Актуальное

Старая, старая Пасха…

16 апреля 2014 | Лариса Максименко

Бабушка1Старейшая жительница Кузбасса встречает Пасху с куличом и… со скайпом

Часы жизни Евдокии Третейкиной отсчитывают 110-й год!
И она, всего лишь с двумя классами сельской «началки», школьного выпуска 1914 года, привычно прозванивает вечерами… по скайпу (или по сотовому телефону) своих дорогих и любимых шестерых внуков, в семьях которых — семеро правнуков, восемь праправнуков… Ведь баба Дуся живёт настоящим, с любовью, взахлеб. И имеет планы на годы вперед.
…И все же секрет уникального долголетия новокузнецкой бабушки Евдокии не только в этом.
Она же до старости провозилась, борясь за колхозные урожаи, в земле-матушке.
Да еще обогрела сирот!
И не пропустила за свою долгую жизнь ни одной Пасхи – даже в самые запретные времена!
А еще помогла поднять из руин величественный старинный собор…
Так что дрожащий, но сильный огонёк пасхальной свечи крепко «держит» бабу Дусю по жизни!
— И тяперь, о-о, вишь, какая красота! – кланяется спасенному Спасо-Преображенскому собору, его золотым куполом 109-летняя Евдокия.
Легко.
Радостно.
Не слыша шума близкой Советской площади и шарканья, свиста шин. Не замечая мелкой мокрой крошки с низкого неба.
— И хорошая, и пригожая, только доля та-ка-ая, — вспомнив «свой» тяжелый XX век, загрустила певуче и — заулыбалась бабушка Дуся.
— Доля-то у тебя хорошая, дай Бог еще годков, — давай обнимать ее у храма бабули помоложе. – А дни такие важные пришли. Пасха!..
Знак

Свою первую Пасху, 1905 года, она «помнит» радостью и волнением отца с матерью. Потому что родители всегда брали всех детей на службу. Шли в церковку, что стояла в трех километрах от их маленькой белорусской деревушки. А позже – все чаще ходили в большой храм за десять километров.
…Пасхальный звон с утра до ночи, не умолкая, стоял над хатами, полями, волнуя весну и душу.
И так было из года в год.
И так, казалось, будет всегда.
— Мне было уже 12 (и страна жила к тому времени уже в 1917 году. – Ред.). И было так хорошо, тепло на Пасху! Листья распускались, трава зеленая… Мы пошли в дальний храм нарядные, раздетые. А окончилась служба, вышли из церкви и — всё бело, выпал снег, мороз, да что за чудо… Отец забрал нас на лошади, привезя нам теплую одежду, — до сих пор удивляется той переломной Пасхе бабушка Евдокия.
Старухи гадали, что за знак, к чему бы такой чрезвычайный снег в разгар традиционного тепла и что за суровая веха впереди… А следом пришли Октябрьская революция с Гражданской войной, с голодом и расстрелами, с переменами и надеждами, с вызовом небу и сбросом колоколов.
— Маленькую церковь, что стояла неподалеку, разрушили. Отец нас, детей, к ней не пустил (а народ весь потянулся смотреть), — говорит бабушка Евдокия.
Так в памяти храм ее детства остался цел.
…А потом пришла следующая война. И 36-летняя Евдокия, проводив мужа и их единственного сына на Великую Отечественную, на фронт, осиротела. Оба погибли. А она осталась «под немцами».
— В пляну была, — качает головой баба Дуся.
И так и угасла бы в своем горе, в одинокой жизни без смысла, если б… не чужие дети. Немцы застрелили в её селе мать троих детей. И она начала детям помогать, их отцу.
— Настолько, что жизнью рискнула, но спасла маленького Ваню от угона в Германию… Немцы набрали по деревне ребятишек светловолосых, голубоглазых, как на подбор. Целую машину. Ване было четыре года, он был хорошеньким, кудрявым. И немец, подманив шоколадкой, уже схватил его за ручки, потащил в кузов. А она кинулась под автомат, схватила Ваню за ножки. Повезло: немец отпустил. Упала, закрыла ребенка собой, — рассказывает Зинаида, дочь Ивана, внучка бабушки Евдокии. Так Евдокия снова обрела семью, дочек – Машу, Валю, сына Ваню, мужа. Она даже решилась в оккупации родить. Но 6-месячный малыш умер от голода.

