Стальной ректор металлургического вуза
Есть имена в биографии Новокузнецка и всего Кузбасса, которые впечатаны в историю. С ними связаны годы строительства города, его роста и расцвета. К ним принадлежит и имя Николая Михайловича Кулагина, легендарного ректора легендарного вуза.
Он воплотил в жизнь программу преобразования металлургического института в единый учебно-научно-производственный комплекс политехнического типа.
За многогранную и успешную деятельность профессор Н.М. Кулагин награжден орденом Почета, орденами Трудовой Славы III степени и «Доблесть Кузбасса», медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» III и II степени, «За служение Кузбассу», он носит звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и многие другие – перечисление всех регалий заняло бы целую страницу.
В эти дни профессор Кулагин отмечает 50-летие своей профессиональной деятельности. Он вспоминает:
– Я стал ректором в 1988 году. В СССР мы выпускали 80 процентов специалистов именно металлургического профиля. Даже выпускники – горняки в конечном итоге работали на металлургию. Стальной вуз – так его называли!
Тогда докторов наук у нас было всего одиннадцать человек. При приеме студентов на первый курс в количестве, превышающем 1600 человек. Это соотношение преподавателей высшей квалификации к количеству учащихся студентов было крайне низкое. К тому же у нас не было ни одного докторского совета по защите диссертаций.
Содержал нас федеральный бюджет, и мне пришлось немало поездить в Москву, стучаться в разные двери, чтобы наши преподаватели вовремя получали заработную плату, а студенты – стипендию. Тут мне, конечно, повезло, я уже был знаком с заместителем министра образования Василием Максимилиановичем Жураковским. Он в свое время был ректором втуза (это был институт при крупном предприятии, готовящий кадры для него). Так что было о чем поговорить. Мы с ним очень плотно поработали в плане оказания помощи СМИ.
И сейчас сохранилась моя политика общения с людьми. Ведь каждый делает свое дело, а ты – делай свое! От людей всё зависит. Я всегда находил общий язык с любой бухгалтерией или управлением кадров. Потому что понимал: для человека главное – внимание.
В начале 90-х годов в России была поголовная тенденция среди отечественных вузов: обязательно повысить свой статус! Это надо было для того, чтобы получить определенные привилегии от министерства. Чем выше статус – тем больше финансов. В 1994 году мы получили статус горно-металлургической академии. Это высшее учебное заведение, которое тяготеет к какому-то одному направлению. Если раньше мы имели соотношение преподавателей и студентов в пропорции 1 к 12, то при получении нового статуса мы перешли к соотношению 1 к 10. А это большое дело – это фонды, это зарплата.
Для получения статуса университета (а университет – это уже вуз, не только готовящий выпускников, но и производящий научно-исследовательские работы по многим направлениям и специальностям) надо было иметь советы по защите докторских диссертаций. И мы с 94-го по 98-й открыли три таких совета. Пошли защиты собственных диссертантов. Кроме того, к нам стали приезжать на защиту из регионов – Красноярска и Новосибирска. Авторитет вуза значительно повысился.
В это время мы образовали несколько новых факультетов: экономический, механики и транспорта и другие. Мы ушли от тех трех «канонических» факультетов (металлургический – технологический – строительный) и вышли на восемь факультетов, это нам позволило в 1998 году получить статус университета. Вторая проблема, которую мне удалось успешно решить, – подготовка докторов наук высокой квалификации. Когда я сдавал институт новому ректору в 2008 году, у нас было 62 доктора наук.
Хотя я чуть было не сорвал получение этого статуса. Когда приехал в министерство, уже была договоренность, и 13 января подписали приказ о статусе. Это число для меня всегда было счастливым, но тут оказалось, что есть разногласия с названием вуза. Я все время старался сохранить слово «сибирский». Но назваться «сибирский технический» нам не разрешали. Ведь уже был Красноярский сибирский технический, Сибирский технический в Омске. Министр встал в позу и чуть было не попросил меня из кабинета. И тут предлагает тот же Жураковский: «Николай, а давай «индустриальный»? Есть один московский индустриальный. Ну, и вы будете». Да это же здорово! Пришлось согласиться.
И когда я вернулся в город, к нам даже пришел мэр поздравить с успехом – настолько был в восторге! Мы стали университетским городом, подняли статус вуза.
Тогда свободного времени у меня практически не было. Только последние шесть лет удается отдать дань своим увлечениям. Это – рыбалка. Еще с 1975 года имею свой участок и держу его, до сих пор благоустраиваю и занимаюсь им.
Я не обделен заботой и вниманием своих родственников и родных, но мне не всегда удавалось ответить им тем же, сейчас я это восполняю.
Последние пять лет я сильно переживал, был непростой период в жизни университета, а значит, и в моей, даже похудел на 12 килограммов. Но я убежден, что сегодняшний день не последний, и остаюсь верен этому девизу.
Записала Татьяна Негода.
г. Новокузнецк.
Такие люди — алмазы Кузбасса. Спасибо им за все, что сделали для города и Кузбасса совершенно бескорыстно, из любви к родине.