Соцсети:

Инъекции радости

22 января 2014 | Ольга Штраус
Новикова1

Роль Дафни для своего творческого вечера актриса выбрала сама.

Свой некруглый юбилей актриса Кемеровского областного театра драмы Наталья Новикова отметит «Шикарной свадьбой».

Этот спектакль будет представлен в субботу в рамках творческого вечера
Наталья Новикова – актриса, что называется, «с судьбой»: про историю ее карьеры можно роман написать. Начать хотя бы с того, что девочка из Кемерова, из обычной семьи, всю жизнь мечтавшая о сцене, долго не решалась поступать в театральный вуз.
— Отец отговаривал, — признается сейчас Наталья. – Считал: несерьезная какая-то профессия. Сошлись на том, что я после школы поработаю в театральном закулисье «кем-нибудь». «Увидишь эту жизнь изнутри – передумаешь» — так папа сказал.
И она поработала: сначала осветителем, потом реквизитором. А потом, летом 1988-го, театр поехал на гастроли в Иркутск. И там Наталья увидела объявление о приеме в Иркутское те-атральное училище. Не говоря никому ни слова, она пошла и… С ходу успешно сдала все экзамены, включая творческие испытания.
Лично я, видевшая Наталью Новикову преимущественно в эпизодических ролях, этому ничуть не удивляюсь: она запоминается сразу. В ее облике, причудливо соединившем внешность героини, какую-то домашнюю уютность и яркий темперамент, столько женской манкости, столько обаяния, что за персонажами в исполнении Новиковой хочется наблюдать подробно.
Помню ее работу в лирическом спектакле Олега Кухарева «До встречи.ру». В истории про трех вдов, которые устроили настоящий «женский клуб», регулярно навещая могилы ушедших мужей, она сыграла четвертую героиню — разбитную красотку Наташу, которой нет дела до лирических тонкостей. Ее уверенный захват единственного «кладбищенского» жениха, вульгарные манеры, заливистый хохоток и отталкивали, и пленяли одновременно. Новикова играла карикатуру, да, но играла столь аппетитно, с таким знанием предмета, что ее выход по праву стал кульминацией спектакля.
А в студенческих спектаклях (кстати, училась она на одном курсе с нынешней примой Кемеровской драмы Натальей Юдиной) Новикова переиграла немало ролей мирового репертуара. Причем режиссеры охотно занимали ее и в комедийных, острохарактерных работах (например, она сыграла купчиху Белотелову в «Женитьбе Бальзаминова»), и в ролях лирических (Елена в «Белой гвардии»). После окончания учебы ее пригласили в драматический театр Костромы. И, верно, останься она там, сейчас уже дослужилась бы до заслуженной, до фестивальных наград… Но юное любопытство погнало в первый же отпуск на актерскую биржу в Москву. А там директор сахалинского те-атра Анатолий Полянкин (сейчас он директор райкинского «Сатирикона») набирал новую труппу. На страну уже вовсю надвинулись «лихие 90-е». «Без дела и зарплаты вы у меня точно сидеть не будете!» — пообещал Полянкин.
— Только он не сказал, — смеется сейчас Наталья, — что придется сидеть без воды и электричества: через день отключали…
Потом Новикова работала в театрах Пензы, Кустаная, Омска. И здесь ее репертуарный лист пополнился заметными ролями. Достаточно сказать, что она сыграла Маргариту в «Мастере и Маргарите», Наталью Петровну в спектакле «Месяц в деревне».
Удивляюсь: «С вашим-то чувством юмора, всегдашней готовностью к сценической шутке — не скучны вам эти образы «роковых красавиц»? По-моему, вам больше характерные героини симпатичны…»
Наталья Новикова соглашается, но тут же добавляет: «Как сделать образ. Наталья Петровна из «Месяца в деревне» у меня достаточно комичной получилась. Она ведь не просто скучающая барыня, как ее часто трактуют. Она – женщина в активном поиске, прямо оголтело счастье свое ищет, любого мужчину рассматривает с единственной точки зрения – не герой ли ее романа? А если «да» — сейчас на него запасть готова».
Одна из самых заметных работ Новиковой в Кемерове – роль Матери в спектакле Антона Безъязыкова «Убийцы». Современная драма оставляет актерам немного простора для проработки характеров. Но персонаж Натальи – еще довольно молодая тетка-предпринимательница, чей сын-первокурсник внезапно приезжает домой с барышней (якобы невестой) – был сыгран до слез узнаваемо и правдиво. С первых ее минут на сцене вся судьба этой представительницы «малого бизнеса» была как на ладони: и бедность, из которой едва удается выкарабкиваться, и тревога за сына, и обида на жизнь – кажется, сама только-только плечи расправила, а вот, пожалуйста, уже уступай дорогу следующим поколениям, того и гляди, бабкой сделают…
К сожалению, спектакль этот недолго удержался в репертуаре (вскоре после премьеры трагически погиб исполнитель главной роли Андрей Заподойников). И одна из лучших ролей Новиковой осталась только в воспоминаниях.
Перед тем как вернуться в Кемерово, Наталья Новикова работала в Омске. Город-миллионник, город с мощными театральными традициями, с «продвинутой» публикой, с прославленными театрами… Мне казалось, артисты по своей воле из Омска не уезжают: где и царить на сцене, как не там?
Наталья не спорит: все так. Но у нее были для отъезда свои причины. Тяжело заболела мама (отец к этому времени уже ушел из жизни). Оставлять ее в Кемерове одну Наталья не могла. Пообещала, что доиграет сезон – и летом вернется на родину. А в апреле мама умерла…
Мне кажется, это очень в ее характере: сдержать данное обещание, даже если человека, которому ты дал слово, уже нет в живых. Ее возвращение в Кемерово было как приношение маминой памяти.
Самыми преданными поклонниками Наталья Новикова называет своих бывших одноклассников. И поясняет почему: «Они все такими серьезными стали: кто экономист, кто медик, кто финансист – короче, профессии у всех такие, в которых я ничего не понимаю. А в театре разбираются все! По крайней мере, обсудить спектакль с точки зрения зрителя каждый способен. Вот и таскаю их на премьеры – есть повод для общих бесед».
Спектакль «Шикарная свадьба», в котором Новикова играет эксцентричную Дафни, маму невесты, для творческого вечера она выбрала сама: «Хотелось, чтобы было что-то веселое, праздничное, чтобы посмеяться можно было всласть!»
Ежедневные инъекции радости – это то, что, по мнению Натальи Новиковой, театр просто обязан делать своей публике. Во всяком случае, сама она этой радости служит самозабвенно.

Ольга Штраус.

Прямая речь

Наталья Юдина, актриса:
— Наташа Новикова – прекрасный партнер, с ней всегда легко на сцене. Ну да, у нас общая школа, общее понимание театра – возможно, поэтому. Но она еще и яркая характерная актриса, очень разноплановая. И возраст у нее замечательный: умница-красавица, а уже и опыт актерский есть! Режиссера бы ей хорошего, который бы специально на нее спектакли ставил.

Олег Кухарев, актер и режиссер:
— У Натальи Новиковой особое, сценическое чувство юмора – редкий дар для актрисы. Она человек команды: не подведет, никогда не поставит личные интересы выше интересов дела…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс