Соцсети:

Все цвета радуги

27 декабря 2013 | Ольга Штраус

театр_2

К Новому году в театрах готовятся особенно: каждый год специально для детей тут ставят новогодние сказки. Чаще всего эти спектакли подобны елочной мишуре: блестят и сверкают, пока длятся школьные каникулы. А к середине января тихо сходят со сцены… К чести кемеровских постановщиков надо сказать, что у нас давно уже пытаются сломать эту традицию. Нередко поставленные к «новогодью» детские спектакли оказываются столь удачными, что надолго прописываются в репертуаре театра. Чем же порадовали маленьких зрителей театры Кемерова в преддверии 2014 года?
Классика на все времена
Кемеровский театр кукол представил постановку Дмитрия Вихрецкого «В ночь под Новый год». В сущности, это парафраз известной сказки «Двенадцать месяцев». Только без братьев-месяцев и длинной череды сменяющихся сезонов. А фабула та же: бедная падчерица отправляется в лес, чтобы добыть подснежники по приказу капризной принцессы «благодаря» алчности своей злой сестры.
Главная прелесть нового спектакля – красивые куклы, выполненные художником Еленой Наполовой с замечательным тщанием и «человеческой» достоверностью. Наряды многочисленных жен-ских персонажей (принцесса, ее фрейлина, мачеха, падчерица, сестрица) различаются не только по критерию «бедный-богатый», но и по чувству стиля, характерам персонажей, а также модным тенденциям позапрошлого века. Кажется, все эти кукольные особы регулярно смотрят телепередачу типа «Модный приговор», и каждая по-своему старается соответствовать трендам.
То же самое можно сказать о солдате, об учителе принцессы, о красивых видах старинного, какого-то «андерсеновского» городка и заснеженных пейзажах, на фоне которых разыгрывается драма. Волк здесь по-настоящему страшен своей оскаленной пастью, Дед Мороз (живой план) – всамделишный великан, в несколько раз превышающий размеры действующих лиц этого кукольного царства. А корзины для подснежников, кажется, виртуозно сплетены из настоящей лозы.
Словом, если хотите показать детям, что значит классический кукольный театр, без всякой там взрослой иронии и двусмысленных подмигиваний, – смело ведите своих дошколят сюда.
Публике постарше, к коей отношусь и я, больше по душе другие спектакли Вихрецкого: сделанные с большим юмором, рассчитанные на то, что папы-мамы и их дети улавливают в них свои уровни смысла. Но подобная «классика всерьез», соглашусь, в театре кукол необходима тоже.

Поучительно, но без скуки
Узнав, что Музыкальный театр Кузбасса под Новый год приготовил детский мюзикл «Здравствуй, Светофорик!», я, признаться, пригорюнилась. Ведь понятно, что нравоучительный спектакль о правилах поведения на дороге обречен быть назидательным и нудным. Или неловким в своей комичности.
Ничего подобного!
Постановка «Светофорик» (сказка Дмитрия Конради на музыку Валерия Ермошкина, режиссер Ирина Каратаева) оказалась вполне бодрым, забавным, по-своему милым зрелищем, меньше всего способным навеять унылую скуку.
Красивые, изобретательные декорации (художник Виктор Акимов), молодые актеры, с удовольствием танцующие, кувыркающиеся, задирающие друг друга (дело происходит в лесной школе, и большинство персонажей – грибы да ягоды). Видимо, юность большинства исполнителей не дает им забыть собственные школьные романы, ссоры, примирения – во всяком случае, во все это они играют с большим удовольствием.
Важной составляющей спектакля стала музыка. Хочу сказать, что музыкальный руководитель постановки, дирижер Валерий Ермошкин, удачно справился с непростой задачей. В спектакле есть и подлинные хиты (тем более забавные, что под привязчивую мелодию звучат фактически зарифмованные Правила дорожного движения), и музыкальные цитаты из всемирно известных мюзиклов, что на фоне страстей между Мухомориком и Земляничкой звучит особенно комично.
Несомненный плюс спектакля – его интерактивность. Причем я заметила: уже поднадоевшие детям приемы «игры с залом» вроде «кто громче, мальчики или девочки?» тут, на фоне музыки и многочисленных хоров да ансамблей, звучат необыкновенно свежо. Во всяком случае, дети и взрослые в конце действия уже с жаром подпевают тому, что происходит на сцене.
Дорожные знаки (кстати, вполне реальные) тоже гармонично вписались в общую канву спектакля.

театр_1

Последний шанс
для Мачехи
В Кемеровском театре драмы детей решили порадовать полновесным спектаклем Антона Безъязыкова (он идет на большой сцене) «Белоснежка и семь гномов».
То ли потому, что я слишком многого ждала от этой премьеры, заявленной как основное событие праздника, то ли потому, что, зная талант Безъязыкова, предъявляю к нему повышенные требования, но именно к этому спектаклю у меня как зрителя больше всего претензий.
Первая: слишком уж он получился каким-то эстрадным. Ощущение, что смотришь не натуральную сказку, а интермедию на утреннике у елки. Возможно, способствует этому то обстоятельство, что актеры то и дело сбиваются на вокал (петь драматические артисты умеют не очень, вокал их записан под «минусовку» и тщательно отцифрован, а потому выглядит не как живое пение, а как выступление «под фанеру» звезд шоу-бизнеса).
Вторая: не все придумки режиссера понятны публике. Например, семь гномов одеты в семь цветов радуги. Очевидно, это что-то значит? Но красный гном, например, по характеру и манере поведения тут практически ничем не отличается от синего, а желтый от зеленого… И вообще слишком открытые их цвета как-то неприятно контрастируют с остальной сценографией спектакля – как будто детскую аппликацию из бумаги прилепили на сложное вечернее платье (художник спектакля Анастасия Гончарова).
Третья: страшные сцены этого спектакля получились очень уж натуралистичными, по-настоящему страшными (я имею в виду вынос из зала хрустального гроба с упокоенной в нем Белоснежкой (Дарья Мартышина).
Зато все искупает удивительно точное попадание в образ Королевы-мачехи (Светлана Шилова). Актриса играет здесь не просто характер – судьбу. Вот представьте себя на ее месте. Кажется, удачно вышла замуж (за короля!), а он возьми да помри в расцвете лет. Есть дворец, есть положение в обществе, есть красота (Шилова действительно необыкновенно красива), а счастья нет! И часики тикают. И подрастает падчерица (ей вот-вот сравняется 17), и предательское зеркало уже вовсю твердит, что следовало бы уступить трон новой «Мисс королевство». Ах, как понятны эти взрывы ненависти у женщины в последнем приступе бабьего лета! Это стремление взять реванш любой ценой, хотя бы и замужеством с юным глуповатым принцем (Антон Остапенко).
Словом, благодаря замечательной работе Шиловой (в том числе – и с ее постоянными партнерами, Троллем и Гоблином) спектакль приобретает и глубину, и плоть, и настоящую сказочную театральность.
В общем, начало зимних каникул, как всегда в Кемерове, ознаменовано разнообразием детских постановок. На любой возраст: от 4-5 лет (как в куклах) и до 13-14 (как в драме). И на любой вкус.

Ольга ШТРАУС.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним