматель из Междуреченска поедет работать в Юргу, потому что там лучше инвестиционный климат. Как правило, люди работают там, где они живут. Такой рейтинг может иметь какое-то значение для более крупных субъектов, и такие рейтинги существуют. Если буквально, для крупного бизнеса, наверное, важно, где построить завод, и его будет интересовать этот аспект. А в рамках региона решение о строительстве завода будет уже принимать губернатор. Малый же и средний бизнес, как правило, работает там, где уже налажены бизнес-процессы. А развитие осуществляет на основании маркетинговых параметров, спроса и технологических особенностей.
Сергей ХРОМОВ, индивидуальный предприниматель, директор спортивно-оздоровительного комплекса «Колизей»,
г. Мариинск:
— Нужен обязательно! Это главный показатель самочувствия предпринимателей в данной экономической зоне. Показатель высокий — значит, есть все условия для бизнеса. А условия создает местная администрация, которая, в лучшем случае, должна оказывать помощь предпринимателям в реализации проектов, а в худшем — хотя бы не мешать! Считаю, что рейтинг – это прямой показатель работы муниципалитетов.
Сергей ЗАЛЬЦМАН, индивидуальный предприниматель, директор ателье
по пошиву и ремонту «Айболит», г. Кемерово:
— Мне не очень понятно, что такое национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, и потому не могу сказать, нужен ли такой рейтинг нашему муниципалитету.
Сергей ЕРЕМИН, генеральный директор ЗАО ПК «Сибирский хлеб», депутат горсовета, г. Новокузнецк:
— Рейтинг состояния делового климата в муниципалитетах Кузбасса, несомненно, необходим. Главный вопрос – объективность критериев при его разработке. В первую очередь рейтинг необходим властям. Его результат – эффективность управления.
Роль муниципалитета важна в воспитании и поддержании молодого поколения. Ни для кого не секрет, что сегодня все меньше молодых людей, которые хотели бы открыть свой бизнес. Они выбирают другие, более стабильные виды деятельности. Именно поэтому главной задачей муниципалитетов должна стать последовательность реальных действий по поддержке предпринимателей. От того, какие будут рейтинги, как отработают в этом направлении власти, во многом будет зависеть будущее малого и среднего бизнеса.
Игорь ДОРОФЕЕВ, индивидуальный предприниматель, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства, Мариинский район:
— Рейтинг такой нужен, если региональная и федеральная власти учтут его результаты при распределении средств, предусмотренных на развитие малого и среднего бизнеса. Чем выше рейтинг у муниципалитета, тем больше он может получить средств из регионального и федерального бюджетов на поддержку своих предпринимателей.
Станислав КОЗЫРЕВ, индивидуальный предприниматель,
г. Кемерово:
— На мой взгляд, рейтинг — всего лишь индикатор состояния инвестиционного климата, и сам по себе он не принесет ни плюсов, ни минусов инвестиционной привлекательности региона, к тому же рейтинги бывают далеко не всегда объективными. Для инвестиций нужно благоприятные условия создавать, снимать административные барьеры, а это очень большая работа, во многом зависящая от усилий всего бизнес-сообщества и региональных властей.
Алексей БОХАНЦЕВ, ресторатор, депутат городского Совета, председатель местного отделения ОПОРЫ РОССИИ, г. Березовский:
— Нужен, не нужен — рассуждать уже поздно, отдали распоряжение, значит, нужно. Что получится из этого — посмотрим. Сейчас вся работа в этом направлении направлена на поддержку начинающих предпринимателей. Гранты, льготные займы, обучение. Нужно? Конечно, нужно! И отчеты соответственно: столько-то освоено, столько-то открыто, столько-то создано. Сколько реально останется работать и будет приносить пользу своему городу и области — никто сказать не может. Какую поддержку оказать тем, кто работает не первый год, чтобы дело вышло на новый уровень, кажется, никто и не думает. Зачем? Работает, зарплату, налоги платит, и хорошо. Такие уже должны сами другим помогать, спонсорами и меценатами быть, а это уже совсем другая отчетность. Поэтому если все изначально делается для бумажных показателей, то так все и останется. Отчеты будут, толку нет.
Чтобы бизнес мой был востребован «дома»
Какие шаги должна предпринять местная власть, не имеющая сегодня экономической мотивации развивать бизнес в муниципалитете, чтобы ваш бизнес и бизнес ваших коллег все-таки развивался «дома»?
Андрей ФЕДОСЕЕВ:
— Не согласен, что муниципальная власть не имеет сегодня экономической мотивации развивать бизнес «дома». Может быть, личная мотивация отдельных чиновников «низкая», — это другой вопрос. А делать надо простые вещи. Например, иметь стратегию развития предпринимательства лет на 7-10 вперед, и ее методично, ежедневно реализовывать. К примеру, с моей точки зрения, есть недооценка места и роли предпринимателя в обществе как самостоятельного и весьма законодательно ответственного созидающего субъекта общественно-экономической жизни. Несмотря на все реальные попытки (и их немало!) выстроить диалог между властью и этой общественной стратой, этого, по разным причинам, пока не удается сделать в полную степень. К примеру, я искренне не понимаю следующего. Видно (и это, наверное, обоснованно), что в нашей большой и такой разной стране для управляемости нужна жесткая вертикаль власти. Главный принцип такой власти «разделять» и концентрировать ресурсы в центре управления. А диалог с предпринимателями возможен только при максимальной децентрализации власти и делегировании функций развития общественным институтам — местным «горизонтальным» сообществам — самоуправлению, в том числе и предпринимательским. Знаете, это когда главы территорий на работу на велосипедах ездят, как в Европе. Это через сколько десятков лет у нас возможно? Такая культура, когда чиновник — слуга народа, а не «царь и бог». Что для этого нужно? Какие шаги? И кто должен их осуществить? Сама власть или непосредственно граждане? А может, тогда главные действия сводятся к сдвигу культурных ценностей в обществе? Например, главенство чести и честности над достижением экономических целей любой ценой. Сдвиг от культуры «потребления» к культуре «созидания». А мы все с вами в этом вопросе хорошо понимаем и разбираемся? Свой личный выбор сделали? Готовы? Кому конкретно это можно доверить в настоящий момент? В общем, пока только одни вопросы…
Татьяна ФОМИНА:
— Сокращение времени (вероятно, — упрощение процедур) по проведению аукционов на приобретение в собственность и на право аренды земельных участков.
Сергей ХРОМОВ:
— На этот вопрос мне ответить трудно, потому что не знаю, какими экономическими и юридическими возможностями наделена местная власть, чтобы заинтересовать предпринимателей оставаться на родной территории. Ведь есть же еще род бизнеса, который не дает больших дивидендов: у предпринимателя с властью полное взаимопонимание, а помочь она не может! Вывод простой: дать муниципалитетам больше финансовой возможности заинтересовывать бизнес оставаться дома – поддерживать хотя бы те виды деятельности, в которых нуждаются их территории. В том числе и спорт. Разве можно сравнить, к примеру, торговлю пивом с продажей абонемента в тренажерный зал! Считаю, мой спортивно-оздоровительный комплекс наряду с любой школой вправе претендовать на выделение средств из местного бюджета на занятия с детьми. Потому что способен предоставить намного больше и лучше спортивных услуг, чем школы, где нет спортзалов и большого выбора спортинвентаря. Тренажерное оборудование у меня самое передовое, подход к спортивным тренировкам совершенно новый, так почему бы «Колизею» не участвовать в образовательных программах? Те же школы определенное количество уроков физкультуры могли бы проводить в моем зале.
Сергей ЗАЛЬЦМАН:
— Чтобы бизнес наших коллег и наш развивался (если мы являемся «подуш-кой безопасности» экономики), нужно классифицировать виды бизнеса по уровню получения прибыли. Например, нельзя сравнивать сапожника, работающего в одиночку, и цех по производству спецодежды. Прибыль от предприятия с минимальной зарплатой рабочих несравнима с прибылью от деятельности одного человека по ремонту обуви. А налог для обоих одинаков. Надо, чтобы власти поняли, что люди не будут заниматься частным бизнесом, если конечный доход не превышает средней зарплаты в регионе. Путин недавно в «прямой линии» сказал на всю страну, что зарплата медицинских начальников должна быть не больше чем в восемь раз по сравнению с работниками. На сегодняшний день конечный доход от дела предпринимателя выше зарплаты работника в два-три раза (в лучшем случае) при трудозатратах на свое дело в три-четыре раза больших, чем у работника. Чем хуже предприниматель главврача? Если провести анализ по видам деятельности и оптимизировать налогообложение, то тогда есть шанс на честное ведение бизнеса и срабатывание «подушки безопасности» во времена экономической нестабильности.
Сергей ЕРЕМИН:
— Задача муниципальной власти — обеспечивать комфортные условия для проживания граждан, и это отражено в законе о местном самоуправлении. В осуществлении этой задачи участвуют и предприниматели. Однако для успешного ведения дел им нужна чёткая стратегия развития, которую предоставит муниципальная власть. Принимаемые администрацией решения должны быть не спонтанными и бессистемными, а основываться на результатах анализа и вести вперед к развитию города, района и области.
Но в вопросе, который касается бизнеса, не все зависит от муниципальных властей. Например, для предприятий, которые влияют на ВВП страны, производят и продают свою продукцию, важно, чтобы четко работали законы. Особо пристальное внимание предприниматели уделяют двум законодательным актам – разделу о заключении договоров в Гражданском кодексе и главе о приобретении и оплате российской предпринимательской продукции в законе о торговле. Именно в этих направлениях законы практически не работают и поэтому предприниматели либо совсем уходят с рынка, либо меняют направление своей деятельности и выбирают более простые направления, чем производство продукции.
Закон о торговле хотели сделать хороший, но получилось по Черномырдину: как всегда. Предприниматель, произведя какую-то продукцию, для выпуска её на рынок должен договариваться не в рамках Гражданского кодекса, а искать способы, как зайти со своим товаром в торговые сети. На мой взгляд, именно торговые сети являются огромным тормозом роста предпринимательской активности. Ведь им проще закупать товары за границей, чем помогать становлению российского бизнеса. Поэтому торговые сети нужно ограничивать, через это прошли многие европейские страны. Некоторые ограничения прописаны в антимонопольном законодательстве, но они почти не действуют.
Сейчас очевидна тенденция, что торговые сети растут быстрыми темпами, а производство российских товаров не растет. Это говорит о перекосе в экономике страны.
Игорь ДОРОФЕЕВ:
— Муниципальная власть должна развивать бизнес у себя «дома». Многие предприниматели работают и реализуют свою продукцию согласно выигранным тендерам и котировкам, и нужно, чтобы эти тендеры и котировки применялись в своей области, а не отдавались в другие районы, города и регионы. Надо поддерживать местных товаропроизводителей, а не иногородних конъюнктурщиков, производящих некачественную продукцию. Обидно видеть на прилавках магазинов привозные дешевые пельмени и другую мясную продукцию из сои, зная, что твои полуфабрикаты намного вкуснее и полезнее, как любая экологически здоровая пища. Я использую только натуральное мясо, так как держу подсобное хозяйство. В производство вкладываются немалые деньги. Два-три года назад, выиграв грант на 300 тысяч рублей и получив 850 тысяч рублей займа на конкурсной основе, я приобрел дорогостоящее оборудование и построил цех по производству мясных полуфабрикатов в тесте. Естественно, полуфабрикаты выходят дороже соевых, в том числе и из-за весомой магазинной накрутки. Чтобы удешевить продукт, планирую перейти на замкнутый цикл производства: животноводство — заготовка кормов — переработка мяса — торговая сеть. И очень заинтересован в том, чтобы бизнес мой был востребован «дома».
Станислав КОЗЫРЕВ:
— На мой взгляд, нужны не точечные меры поддержки, а система, создающая условия для развития бизнеса в целом, а это и специальные налоговые режимы, и долгосрочные программы поддержки, программы доступа к капиталу, земельным участкам, государственному имуществу, технологическим площадкам, инвестиционные ярмарки, гарантированный доступ малого бизнеса к части государственного заказа. Возможности роста есть. Просто нужно малому бизнесу помочь встать на ноги, не трогать его лет десять, и защитить его права. Не менять правила игры практически каждый год, а просто дать спокойно поработать. Ну, и бизнесу тоже необходимо быть эффективным, поднимать планку, использовать современные методы работы. В общем, всем просто надо хорошо работать — и власти, и бизнесу — и идти друг другу навстречу, тогда и развитие будет.
Алексей БОХАНЦЕВ:
— Муниципалитеты связаны по рукам и ногам федеральным законодательством. Сделать что-либо, не нарушив закон, практически нельзя. Даже распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению муниципалитеты не могут. Законы принимаются все лучше и лучше, и все для народа, все направлены на поддержку и развитие бизнеса. Только вот что обидно: развитие это где-то в Москве, наверное, происходит. А здесь что? Здесь мы, мы работаем.
Опрос провели
Наталья
ЛЕБЕДИНСКАЯ,
Дарья МУЛОВА
и Игорь АЛЕХИН.