Что делают юристы на бизнес-тусовке в Сан-Хосе,
или Америка глазами адвоката из Кузбасса
В этом году я получил приглашение в составе группы российских юристов пройти стажировку в Соединенных Штатах Америки. Две недели учебы в школе права Линкольна, посещения американских юридических фирм и судов, экскурсионная программа по западному (Калифорния) и восточному (Нью-Йорк) побережью США. И возможность лично пообщаться с американскими коллегами, понять их принципы работы и отношение к жизни.
Наша юридическая фирма «Юрпроект» была организована в 2009 году тремя «молодыми активными» юристами. Нам было важно очень быстро и максимально эффективно научиться такому делу, как «вести юридический бизнес». А это не только оказание качественных услуг. Это и управление людьми, привлечение кадров, маркетинг, дело-производство и пр. Этот предмет (юрбизнес) не преподавали и не преподают до сих пор ни в одном российском вузе, хотя как спецкурс уже стали вводить некоторые прогрессивные юридические факультеты (в Уральской государственной юридической академии, например).
Я знал, что юридическая компания «Интеллект-С» (головной офис в г. Екатеринбурге) ежегодно с 2010 года проводит стажировку в Америке. Но оказалось, что пока есть и в России чему по-учиться. С момента создания «ЮрПроекта» я, как управляющий партнер компании, принял участие в конференциях для руководителей юрфирм в Новосибирске, Екатеринбурге, Москве. И когда руководитель «Интеллект-С» Евгений Шестаков предложил мне поучаствовать в стажировке 2013 года, идея попала на «подготовленную почву».
Первый шаг – получение визы – был сделан уверенно и быстро. Организаторы оперативно (после оплаты) направили сканированное приглашение от американской стороны для получения деловой визы. Заполнить анкету, собрать документы, убедительно свидетельствующие о том, что в Штатах я не останусь, — все это заняло не больше 3 дней. Собеседование в Екатеринбурге назначили тоже за несколько дней. Пройти его было несложно, отвечая по-русски на вопросы сотрудника консульства и логично парируя его иронические возражения по поводу того, чему я могу научиться у американских юристов.
Первые впечатления
Америка окутана мифами. Один из них, постоянно озвучиваемый Михаилом Задорновым, был развеян мною в первую неделю. Я не могу похвастаться большим опытом общения с «простыми американцами» (и кто они?). Я имел дело с волевыми, интересными и умными (настолько, насколько это можно раскрыть в ходе делового общения) людьми – американскими адвокатами.
Кстати, большая разница между нашими правовыми системами в том, что в Америке, если ты хочешь работать в суде в любом качестве, вначале надо пройти один путь: получить любое образование в университете (4 года) – получить юридическое образование в любой американской школе права
(3 года) – сдать адвокатский экзамен. Да, там в этом смысле все – адвокаты, судьи, государственные обвинители – равны и нормально общаются в кабинете судьи или баре, без каких-то подозрений в коррупционных связях. Американские судьи – не отдельная замкнутая каста, как в России. Это мы почувствовали в первые же дни стажировки, побеседовав с судьями, адвокатами, в том числе в неформальной обстановке.
И о «загнивании Америки». Если и загнивает, то как-то красиво! Американцы много работают, не швыряются деньгами на дорогие побрякушки и рестораны, чтобы продемонстрировать успех. Американская мечта выражается в обладании большим домом (большим не для кичливости, а чтобы вошла большая семья, это тоже в культуре), хорошим (желательно немецким) авто, в работе, приносящей деньги, обеспечивающие достойный уровень жизни.
Но поесть они любят: одним американским вторым блюдом (бифштекс и пр.) традиционных размеров можно вполне наесться вдоволь. Про фастфуд нельзя сказать, что это регулярная американская пища. Бедные, не избирательные в своем рационе люди, да, будут ежедневно его есть. Но у средней американской семьи большой выбор в плане питания вне дома.
Про оружие. Это действительно одна из самых противоречивых и постоянно обсуждаемых тем. В прошлом году взрослый сын воспитательницы дет-
ского сада пришел с оружием на мамину работу и перестрелял 70 детей и взрослых. Все, о чем поговорили, — это о запрете продавать оружие через интернет! Пока это возможно, т.е. никто не проверяет вменяемость, судимость, возраст (!).
Но американцы не могут победить деньги — мерило и основу всего в США. И тут, как на беду, 5-я поправка к Конституции, которую толкуют как право иметь оружие. В некоторых случаях местным законодательством Штатов прямо предусмотрена возможность ношения оружия. Даже можно подарить 5-летнему сыну винтовку — это круто, пусть учится целиться! Такой подход неукоснительно охраняется Национальной оружейной ассоциацией. Наш переводчик Илья, живущий в Америке уже 19 лет, так смог объяснить это сумасшествие и слабоволие этих свободолюбивых людей: «Против плохого парня с оружием должен найтись хороший парень с оружием!» Если кто-то решил забраться в чужой дом, он должен понимать, что у хозяина там может храниться целый оружейный арсенал. И по логике американцев, недоброжелатель испугается и никуда не полезет. Американцев, поверивших оружейным олигархам и отказывающимся видеть очевидное – угрозу для жизни большого количества людей.
Не знаю, какого пришествия или чего они ждут? Что, в конце концов, должно случиться в этой стране, чтобы оружие перестало быть таким доступным?
Учиться есть чему
В России изучают ведение бизнеса во многом по американским книжкам, в том числе это характерно и для юридического бизнеса (гуру для профессиональных консультантов Д. Майстер). Юридические фирмы в Америке существуют столетия.
Мы изучали отдельные вопросы ведения юрбизнеса в школе права Линкольна (преподаватели – практикующие юристы, маркетологи юрфирм и другие практики). Также мы посетили американские юридические компании от малых (3-15 юристов и чуть меньшее количество помощников) до глобальных (1800 юристов по всему миру плюс помощники, административно-технический персонал). Конечно, были интересны и те, и другие. «Маленьких» спрашивали про то, как они строят работу, какие задачи по развитию перед собой ставят, как вообще решились конкурировать с монстрами юрбизнеса. Представителей крупных фирм просто слушали (чуть не открыв рот). Кстати, та самая фирма в 1800 юристов – Weil – занималась банкротством известных компаний: Lemon Brothers, The bank of America, American Airlines.
В Америке очень жесткие этические требования к поведению юристов в работе. Существуют стандарты, детально регулирующие отношения адвоката с клиентами, судьями, коллегами. Это задает высокую планку для практикующего специалиста. За нарушение можно навсегда лишиться адвокатского статуса и возможности выступать в судах (что равносильно прекращению юридической карьеры). К слову, в России представлять интересы другого человека в суде может и лицо без образования и определенного рода занятий (к сожалению).
Технологическое развитие Америки ориентировано и на юристов. В обязательном порядке в юрфирмах используется программное обеспечение для автоматизации отношений с клиентами, выполнения клиентских поручений.
Еще для работы американского юриста характерна почасовая система оплаты. То есть цена на большинство услуг определяется на основе ставки юриста определенной квалификации, умноженной на затраченное время. В России очень немногие клиенты понимают и соглашаются на такую систему, которая, на мой взгляд, по большинству нестандартных проектов более чем справедлива.
В плане маркетинга большинство юрфирм в США следуют подходу, согласно которому каждый партнер (один из руководителей фирмы) обязан заниматься продвижением фирмы, придумывать способы развития своего направления практики. Предпочтительными являются такие формы непосредственного взаимодействия с клиентами, как деловые встречи, семинары, участие в бизнес-клубах и деловых ассоциациях городов, штатов. Мы приняли участие в одной такой «бизнес-тусовке» для юристов, бухгалтеров и банкиров города Сан-Хосе. Люди гуляют по просторному залу, в котором стоят барные стойки с напитками и столы с закусками фуршетного типа, обмениваются визитками, последними новостями, обсуждают совместные идеи, задумывают новые проекты, направленные на общих клиентов или поиск потенциальных клиентов.
Еще один важный момент. В российском юрбизнесе сейчас есть тенденция делать хороших, толковых сотрудников партнерами по бизнесу. В американских юрфирмах этот путь в среднем занимает 9-10 лет и предполагает, что партнер ценен не только своим опытом, но и умением привлекать клиентов, создавать для фирмы новые объемы оплаченных заказов. И он обязательно участвует в решении внутренних задач: наём и развитие кадров, подготовка мероприятий для клиентов от лица фирмы и пр.
Ну, и, конечно, эта поездка дала возможность установить деловые связи с адвокатами из США (в том числе русскоязычными). Есть идеи проектов, которые могут быть реализованы в самом ближайшем будущем (например, в рамках проекта «Фирмодел» у нашей компании появилась возможность в короткие сроки зарегистрировать для своих клиентов зарубежную компанию в штатах со льготным налоговым режимом, к примеру, в Делавэре).
Удобным в стажировке было то, что везде с нами был или переводчик, или кто-то из членов группы, хорошо владеющий английским языком.
И еще момент: не из всего опыта можно сделать прямые практические выводы. Есть вещи, которые откладываются где-то глубоко внутри нас и влияют потом на всю нашу жизнь. Подобное ощущение осталось и у меня после этого путешествия в Америку.
Дмитрий МАЛИНИН,
председатель
кемеровской коллегии адвокатов «ЮрПроект».
Фото автора.