А и Б сидели на… диване
Кому что, а мне вдруг захотелось… поиграть. А заодно и узнать, во что играют современные дети. А то психологи бьют тревогу, что наши детки вместо живого общения предпочитают компьютерные игры. Забыты старые добрые «прятки», «вышибалы», «казаки-разбойники», «резиночки», «испорченный телефон», «колечко»…
В нашем дворе детскую площадку сейчас запорошило. А потому я напросилась в социальную игровую комнату в 9-этажной «гостинке» на Ленинградском проспекте. Социальный педагог Майя Ивановна Семенова и специалист Мария Владимировна Тотыш, по сути каждый день играют здесь с теми, кто в комнату приходит.
— Примете меня в свою команду? – спросила я мальчиков и девочек, которых после полудня скопилось немало.
Кто-то тихонько прыснул в ладошку, кто-то округлил глаза, но несколько завсегдатаев важно произнесли:
— Ладно, заходите!
I. Зашла, разделась и сразу же – на диван. Там 9-летний Кирюша расставил шашки на шахматной доске. В шашки я смогу… Но уже с первых минут догадываюсь, что Кирилл мне поддается. Видно, из уважения к моему возрасту.
— Так нечестно, — говорю я юному сопернику.
И уже через несколько минут Кирюша честно «побил» своими черными шашками мои белые.
— Давайте я вам помогу в новой партии, — присев рядышком, предложила светленькая Эвелина Адам. Все зовут эту девочку просто Ева. Ева Адам! Звучит?! Правда, мне показалось, что сама девочка к своему редкому сочетанию имени с фамилией относится более спокойно, чем окружающие. Ну, Ева, ну, Адам. А вон там, например, Витя. Тоже ведь редкое нынче имя.
Витя – пятиклассник. Как и многие ребята, посещающие игровую комнату, тоже живет в «гостинке». Очень рад, что у него появился маленький братишка. Теперь мама получит сертификат на материнский семейный капитал, и уже можно будет подумать о новоселье. Все-таки хорошо, когда у человека есть своя комната. Или хотя бы свое место в этой комнате. Но квадратных метров в «гостинках» настолько мало, что пространства для уединения не хватает. В игровой комнате, правда, тоже особо не разбежишься, но здесь все равно интересно. А потому многие после школы – сюда. Кто-то успеет забежать домой, покушать, оставить учебники и тетради, а кто-то прямо с рюкзаком сюда. Ведь уроки можно и здесь сделать. Майя Ивановна с Марией Владимировной помогут. И чаем с печеньем угостят.
Чай и мне предложили. Я отказалась. Чаю и дома напьюсь. А вот поиграть там не с кем. И потанцевать. А сейчас я танцую со славной девочкой по имени Настя.
II. Настя успела сбегать в детский сад за своей 5-летней сестренкой Катей. Есть у нее и еще одна сестра – 9-летняя Лера.
— У нас у всех разные папы. Зато мама одна – самая лучшая, — откровенничает Настя.
А мальчик Рома обижен на свою маму. И тоже этого не скрывает. Майя Ивановна утешает Рому:
— Маму надо понять и простить.
Но Рома твердит, что он больше любит бабушку.
Да, сколько детских исповедей слышали стены этой комнаты! Майя Ивановна и Мария Владимировна умеют слушать. А еще хранить тайну, которую им доверяют те, кому и до шестнадцати, и старше. Одному парню уже исполнилось 18 лет, и он недавно переехал в другой район, но все равно нет-нет да и забежит в комнату. Потому что скучает, потому что в этой комнате (не считая родительской, конечно) и вырос. Вот и другие подрастают, взрослеют. Уже не играет в куклы черноглазая Кристина. Но шить наряды для кукол – это она делает с большим удовольствием. А еще Кристина умеет плести браслеты из ниток. Предлагает мне мастер-класс. Сажусь. За нитки и узелки берусь.
— Ничего, ничего, у меня вначале тоже не очень получалось, — подбадривает меня Кристина.
Мне начинает нравиться, что дети в этой комнате — не потребители. Я-то сама собиралась их забавлять. А получается, что это они режиссируют наше общение. А иногда и делают замечания:
— Вы задаете нам много вопросов личного характера, — нахмурив брови, говорит мне один мальчик.
Однако поиграть со мной в настольную игру соглашается. И не подшучивает надо мной, когда я опять многое не понимаю, расставляя карточки вслепую.
III. А двери комнаты почти не закрываются. Одни ребята приходят, другие уходят. Майя Ивановна с Марией Владимировной, зная о каждом все, интересуются новостями из школьной и домашней жизни. Кто-то разговорчив, кто-то насупился. Опять двойка? Помогут исправить. Здесь все по-семейному, по-домашнему. Никакого разделения на группы. Все, как я уже говорила, из близлежащих, а то и отдаленных на остановку-другую «гостинок» или частного сектора. Но все, как правило, из многодетных или, напротив, неполных семей. Где мамы и за себя, и за папу. Бьются, работают в нескольких местах, чтобы на сына или дочку никто не показывал пальцем, как на какого-то неполноценного. В социальной игровой комнате этого точно никто не сделает, не подшутит и не поиздевается. Здесь не хвастаются крутизной и дороговизной телефонов или планшетов. А вот показать то, что сделано своими руками, — пожалуйста. Последнее рукотворное произведение – домовенок Кузя. Оч-чень симпатичный. А еще есть салфеточки, сувенирчики на полочках. Тоже все сделано своими руками. Кому-нибудь подарят. А им тоже дарят. Сотрудники Красного Креста, например, приносят очень даже добротные вещи. Разбирают их по вкусу, по размеру, по моде. А недавно центр помощи семье и детям подарил девочкам комплекты: красная шапочка с модным помпоном, красный шарфик и красные рукавички.
…Когда тот мальчик, которому не понравилось мое любопытство, ушел на соседний школьный каток покататься на коньках, я задала оставшимся ребятам вопрос:
— Какие подарки вы хотели бы получить на Новый год?
Опять «победил» сотовый телефон. А один мальчик, вздохнув, сказал, что хотел бы переехать из тесной «гостинки» в просторную квартиру. Туда можно пригласить много-много друзей.
А сейчас они все друзья по игровой комнате. И большие, и маленькие. Играют, танцуют, поют.
IV. Здесь и книжки читают. Чаще вслух. И разные истории рассказывают.
…За играми, разговорами время пролетело быстро. Запели телефоны. Это мамы напоминали сыновьям и дочкам, что пора идти домой. Но завтра будет новый день. И ровно в 11 часов двери социальной игровой комнаты откроются. Я, конечно, человек посторонний, но слово «социальная» я бы из этого названия убрала. Пусть бы осталось только «игровая». В принципе я не против самого слова, но против лишнего напоминания о том, что в этой игровой не бывают дети из обеспеченных семей. У них есть собственное место для игр в квартирах и коттеджах.
Зато в социальной игровой всегда многолюдно и весело. И здесь действительно играют. Вот уж где психологи не взялись бы за голову, произнеся с грустью, что наши дети разучились играть в настоящие, а не компьютерные игры. Лично я свое желание исполнила: наигралась!
Прощаясь, спросила у ребят:
— А на постоянную работу сюда вы бы меня приняли?
Кристина посмотрела на Настю, Настя – на Тимура, Тимур – на Витю, а Витя – на Майю Ивановну.
Но последнее слово было за прямолинейной Кристиной:
— Пожалуй, примем. Я бы вас не только вязать научила. Я еще и модные косички плести умею.
Галина БАБАНАКОВА.