Дело на бочку!

За зиму Василий Егоров изготавливает одних только бочек до 25 штук. Фото Александра Зиновьева
Сегодня бондарство – ремесло исчезающее. Тем более что такой мастер должен быть и плотником, и столяром, и жестянщиком одновременно. Корреспонденты газеты «Кузбасс» нашли у нас в области такого уникального умельца. И на днях побывали в гостях у бондаря из села Таловка Яшкинского района Василия Егорова, который охотно согласился рассказать читателям о своем любимом деле.
− Василий Николаевич, а до вас в роду были бондари?
− Да, мой дед Иван Иванович. Он многому меня научил в своё время. А отец работал в селе столяром и кузнецом. Однако после того, как дедушка умер в восьмидесятых, я забросил мастерскую. И вспомнил о ней только в перестройку, когда пришлось уволиться из лесничества, потому что лесникам практически не платили, нужно было как-то выживать.
− Руки помнили?
− Пришлось долго и мучительно вспоминать. Не сразу всё получилось. Да и отца не стало. Благо, дед Денис, папин брат, подсказывал. Он тоже кое-что знал о ремесле. Так потихоньку и начал…
Заготовки я делаю осенью, а мастерю зимой, в начале весны. Летом же мы с супругой полностью посвящаем себя пасеке.
− Какое дерево идет в ход у бондарей?
− Кедр. Он и обрабатывается мягче, и свойств полезных у него больше. Из тайги я приношу и сухостой, и валежник. Весь материал получаю законно по лесобилету.
В кедровых бочонках и кадушках хорошо огурцы, сало солить и капусту квасить. Вырезаю и маслобойки, и фитопаробочки, и ванночки, и ковши… Выезжаю на районные ярмарки, принимаю заказы.
− Не вижу в вашей мастерской ни одного станка…
− Я всё вручную делаю. Надо признаться, очень кропотливая работа…
− Наверное, постоянно занозы садите?
− Это да. Но у меня есть свой рецепт. Однажды заноза глубоко под ноготь попала, но в больницу неохота было ехать. Я помазал прополисом. И воспаление прошло.
− У вас есть ученики, которым смогли бы передать опыт?
−Учеников нет. В нашем селе вообще мало молодежи. Никого нынче бондарством не увлечь. Моя жена Мария Викторовна работает воспитателем в Таловском детдоме, так бывает, приходят парни на своеобразную экскурсию посмотреть, что к чему. Но в детали никто не углубляется.
− А ваши собственные наследники?
− Сын Максим сейчас живет в Новосибирске. Работает в фирме, делает мебель. Подрастают два внука — Захар и Архип. Старшему, Захару, восемь лет. Как раз он активнее всех проявляет интерес к дедушкиной мастерской. Я ему выпилил молоточки, инструменты разные. И вот он мне всегда помогает. За лето у Захара накапливается столько впечатлений, правда, он жалуется, что городские ребята не понимают, о чем он так восторженно рассказывает. Поэтому самым преданным слушателем долгое время была его воспитательница.
− Сколько бочка может прослужить?
− Дерево – материал капризный. Если за ним не ухаживать, он быстро придет в негодность. Но если беречь, прослужит не меньше 25 лет точно… Кстати, не каждая деревяшка может стать частью бочки или, к примеру, ведра. В идеале нужна круглая, мелкослойная древесина. Так называется древесина с узкими годовыми кольцами.
− Смотрю, у вас на полках много деревянной посуды. Какие узоры красивые, а братины – это вообще настоящее произведение искусства!
− Их я не продаю. Пивные кружки, сахарницы с узорами, братины для кваса и медовухи с райскими птицами – это для души.
− А откуда идеи черпаете?
− Люблю старинные фильмы, где показывают русские избы. Кое-что заимствую оттуда. Другие рисунки нахожу в интернете, в журналах. Кстати, на страничке в «Одноклассниках» у меня выставлены все работы. Бывало, что за день принимал до 50 виртуальных посетителей. Много оставляют комментариев, а для меня важна оценка.
− Какой работой вы дорожите больше других?
− Однажды мне сестра подарила глиняную пивную кружку. На ней – лицо богатыря, а в качестве крышки − шлем. Так кружку эту я нечаянно разбил. Склеил, но было уже не то. Решил смастерить из дерева ее копию. Вот эту кружку-копию я люблю особенно.
− Вы поддерживаете связь с другими бондарями?
− Я никого не знаю. Пару раз видел на выставке несколько работ, но того, кто бы занимался этим делом постоянно, еще не встречал. 40-50 лет назад бондарством было не удивить, а сейчас ремесленников меньше и меньше. Такой труд требует больших сил…
− Наверное, у земляков много ваших изделий?
− Тут и Кемерово, и Анжерка, и Тайга, и Междуреченск, и Яшкино, и Новосибирск. Словом, расходятся по разным городам.
Алена ФЕДОТОВА.
.
Областная газета



