Человек с гитарой
Пожалуй, это определение точнее всего подходит Евгению Качалину — музыканту, певцу, композитору и просто человеку, которого в Кузбассе знает, наверное, всякий, кто имеет хоть какое-то отношение к творчеству.
Впрочем, сам Женя такое определение не любит – понятно, почему: оно его сильно «сужает». Но как быть, если качалинская популярность держится именно на этих двух «инструментах» — его обаянии и его гитаре?
Лично меня всегда поражало такое обстоятельство: Качалин может спеть и сыграть ЛЮБОЕ музыкальное произведение. Бардовские песни (он знает их тысячи), эстраду (как российскую, старую советскую, так и зарубежную), классические опусы. Пожалуй, по умению моментально взять нужные аккорды и выстроить гармонию музыкант Евгений Качалин сопоставим разве что со столичным мэтром Левоном Оганезовым. Но тот-то имеет консерваторское образование…
А у нашего Жени Качалина за плечами только Кузбасский политех да несколько месяцев неоконченной музыкальной школы. «Церковно-музыкально-приходской», как он сам говорит. В поселке Листвяги, что под Новокузнецком, во времена его детства педагоги в музыкалке долго не задерживались. Впрочем, ему особенно запомнилась одна, Ирина Николаевна, которая заявила родителям, что мальчика надо учить не аккордеону, а скрипке, и давала ему сложнейшие задания: включала на стареньком проигрывателе виниловые пластинки с записями классических произведений и велела… повторять на слух.
Сейчас, к слову сказать, Евгений так натаскивает по «сольфеджио» свою дочку Сонечку, которая осваивает скрипку в кемеровской ДМШ №1. И уже играет с папой дуэтом.
— Ты пойми, — объяснял он мне, — музыка – это та же математика. Тут надо знать систему уравнений и теорем, а дальше включается простая логика. Услышал музыкальную тему (ну, мотив, мелодию), быстро повторил — и дальше вполне сможешь ее аранжировать, как хочешь. Поэтому, кстати, я всегда исполняю даже известные произведения по-своему.
По его – все просто. А по-моему, это редчайший дар.
Свою первую гитару Женя купил на… сворованные деньги. Выкрал у отца (он был директором школы) десятку и нашел какого-то барыгу, что толкнул ему бэушный инструмент. Обнаружив сей факт, отец велел гитару вернуть, деньги положить на место, и 13-летний шкет послушно исполнил требуемое. Правда, года через полтора родители сами выделили ему деньги на хорошую, дорогую гитару и обязали ее купить…
А настоящая слава пришла к нему в студенчестве, в славную эпоху КВН. Потом был театр песни «Проспект», сотрудничество с большими, профессиональными театрами Томска, Новосибирска, Красноярска, Свердловска… Кстати, в начале 90-х, в трудное время неопределенности и нищеты, Евгений Качалин волею судеб оказался в Польше: стал участником «марша пилигримов», которые прошли через всю страну для встречи с тогдашним папой римским Иоанном Павлом II. Женя Качалин с таким азартом участвовал в этом походе (однажды вместе с тогдашней его женой Еленой Качалиной на ходу пел под свою гитару двенадцать часов подряд!), что его заприметил один из ксендзов-распорядителей марша. Пригласил в свой костел, и с тех пор Качалин еще не раз выступал перед польской публикой с песнями Окуджавы, Высоцкого, группы «Воскресение». Кстати, папа римский Качалина слышал тоже.
Да кто его не слышал? Он (сейчас – член оркестра МЧС по Кемеровской области) пел вместе с Шойгу на корпоративных фестивалях и получал там самые высокие награды. Он участвовал в постановках 16 театров как автор музыки к спектаклям. Композиторский дар Качалина – особая тема. У него есть целые циклы песен на стихи Лорки, Цветаевой, Пушкина…
А сам Женя больше всего любит такую байку: известный режиссер Юрий Фридман (автор «Поросенка Фунтика») однажды заказал ему музыку к спектаклю по казахскому народному эпосу про батыра Алдара-Хосе. Качалин полез в интернет, но ничего специфически казахского, кроме песен Розы Рымбаевой и ансамбля «Ялла», там не нашел. Отправился в научную библиотеку, заставил сотрудниц перерыть весь фонд, а потом… оторвал на домре одну струну и в течение нескольких часов упорно импровизировал что-то на этом странном двуструнном инструменте. Когда Фридман услышал запись – восхитился: вот-вот, это именно то, что надо. А на гастролях в Казахстане специалисты заинтересовались автором музыки: «Как точно схватил народный мелос!».
Люди, которые знают Женю Качалина только по эту сторону сцены могут, воспринимать его как неунывающего балабола-затейника, тут же готового облечь в мелодию любую шутку. И мало кто знает, что вот уже несколько лет Качалин вместе с бессменным директором студклуба КузГТУ Игорем Дедюлей шефствуют над Таловским детским домом (ездят туда с концертами, курируют талантливых детей, помогают им во взрослой жизни).
Сегодня Евгению Качалину исполняется 50. Наверняка без передышки будут звучать тосты и здравицы. А мне хочется сказать одно: спасибо, Женя. На тебя смотришь и понимаешь, сколь богат, живуч, разносторонен и заразителен талант русского человека. Даже если он не умеет себя беречь.
Ольга ШТРАУС.
Фото Федора Баранова.
Привет тебе, Женька, из братского Барнаула. С юбилеем тебя, дорогой. Напиши в почту, есть, что вспомнить, например театр Энергия.
Женя, не перестаю удивляться твоему голосу и твоей человечностью
Хороший рассказ о хорошем человеке. Спасибо автору, а Евгения — с юбилеем!