Соцсети:

Если в обиде на автобус

9 января 2014 | Татьяна Фомина

Смело отстаивай свои права

С 1 января прошлого года вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров». Суть нововведения такова: пассажирам, пострадавшим в транспорте, компенсацию теперь выплачивает не сам перевозчик, а страховая компания, с которой тот в обязательном порядке заключает договор.

И вот в Кемерове появились первые пострадавшие в городском транспорте, которые получили денежную компенсацию от страховых компаний.

Они поделились своим опытом.

-2fПрецедент

Специалист отдела социально-правовой работы и охраны труда Федерации профсоюзных организаций Кузбасса Владимир Савенков 24 мая возвращался с работы. Поспешил на маршрутку №16. Но успел только поставить ногу на ступеньку, как водитель захлопнул двери и поехал. Создалась опасная для жизни ситуация. Нога внутри, а сам пассажир снаружи. И ему не оставалось ничего другого, кроме как просунуть руку в щель между створками и вцепиться, чтобы не упасть. Люди в салоне закричали, водитель резко остановил автобус, открыл двери, и Владимир Александрович выпал. Прямо с размаху лицом в асфальт. С такой силой, что даже на мгновение потерял сознание. Пассажиры помогли ему подняться, зайти в салон. На этом автобусе он и доехал до дому.

— Я не хотел обращаться к врачам, — рассказал Владимир Александрович, — но побоялся, что ребра сломаны, и пошел в травмпункт. Рентген показал, что ребра целы, просто ушиблены, но с рукой что-то не в порядке. Оказалось, порвано сухожилие. Пришлось решиться на хирургическую операцию. Месяца два я был на больничном, лечился. Случайно узнав о моей болезни, бывшая коллега сообщила о том, что мне полагается денежная компенсация от страховой компании, в которой перевозчик застрахован, и даже назвала номер закона.

Только для того, чтобы ее получить, нужно было узнать, в какой страховой компании собственник маршрутки застраховал свою ответственность за причинение вреда пассажирам.

Найти того, кто был нужен, помогли сотрудники УЕЗТУ Кемерова. Объяснили, что Владимир Савенков первый в городе, кто пытается получить компенсацию по новому закону, и им самим интересно наработать практику.

Таким образом, нашли и водителя, и собственника маршрутки. Оставалось только написать заявление в страховой компании на выплату компенсации.

В итоге Владимир Савенков в течение 10 дней (по закону на эти выплаты отводится не более 30 дней) получил от страховщиков 142 тысячи рублей (причем оплата операции произошла не за счет этих денег, а за счет полиса ДМС).

К слову, Владимир Александрович убежден, что ему повезло с собственником-перевозчиком: тот повел себя порядочно, не стал запираться. Да и с чего бы: собственник никакого ущерба не несет. Поскольку такие случаи застрахованы, он платит каждый год страховщикам взносы, и все. И они сами разбираются с пострадавшими пассажирами.

Однако закон только начинает действовать, и возможны различные недоразумения.

-1fВнезапная остановка

3 августа в маршрутке №26, которая курсирует между рынком «Дружба» и Кировским районом Кемерова, ехала Роза Савельевна Буль, фельдшер ЗАО «Центр здоровья «Энергетик». Возвращалась с работы.

Салон был почти пустой, всего-то четыре пассажира, водитель несся по дороге со скоростью, явно превышавшей допустимую. А при этом еще разговаривал по сотовому телефону. Тогда она, конечно, не думала, что халатность водителя обернется лично для нее катастрофой. Все произошло, когда автобус открыл двери на остановке «Варшавская», где Розе Савельевне нужно было выходить.

Она до сих пор вспоминает с содроганием:

— Левой ногой я наступила на землю, а правую зажало дверями, и автобус поехал. Помню, я изо всех сил сумкой ударила по стеклу и закричала. Не знаю, услышали ли пассажиры, – их было очень мало. Потом я почувствовала страшную боль и услышала характерный звук: такой раздается, когда машины перепрыгивают через «лежачих полицейских». Это он задним колесом проехал по моему бедру. Представляете: я выходила в переднюю дверь, а проехал он по мне задним колесом. Остановился только метров через шесть-семь. Водитель выскочил, стал материться, звонить куда-то. Я сама достала из сумочки телефон, позвонила напарнице по работе. Она «скорую» вызвала. Надо сказать, что быстро приехали и врачи, и ГИБДД, но мне тогда эти мгновения показались вечностью.

А операцию через день сделали, 5 августа. У меня было все раздавлено, размозжено. И перелом малоберцовой кости обнаружили.

А сразу же 3 августа ко мне в больницу приехал собственник маршрутки. Он сказал, что у меня есть право на компенсацию. Но я была в таком состоянии, что не понимала, о чем он говорит. Он попросил меня еще бумагу какую-то подписать, что не имею претензий к водителю маршрутки. Я подписала зачем-то.

О какой компенсации шла речь, Роза Савельевна узнала значительно позже, от врача ЛФК. А тому об этом рассказал пациент, тот самый «прецедентный» пострадавший Владимир Савенков, который в это время тоже лечился у него. Врач посоветовал Розе Савельевне обратиться в Федерацию профсоюзных организаций Кузбасса. Там женщина получила консультацию и пакет документов, по которым самостоятельно смогла посчитать сумму компенсации за нанесенный ее здоровью ущерб.

11 октября, закрыв больничный, она позвонила собственнику маршрутного такси, индивидуальному предпринимателю, чтобы узнать, к какой страховой компании он прикреплен. Тот категорически отказался нести ответственность. Оказалось, что он и автобус тот сразу после случившегося продал. А потому добиваться правды, искать виновного и нужную страховую компанию пришлось долго. В итоге она обратилась в надзорные органы, а точнее, к сотрудникам Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области. Там установили виновника и объяснили, что факт продажи автобуса не снимает ответственности с водителя и собственника. Так же, как и подписанная Розой Савельевной бумажка.

В результате 10 декабря она отнесла в страховую компанию документы. Там помогли заполнить стандартные бланки, необходимые для выплаты.

А 16 декабря суд лишил водителя маршрутного такси водительских прав на полтора года. Кстати, вину свою на суде он так и не признал.

Почти эпилог

Сейчас Роза Савельевна ходит уже на своих ногах, не опираясь на костыли. Правда, передвигается еще с трудом. И планирует обратиться в суд. На водителя, который ее покалечил. И вероятно, на… страховую компанию. Дело в том, что компенсацию ей уже выплатили, но она оказалась очень незначительной, если учесть характер полученных повреждений. Почему-то при определении суммы не были учтены многочисленные травмы. Словом, предстоит разбираться.

Хорошо, однако, одно: хороший, правильный закон появился. Хотя исполнения его, по сложившимся российским традициям, вероятно, многим придется настойчиво добиваться.

Татьяна Фомина.

Фото Федора Баранова.

Важно знать

  1. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в интернете. К слову, на табличках в автобусах и маршрутных такси тоже размещается информация о собственнике и о страховой компании.
  2. Наличие или отсутствие проездного билета (в маршрутных такси их часто не выдают) на выплату компенсации не влияет.
  3. Чтобы разобраться во всех тонкостях отношений перевозчика, пассажира и страховой компании, каждому из нас хорошо бы изучить сам федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров…» Его легко найти в интернете.

На фото: Роза Савельевна Буль;Владимир Александрович Савенков

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс