Актуальное

Читатель

24 января 2014 | Газета «Кузбасс»
миллер1

Рассел Миллер. Приключения Конан Дойла. Пер. с англ. Л. Гурбановской.
М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. 480 с.

Взаимно умножая отраженья

Образ Холмса нынче актуален как никогда, если судить по теле-экранам. В ноябре нам показали новую отечественную экранизацию Андрея Кавуна (Холмс – Игорь Петренко, Уотсон – Андрей Панин). В новогодние каникулы подоспела новая порция английского сериала «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фрименом. Тем временем уже третий фильм о Холмсе выпустил знаменитый Гай Ричи. Да и эталонная экранизация Игоря Масленникова, с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, никуда не делась: каждую неделю она сызнова запускается по тому или иному телеканалу.

В общем, новая биография Артура Конан Дойля подоспела вовремя. Отличается от предыдущих она тем, что автору первым удалось прочесть переписку Конан Дойля, купленную у потомков писателя Британской библиотекой. А также получить доступ к архиву Ланселина Грина, страстного коллекционера материалов, связанных с Холмсом. В Англии книжка вышла в 2008 году.
Миллер, разумеется, понимал, что в изображенном им Конан Дойле будут искать черты сходства с Шерлоком Холмсом. Сам он такие поползновения не поощряет, но дает для них достаточно поживы. Например, отец писателя Чарльз Дойль, талантливый книжный график, был буйным алкоголиком и закончил жизнь в психиатрической лечебнице. Артур Конан Дойль этой склонности не унаследовал, однако становится понятно, почему он сделал своего Холмса без малого наркоманом. Да и с ума герои книжек Конан Дойля сходят нередко; в одном только холмсовском цикле можно насчитать два десятка безумцев.
Шерлок Холмс был убежденным холостяком и лишь к единственной женщине, великосветской авантюристке Ирэн Адлер, испытывал платонические чувства. Конан Дойль был женат дважды, был примерным семьянином, обе супруги вполне разделяли его интересы – и медицинские, и литературные, и оккультные. Недолгой медицинской практике Конан Дойля биограф уделяет немало внимания; в ней действительно было немало занимательных эпизодов. Правда, в практике доктора Уотсона они почти не отразились.
Конан Дойль учился ремеслу хирурга в Эдинбургском университете и ворчал, что приходится зубрить много лишнего: «Ботаника, химия, анатомия, физиология – полный список обязательных предметов, многие из которых имеют отдаленное отношение к искусству врачевания». Зато именно в Эдинбурге его преподавателем был доктор Джозеф Белл, общеизвестный прообраз Шерлока Холмса. А одним из ассистентов Белла был доктор Патрик Уотсон.
Шерлок Холмс в молодости провел два года в колледже, затем продолжал образование самостоятельно. В итоге он оказался знатоком как раз тех предметов, которые так не нравились его создателю. Он блестящий химик, знаток ядов, натуральных и синтетических, замечательный почвовед, владеет искусством прочтения сожженного текста и определяет пепел разных сортов табака (это уже близко к палингенезии, чисто алхимической дисциплине).
Кроме того, Холмс знает латынь и основные европейские языки; цитирует на память десяток писателей – классиков и современников; занимается криптографией, графологией, текстологией; с первого взгляда определяет возраст старинных манускриптов и собирается писать трактат по языкознанию. Он непринужденно рассуждает о Дарвине и Бюффоне, о «керамике, мистериях, буддизме», «о наклонении эклиптики к экватору». Его живо интересуют атавизмы и наследственность; в истории и генеалогии, политике и социологии он также выказывает большие познания. К тому же Холмс – скрипач и авангардный композитор, любитель оперы и музыкальный критик. В общем, по разносторонности интересов он далеко затмевает своего создателя.
Конан Дойль всю жизнь был спортсменом, страстным поклонником футбола и крикета, а в зрелом возрасте увлекся горными лыжами и немало способствовал их популяризации. Холмс предпочитает фехтование и бокс; впрочем, он ведет явно нездоровый образ жизни, но при этом умудряется сохранять отличную форму. Заметим, что о боксерах Конан Дойль написал отдельную повесть «Родни Стоун». К тому же есть версия, что имя сыщика составлено из имен двух знаменитых игроков в крикет, Шеклока и Шервина.
Особенное внимание Миллер уделяет собственным расследованиям Конан Дойля. Началось все с того, что к писателю обратился несправедливо осужденный молодой юрист Джордж Эдалджи, сын священника иранского происхождения из шахтерского поселка под Бирмингемом. В деле фигурировали анонимные подметные письма и покалеченная из мести скотина. Оно было шито белыми нитками: несчастного осудили только за цвет кожи. Конан Дойль добился оправдания Эдалджи, но истинного виновника так и не сумел изобличить. Позднее писатель расследовал еще несколько дел, также с переменным успехом.
Перед Первой мировой войной Конан Дойль сильно опасался, что вражеские субмарины могут блокировать Британию, и предлагал решение проблемы: выкопать туннель под Ла-Маншем. Одно из последних дел Холмса – о чертежах новейшей британской подводной лодки, украденных германскими шпионами.
Очень грустно читать последнюю часть книжки – об увлечении Конан Дойля спиритическими сеансами. Он посвятил этим туманным материям несколько книг и множество публичных лекций и охотно публиковал фотографии фей, сфабрикованные двумя английскими девочками. Впрочем, это всего лишь оборотная сторона хваленого британского позитивизма. На самом деле мышление и Конан Дойля, и Шерлока Холмса было в изрядной степени мифологическим.
Постоянные мотивы холмсовского цикла – алхимия, конспирология, горное дело. В совокупности они образуют «коллективное бессознательное» доброй старой Англии поздней викторианской эпохи. В этой связи досадно, что Миллер уделяет так мало внимания роману «Открытие Раффлза Хоу», отзываясь о нем пренебрежительно: «Невнятная история про алхимика, открывшего, как превращать тяжелые металлы в золото, и попытавшегося помочь бедным, что привело к полному разложению масс». На самом деле этот роман у Конан Дойля – один из ключевых. Как и последняя его повесть «Когда Земля вскрикнула»: там профессор Челленджер бурит сверхглубокую шахту, чтобы проверить свою теорию – не является ли Земля живым организмом. Вообще-то этой идеи держались многие алхимики, а в 1970-х ее возродил британский эколог Джеймс Лавлок, автор «гипотезы Геи».
В общем, и в творческой биографии Конан Дойля, и в творческой биографии его героя по-прежнему есть что расследовать. В этой связи понятно, почему непревзойденным исполнителем роли Холмса остается непроницаемый джентльмен Василий Ливанов. И смешному неврастенику Игоря Петренко или вздорному эксцентрику Бенедикта Камбербэтча превзойти его ни при какой погоде не суждено, хотя в новых экранизациях есть свои несомненные достоинства.
Ольга ТРЕТЬЯКОВА.

Книги предоставлены магазинами «Аристотель» и «Буква».

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс