Спасет ли тайгу кассир?
Лесную отрасль ожидает очередная серьезная перестройка.
Перемены коснутся многих
В декабре 2013 года были приняты сразу три федеральных закона, вносящих существенные изменения в Лесной кодекс нашей страны. Они направлены на систематизацию и ужесточение контроля за оборотом древесины в России. Так что перемены ожидают и легальных предпринимателей, работающих в этой сфере, и людей, которые выписывают лес для личных нужд, и «черных» лесорубов, занимающихся незаконной заготовкой.
В Лесной кодекс вводится ряд принципиально новых положений. Так, например, учет древесины теперь будет осуществляться лесозаготовителями и работниками лесничеств, а маркировать лес должны будут сами ее поставщики на все рынки сбыта. Любая перевозка будет осуществляться исключительно с новым сопроводительным документом. А для приобретения партии древесины надо будет подать декларацию через интернет и единый портал государственных и муниципальных услуг.
Полностью закон вступит в силу в течение двух лет, но первые положения из него начнут действовать уже с 1 февраля 2014 года.
Какие нужды личные?
Одно из важных нововведений — запрет на использование древесины, заготовленной для собственных нужд гражданами, кем-либо еще, кроме того, кому она была предоставлена. Сегодня коммерческая заготовка древесины под видом обеспечения собственных нужд распространена повсеместно. Ведь люди, которые выписывают лес на дрова или строительство на льготных условиях по областному закону, чаще всего не имеют техники для её заготовки и вывозки. Потому они обычно и пользуются услугами посредников – местных лесозаготовителей, которые за вырубку и вывоз древесины берут её часть, а то и целую половину.
В департаменте лесного комплекса Кемеровской области объясняют: произошло это потому, что лесное законодательство ориентировано на использование лесов на основании договоров аренды, что под силу только крупным предпринимателям. До 2009 года малый лесной бизнес мог заготавливать древесину в лесу по договорам купли-продажи лесных насаждений. Потом изменился Лесной кодекс РФ, краткосрочное лесопользование отменили. И количество индивидуальных предпринимателей, работающих в лесу, в Кузбассе сразу уменьшилось на 70%.
На федеральном уровне уже ведутся разговоры о том, что отмена краткосрочного лесопользования стала большой ошибкой. Но меры по исправлению этой ситуации до сих пор не приняты. Областное законодательство несколько корректирует сложившуюся ситуацию, но не решает проблему кардинально. Для малого бизнеса осталась одна только возможность легализовать свою деятельность в лесу: заготавливать древесину, которую граждане получают для собственных нужд.
Кто обеспечит действие закона?
— Когда мы говорим о внедрении новой системы, нужно понимать, что на это уйдет не один день, — подчеркивает Вячеслав Семехин, заместитель начальника департамента лесного комплекса. — Для того чтобы она заработала на федеральном уровне, должно быть принято еще не менее десяти подзаконных актов. А главное — кто станет обеспечивать работу новой системы, кто решит вопрос об образовании новых рабочих мест со специфичной деятельностью и их содержании?
Нужны автоматизированные рабочие места, нужны специалисты, которые будут вносить данные, причем в сжатые сроки, а ведь еще нужно выезжать в лес, на место заготовки, чтобы принять лесосеку, проверить достоверность данных об объемах заготовки, которые представит лесопользователь. Уже сейчас мы говорим о катастрофической нехватке лесных специалистов. Они заняты в основном бумажной работой, составлением отчетов, ответами на множество поручений, требований и представлений. И не надо забывать, что система направлена в первую очередь на ответственных, легальных лесопользователей. К тем, кто занимается нелегальным промыслом по заготовке древесины, нужны другие меры – ужесточение контроля, причем с использованием самых современных технических средств: видеонаблюдения, беспилотных аппаратов, вертолетной техники.
Так что, на мой взгляд, внедрение новой системы без увеличения численности лесных специалистов на местах приведет к негативным последствиям. Ведь лес – это не склад древесины, не магазин, куда мы приходим за товаром, платим, забираем его, и всё остальное нас не волнует. Лес – это среда нашего обитания, он оказывает огромное влияние на растительный, животный мир, на людей, их самочувствие и здоровье. Он живет по своим, особым законам. А пока впечатление такое, что работников леса именно в роли кассиров и видят. Вручат нам считывающие устройства, чтобы мы считали каждое маркированное бревно, и порядок?
Лес для бюджета
Как считают в областном департаменте лесного комплекса, с нарушениями станет легче бороться, если за дело возьмутся специализированные правоохранительные органы и будут налагаться серьезные штрафы. Ощутимый результат дают и совместные воздушные рейды с полицией. Так, только с начала нынешнего зимнего сезона они позволили пресечь семь крупных незаконных вырубок. Правда, по оценке работников департамента, в этих случаях лесу уже был нанесен ущерб на 5 млн руб.
Нарушителей удалось поймать в труднодоступных местах в Беловском, Ижморском, Прокопьевском, Тисульском районах. А самую крупную рубку деревьев смогли остановить в Яйском районе. Там местный предприниматель, арендующий участок леса, организовал масштабное воровство древесины. В ценных сосновых насаждениях он вырубил более 300 кубометров, причинив ущерб на сумму около 4,3 млн рублей.
В ходе последнего рейда в середине января в Ижморском районе оперативная группа пресекла транспортировку незаконно заготовленной древесины в Томскую область. Оперативникам удалось задержать одного из шести томичей — вальщиков леса, работавших на лесосеке. Преступники незаконно срубили в березовых насаждениях около 180 кубометров, нанесенный лесу вред оценивается почти в полмиллиона рублей.
Евгения РАЙНЕШ.