На посту

После спасения Вани от нацистских медицинских опытов или от усыновления в Германии (историками давно доказано, было и такое), Евдокия с мужем старалась не отпускать его от себя.
Дочки выросли, вышли замуж, стали жить неподалеку.
Сын же вырос и уехал из Беларуси работать в Сибирь, в Кузбасс, а родители вскоре — за ним. И к 30 годам колхозного белорусского стажа (нулевого тогда для назначения пенсии) Евдокии добавилось еще 20 лет тяжелой работы санитаркой, уже в Новокузнецке.
Отработав, бабушка могла бы дальше, наконец, отдохнуть. Но тут в двух шагах от ее дома, в кирпичной «коробке», закрыли пекарню. По разным причинам. В том числе, как ходило по городу, из-за… явления Богородицы. Ведь пекарня располагалась в бывшем здании собора, со снесенными куполами, крестами. И слух о знамении, о явлении в полночь плачущей женщины в белом, фигура которой появлялась из воздуха и растворялась в ночи, пошел от работниц, ставших отказываться работать в ночные смены.
— Женщина из пекарни рассказывала, как, казалось, подымался пол среди ночи и становилось не по себе, — вспоминает бабушка Евдокия.
Это означало: пора вернуть Кузбассу храм.
Здание закрывшейся пекарни после пробовали разобрать, потом взорвать, но оно устояло, старинные кирпичные стены полутораметровой толщины только трещинами пошли.
А потом разрешили церковь восстановить. И к собору потянулись бабушки окрест и редкая тогда еще верующая в открытую молодежь. Бабушка Евдокия, надев теплый платок «в цвяточек», тоже пришла.
— Мусора было много, мы его убирали, кирпичи таскали, — вспоминает она. – Тяжело было, но на душе хорошо.
Собор строился – бабушки, хрупкие с виду, но боевущие, за ним присматривали.
— Мы дяжурили, — говорит баба Дуся, — пока охрана нас не сменила.
Так собор и вырос, в 1990-е. И в нем снова зазвучал хор.
Лариса Максименко.

Как дожить до 100 лет и дальше…

Советует Зинаида Добрянская, внучка 109-летней Евдокии Третейкиной, преподаватель физкультуры КемГУ (на примере бабы Дуси):
— Бабушка боится стать немощной, это нормально. Поэтому домашние дела, по силам, например, легкую стирку своих вещей, она делает сама. (А работы тяжелее выполняют родственники или соцработница управления соцзащиты Кузнецкого района Новокузнецка. – Ред.). А еще бабушка сама ходит за хлебом и на ежедневные прогулки, спускаясь и поднимаясь пешком домой к себе на пятый этаж.
— Диет не придерживается, но ест понемногу. Любит овощи, фрукты. Лёгкое – те же каши – варит сама. И свои фирменные мясной рулет на Пасху и кулич из творога тоже делает сама.
— Утро бабушка начинает с зарядки: наклоны вперед – по 6-8 раз. Развод рук в стороны, вынос рук перед собой – с нагрузкой, с пластиковыми бутылками с водой, не меньше 8 раз. Еще приседания, но пока бабушка от этого упражнения отказалась из-за ушиба колена. А еще она крутит диск здоровья, по 4 оборота, это тренирует вестибулярный аппарат и помогает ее низкому давлению.
— И главное для бабушки – интерес к жизни. И ко всему новому, в том числе к новой технике (скайпу, к той же электромясорубке). И интерес к жизни города, Кузбасса и страны.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс