Космос из Кузедеева
Спутниковые системы уже давно четко фиксируют, что память о том, что «100 лет Ленину» и «40 лет Победы», растет и развивается в кузбасском селе Кузедеево. А с недавних пор стометровые лозунги можно лице- зреть и на компьютере, не вставая с дивана.
Ленин и Победа
– Ну, о каких снимках из космоса вы говорите? – улыбается Раиса Шахина. – Мы высаживали надпись «100 лет Ленину» более 40 лет назад. Никакого «космоса» тогда не было…
Молодые специалисты супруги Шахины после окончания Поволжского лесотехнического института в 1970 году приехали в Сибирь. Приехали в феврале, а в мае уже по заданию свыше высаживали маленькие саженцы на горе, которые потом и выросли в рукотворный памятник.
– Леонида Николаевича, – вспоминает Раиса Федоровна, – определили лесничим реликтового лесничества (Липовый остров), а я начала работать инженером лесного хозяйства. Главный лесничий сказал нам: «Ребята, вот вам площадь, нужно увековечить имя Ленина». Было 100-летие как раз в этот год. Леонид Николаевич сделал разметку, рассчитал буквы, и мы с учениками средней школы снимали дерн, в три ряда сажали каждую букву. Сначала посадили кедр, а когда он стал отпадать – гора-то крутая, мы дополняли сосной. В цифре 100 один ноль что-то рос плохо, мы столько раз там подсаживали, но все выровняли. Самое главное – надо было огородить посадки, чтобы скот не повредил нежные саженцы. В то время было много «подпольных» ферм. Мы на конях на эту гору заво-
зили жердь. Затем муж стал главным лесничим, а я перешла лесничим на его место. И все эти заботы после посадки легли на меня. А ещё помню, что, когда эту надпись сажали, было воскресенье, пасха, грех работать. Водитель лесхозный жил прямо у этой горы. Когда дерн сняли, он позвал нас к себе в гости. У них всего наготовлено было, они нас накормили. Мы специалисты молодые, у нас ничего ещё не было…
Пока она рассказывает, на столе появляются чудесные домашние перцы, ароматные манты… Пора бесхозных молодых специалистов прошла. «Все свое», – поясняет Леонид Николаевич и ставит на стол кружку с чудесной родниковой водой. Вода и так вкусна необычайно, но Шахин ещё заваривает на ней травяной чай.
– Как у вас все вместе получается, – удивляюсь я. – Обычно женщина у плиты хлопочет, а мужик сядет и ждет, когда ему подадут.
Леонид Николаевич улыбается:
– Чай, как и шашлык, женских рук не признает. Это мужское дело. А что касается надписей, то здесь нашей большой заслуги нет. Партия сказала – посадили. Сказали бы выдернуть – выдернули бы…
Кстати, Шахин говорит, что уже после них в Западной Сибири, ближе к Уралу, один лесничий создал посадками целый герб советского союза. Каждую деталь проработал: там черемуха, там – рябина, там – ясень. Сверху осенью шикарная картина получается. Только он на равнине высадил, а Шахины – на склоне горы. Их надписи можно и с земли рассмотреть: как только снег выпадет, буквы сразу читаются.
Следующую надпись «40 лет Победы» (250 метров длиной и 50 метров шириной) посадили в 1984 году вместе со своими юными помощниками – учениками Кузедеевского школьного лесничества. И уже с ними работал юный лесовод Саша Шахин, ныне тоже лесник, потомственный.
– Да, «40 лет» я уже сажал, – подтверждает Александр Леонидович. – Своими руками дерн снимал. Был полноправным членом этой «организованной группировки»…
Ну, чувство юмора у Шахиных – это семейное.
Липняки
Выпускник Леонид Шахин во время распределения мог претендовать на довольно престижные места: по успеваемости шел пятым из 105 человек. На выбор: Московская область была, Питер был, в Поволжье можно было хоть где оставаться. Да, нет, поедем в Сибирь: ружье, удочки – и вперед! Человек 20 с курса собрались и поехали. Романтики! А в Сибири-то до тех пор и не бывали ни разу.
– Когда приехали молодыми специалистами, – вспоминает Леонид Николаевич, – нас спросили: поедете в липняки работать? Сказали – поедем. Хотя удивились. Мы приехали с Волги, там липа – это сорная растительность. Не знают, как с ней бороться. А здесь липа – чудо-чудное. Реликт, который сохранился. На его содержание ничего не выделялось, хотя памятник федерального значения, никакого настоящего мониторинга не проводилось. Просто Липовый остров, которому в 1969 году, чтобы сохранить, присвоили статус «особо ценные леса», а позже – памятник природы, самая высокая категория защитности в первой группе лесов была в то время. Моя задача была – следить за состоянием, не пускать туда никого с топором.
– Никогда не жалели, что сюда приехали?
– Ну, первый год, может… Потом как-то все пошло, поехало. А сейчас – куда? Пол-Кузедеева родни. Сноха – кузедеевская, зять – кузедеевский, внуки – пять человек – всех из роддома на этом крыльце встречали.
– Что ж, – философски заключает Раиса Федоровна, – приехали не зря и прожили не зря…
Запись в вечность
Мы стоим на горе, куда нас привез Александр на снегоходе. Этой весной расхлябалось рано, ещё неделя – и уже не доехать сюда. А именно с этого места, пока ещё не совсем сошел снег, хорошо читается надпись на склоне. Белое поле очерчивает буквы, и, чуть приглядевшись, начинаешь видеть и «100», и «лет», и «Ленину». Не так четко, как из космоса, но все-таки…
Леонид Николаевич смотрит на надпись, которую он видит каждый день несколько десятилетий подряд. Приво-зит сюда регулярно журналистов, съемочные группы, экспедиции. Ну, какой там космос… Сделали и сделали. Вот внучка поступила в столичный вуз, учится по специальности «экология горных выработок» – это да. Третье поколение Шахиных скоро начнет работать на защиту природы. Она получила повышенную стипендию, привезла деду в подарок свитер. Дед гордо свитер демонстрирует, говорит, что не снимает.
Вот где настоящий космос, настоящее увековечение и настоящее счастье – дети и внуки. А надписи… Красиво, конечно.
Евгения РАЙНЕШ.
Новокузнецкий район.
Кстати
Надпись из деревьев «Ленин» есть в Армении и в Беларуси, «СССР 50» — на Украине, на территории России можно найти фразы «Слава КПСС», «30 лет Победы» и многие другие. В Сибири сохранилось три подобных геоглифа: «Ленин с нами» в Омской области, «100 лет Ленину» и «40 лет Победы» — в Кемеровской.
Спасибо этим замечательным специалистам-лесоводам, положившим всю свою жизнь и энергию служению Кузбасских лесов, сохранению реликтового липового острова !Потомки их продолжают дело Раисы Федоровны и Леонида Николаевича -это просто замечательно! Здоровья Вам всем и Успехов! С Наступающим Новым Годом. дорогие лесоводы !