Лампочка раздора
Вторую зиму подряд в Мариинском районе, на Арчекасском кряже, срывается новогодний отдых мариинцев (катание на тюбах, прокат горных и беговых лыж, услуги кафе и др.), который совместно организовывают здесь предприниматели Сергей Булгаков, Яна Заруцкая и Хамиджон Рахматов (последние два – из числа грантополучателей).
В прошлом году всему виной стали дожди, из-за чего, утверждает владелец спортивно-туристического комплекса «Арчекас» Сергей Булгаков, все три предпринимателя до сих пор не могут рассчитаться с Пенсионным фондом. А нынче роковую роль сыграл «странный поступок» директора муниципального автономного учреждения «Детский оздоровительный лагерь «Арчекас» Татьяны Аношкиной, по распоряжению которой загородная туристическая база, расположенная по соседству с лагерем, 31 декабря на целых три дня лишилась электропитания и клиентов. По примерным подсчетам предпринимателя, упущенная прибыль базы, стоимость услуг которой колеблется от 100 до 3 тысяч рублей, составила 200 тысяч рублей.
В тот день, сообщает Сергей Владимирович, на трассе планировали установку подъемника для катающихся – начинался зимний сезон. Кафе, арендуемое у Булгакова предпринимателем Хамиджоном Рахматовым, тоже готовилось к встрече отдыхающих. «Мы завозим продукты, а света нет! К сторожу лагеря подходим, тот говорит: «Директор еще месяц назад сказала отключить свет, а я отключил сегодня».
– Оставить бизнес без электричества – на каком основании? – возмущался Сергей Булгаков 3 января. – Год назад, когда я заключал договор с ОАО «Кузбассэнергосбыт», мне сказали: если управление образования разрешит вам запитаться от своей ТП, мы не возражаем. Мне разрешили.
Теперь у предпринимателя два собственных прибора учета. Один – за лагерем, где находится лыжная трасса, горка, склад для инвентаря и небольшое кафе. Другой – перед лагерем, где стоят два гостевых домика базы и баня.
Не дозвонившись до Татьяны Аношкиной (утверждающей, что «звонков не было»), предприниматель связался с первым заместителем главы Мариинского района Евгением Синченко, по требованию которого на спортивно-туристический комплекс «Арчекас» приехал завхоз лагеря, «чтобы включить рубильник».
Год назад детский загородный лагерь «Арчекас» районного управления образования обрел юридическое лицо, получив новый статус – муниципального автономного учреждения. Татьяна Петровна Аношкина, возглавлявшая его лишь в летние сезоны, стала директором круглогодичного лагеря на постоянной основе. На его баланс управлением образования была передана трансформаторная подстанция (ТП), запитанная от ближайшей к лагерю высоковольтной линии ОАО «Мариинскавтодор». Эта ТП снабжает электроэнергией сразу несколько потребителей – спорттуркомплекс «Арчекас», садоводческое общество «Калинка» и дачные дома нескольких горожан, проживающих в них постоянно или в летний период. Все они, кроме детского учреждения, имеют прямой договор с «Кузбассэнергосбытом». Головной прибор учета, установленный в распределительном щите ТП, фиксирует электроэнергию, потребляемую субабонентами лагеря с учетом технологических потерь на линиях.
Первое, что услышала я от директора лагеря «Арчекас» Татьяны Аношкиной по поводу отключения электроэнергии на турбазе: Сергей Булгаков «недоплачивает» «Кузбассэнергосбыту» за потребляемую электроэнергию, в чем ее поддерживает энергетик управления образования Владимир Голубев. Недвусмысленно утверждая, что предприниматель «ворует» электроэнергию, оба руководствуются лишь подозрениями. Кто бы ни пытался поймать его за руку, ничего из этого не вышло. Подозрения Татьяны Аношкиной не разделяет руководитель Мариинского производственного участка Восточного меж-
районного отделения ОАО «Кузбассэнергосбыт» Владислав Семенов, тоже бывавший на базе отдыха с целью проверки: «Претензий по оплате к Булгакову нет – по действующему договору электроснабжения свои обязательства он исполняет своевременно. К электросчетчику базы отдыха претензий тоже не имеем. Наши инспектора не раз визуально осматривали счетчики – никаких видимых повреждений либо вмешательства в работу приборов учета не обнаружили».
Может, все дело в конкуренции? «У него же клиенты не только в выходные дни, но и среди недели. В гостевых домиках проводятся юбилеи, дни рождения, вторые дни свадеб. А это же электроэнергия! – аргументирует Татьяна Петровна. – По уставу лагерь теперь тоже имеет право на оказание услуг по оздоровлению и проведению массовых мероприятий для предприятий и населения. Но мы проводим их на открытом воздухе!» «Если лагерь до сих пор использует электролампы от 100 вольт и выше, то у нас давно установлены светодиодные лампы на 18 вольт», – парирует предприниматель, не поскупившийся на дорогостоящие энергосберегающие лампочки, по мощности в десятки раз ниже обычных ДРЛ-светильников соседнего лагеря, и на немецкий электродвигатель для подъемника, потребляющий электроэнергии в 3-5 раз меньше аналогичных двигателей, применяемых в сельском производстве.
Однако Татьяна Петровна стоит на своем, ссылаясь на акты снятия показаний электросчетчиков по «Мариинскавтодору»:
– Увеличение потребления электроэнергии у Булгакова идет далеко не на 200 кВт.ч в месяц. Лагерь ежемесячно оплачивает 2 тыс. кВт.ч, а Булгаков, у которого всегда есть клиенты, за прошлую зиму оплатил только 500 кВт.ч! Вы считаете, это реальная цифра? Кроме освещения по всему склону, у него постоянно работают холодильники, микроволновые печи, музыкальный центр, на электрообогреве – гостевые домики. А в лагере – уличное освещение да сторожка. И разница, не оплачиваемая Сергеем Владимировичем, ложится на местный бюджет.
Позже директор детского оздоровительного лагеря объяснила факт отключения электроэнергии на базе Булгакова другой причиной. Особой необходимостью: рядом с ТП находится скважина, которая в целях безопасности каждую осень обесточивается – вместе со спальной частью лагеря и основной частью базы. И если бы предприниматель, «из ничего раздувший проблему», перед началом зимнего сезона обратился с просьбой включить рубильник, как делал это раньше, то конфликта не произошло бы. «С какой стати! – снова возмущается Сергей Булгаков. – Лагерь теперь ко мне отношения не имеет. Тем более, что до 31 декабря свет на базе был и сторож свободно брал воду на скважине».
Права ли была Татьяна Аношкина, распорядившаяся отключить электро-
энергию без согласования с предпринимателем? Руководитель Мариинского производственного участка «Кузбассэнергосбыта» Владислав Семенов считает, что нет: «Тем более, что действующим законодательством определены условия, при которых может быть отключена подача электроэнергии. В частности, в результате аварии, во время ремонтных работ или по заявке поставщика в случае неоплаты электроэнергии». Энергетик-механик «Мариинскавтодора» Валерий Данилов, предполагая, что решить это может только суд, убежден: директор лагеря должна была сначала доказать вину предпринимателя и предупредить его, а потом уже идти на крайние меры. «Факты хищения должны быть зарегистрированы и официальными письмами представлены куда надо. Например, главе муниципального образования».
Конфликт усугубляется и тем, что Сергей Владимирович отказывается выполнять предписание Татьяны Петровны, обязавшей всех субабонентов по окончании летнего сезона перенести свои электросчетчики в распределительный щит ТП, к головному прибору учета. Чтобы не только контролировать потребление электроэнергии всеми обитателями Арчекаса, но и учитывать на линиях ее потери, оплата за которые идет из бюджетных средств. Со слов Татьяны Аношкиной, все потребители электро-
энергии, кроме Сергея Булгакова, уже согласились оплачивать потери: «Проводить линии они будут на свои деньги». «Пусть лагерь сам покупает мне провода и протягивает их! – отказывается от незапланированных расходов предприниматель. – И если захотят перезаключать со мной договор, я его не подпишу».
Перезаключать, конечно, захотят. Потому что перенос приборов учета для каждого потребителя электроэнергии означает изменение границ раздела балансовой принадлежности. У Сергея Булгакова, например, граница раздела находится рядом с его гостевыми домиками. На этом участке линии, от головного учета трансформаторной подстанции до гостевых домиков, и возникают технологические потери электроэнергии, которые не учитываются счетчиками. Такая же ситуация складывается на линиях садоводческого общества и прописавшихся здесь горожан. В общей сложности – порядка километра. Поэтому, не желая оплачивать лишние киловатт-часы, Татьяна Аношкина планирует установить общую для всех потребителей границу раздела балансовой принадлежности в месте нахождения подстанции, от распределительного щита которой и должны протянуться новые линии. Но как увидит потери электроэнергии директор лагеря?
«Если все приборы учета перенести в щитовую ТП, потери в линиях потребителей счетчик сосчитает сам, и вся электроэнергия будет полностью оплачиваться», – поддерживает проект Татьяны Петровны энергетик «Мариинскавтодора» Валерий Николаевич, заметив, однако, что для этого лагерь должен сначала подготовиться сам – расширить распределительный щит. Один лишь нюанс: чтобы не вызывать конфликтную ситуацию подозрениями в нелегальном использовании электроэнергии, собственник ТП должен не требовать согласия от своих абонентов, а «столковаться» с ними. А в случае несогласия – быть готовым к тому, чтобы взять затраты по переносу приборов учета электроэнергии на себя: разовые издержки потом компенсируются. «Или увеличить потребителям расчеты за счет этих потерь. По-хорошему, все мы, заинтересованные лица, должны собраться для обсуждения проблемы за круглым столом. Договариваться надо!»
Наталья ЛЕБЕДИНСКАЯ.
НА СНИМКЕ: именно здесь предполагается новая граница балансовой принадлежности.
Фото автора.