Зашел слишком далеко
Для того чтобы не быть отправленным домой из Кузбасса, новосибирский подросток назвался вымышленным именем и имитировал полную потерю памяти
…Подростка, бесцельно слонявшегося по первому этажу Кемеровского железнодорожного вокзала, наряд транспортной полиции доставил в дежурную часть около 11 часов вечера. Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних наметанным взглядом отметили его добротную, но грязную одежду, мутный взгляд, неровную походку. Судя по всему, парнишка был в состоянии опьянения. Он представился 16-летним Олегом Лобачевым из Кемерова. И все, больше никакой информации. Сказал лишь, что страдает провалами в памяти, которые могут продолжаться по нескольку недель. А потом Олегу стало плохо, и полицейские вызвали «скорую помощь», которая с подозрением на алкогольную интоксикацию отвезла его в отделение острых отравлений.
— Медики выявили у него отравление синтетическими галлюциногенами, — рассказывает инспектор отделения ПДН Кузбасского линейного МВД России Ольга Буткова. – После выписки из больницы мы забрали его обратно и стали решать, что делать дальше…
Весь следующий день полицейские старались «выудить» у Олега хоть какую-то информацию и попытались по информационным базам установить его возможных родственников. В Кемерове Лобачевых оказалось всего четверо: двое из них умерли, еще двоим было около тридцати лет. Сам Олег в адресных списках не значился — как будто кто-то не только «стер» его память, но и полностью удалил из официальных источников все упоминания о нем. Паренек охотно беседовал на отвлеченные темы, но как только разговор заходил о нем самом, замыкался и ссылался на провалы в памяти. Правда, мальчик охотно рассказал, что за вокзалом познакомился с неким Сергеем Ивановичем, который предложил ему пиво и самокрутку. Вместе они помянули супругу Сергея Ивановича и переместились в кафе на привокзальной площади. Потом новый знакомый куда-то исчез, а Олег поплелся на вокзал…
Еще через несколько часов паренек обмолвился, что якобы он из детского дома, его отец и мать живы, но лишены родительских прав за пьянство. Адресов и имен родителей, как и данных детдома, Олег, понятно, не назвал…
— Мы, конечно, не особенно верили в историю с амнезией памяти: многие подростки, сбежавшие из семей или детдомов и интернатов, выдумывают подобные небылицы, — говорит Ольга Буткова. — Однако, обзвонив все подобные детские учреждения Кемеровской области, стали сомневаться в правдивости его слов: Олег Лобачев нигде не значился и «в бегах» не числился.
Не знали о нем и в специализированных интернатах для пациентов с психическими заболеваниями и отклонениями. Врачи областной психиатрической больницы, осмотрев подростка, не выявили у него видимых отклонений в душевном состоянии. По мнению медиков, манера поведения и общения Олега выдавала в нем «домашнего» ребенка, а потеря памяти, скорее всего, имитировалась.
Положительных результатов не дала и проверка отпечатков пальцев Олега по базам данных несовершеннолетних правонарушителей Кемеровской области. Исчерпав практически все возможности самостоятельно найти родственников мальчика, транспортные полицейские решили разослать ориентировку на него по другим регионам, а на это время договорились определить его в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
В ожидании дежурной машины, которая бы отвезла подростка во временный приют, Ольга Буткова вместе с Олегом вышли на привокзальную площадь. Сотрудница ПДН купила бутерброды, протянула их мальчику. Было очевидно, что Олегу вовсе не хотелось отправляться в социальный центр, а уж тем более мириться с окончанием жизни вольного бродяжки. И когда офицер полиции в сотый, наверное, раз спросила: «Может, все-таки скажешь, как твоя настоящая фамилия и откуда ты?» — мальчик вдруг ответил: «Я Олег Киселев из Тогучинского района Новосибирской области. Ушел из дома…»
Отложив поездку, полицейские стали проверять новую информацию. На этот раз юный «путешественник» не обманул. Он действительно ушел из дома и с 31 марта числился в региональном розыске по Новосибирской области. Причиной побега стал конфликт с родителями из-за плохих оценок в школе. Впрочем, по словам мамы мальчика, с которой сотрудники транспортной полиции в тот же вечер связались по телефону, он частенько прибегал к столь радикальному способу «выяснения отношений» со взрослыми, и об этих его «привычках» в местном отделении ПДН отлично знали. Вот только никто не мог предположить, что на этот раз подросток в своей обиде зайдет так далеко — за сотни километров от дома. Причем расстояние от родного поселка до Кемерова Олег, по его утверждению, преодолел пешком по автомобильной трассе. А родные, которые искали его везде, тем временем «сходили с ума»…
По информации пресс-службы Кузбасского ЛУ МВД России, семья Ковалевых вполне благополучная: отец работает в совхозе, мать — в детских оздоровительных лагерях. Кроме Олега, в семье еще три девочки, старшая из них учится в Новосибирске…
Одну ночь пареньку все же пришлось провести в социально-реабилитационном центре. На следующий день за ним приехала мама и забрала его домой. Сотрудники ПДН надеются, что после этой истории Ковалевы смогут найти способ мирного разрешения конфликта «отцов и детей», а сам Олег извлечет правильный урок из своего печального путешествия. Ведь одно только знакомство с ранее судимым Сергеем Ивановичем могло закончиться для него более чем плачевно (к слову, полицейские разыскали этого мужчину и привлекли его к административной ответственности — за вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотиков)…
Елена Щербинина.
P.S. Настоящая и вымышленная фамилии мальчика изменены.