Актуальное

На кого наступит новый год?

25 декабря 2013 | Ольга Штраус

театр

На сцене «Звездного зала» Кемеровского театра драмы состоялась премьера новогоднего спектакля для взрослых «С наступающим на вас…». Режиссура – Олег Кухарев и Юрий Темирбаев, сценическое оформление – Сергей Тарханов.

Кемеровская драма взяла себе за правило: ежегодно в декабре ставить новогодние сказки не только для детей, но и для взрослых. Благородная, стоит заметить, традиция, ведь мы не меньше, чем дети нуждаемся в трогательных «диккенсовских» историях. И кто, как не театр, может порадовать нас в канун Рождества уютными святочными рассказами о самом главном (о любви, об умении сочувствовать, о быстротечности жизни)?
Правда, приходится с грустью констатировать: качество этих спектаклей почему-то из раза в раз отстает от этих высоких целей. Так было с «Дорогими моими бандитками», с «Розовым кроликом»…
Новый опыт театра на этой стезе – заметный прогресс, хотя, если судить спектакль по гамбургскому счету, можно и в нем найти немало того, что так раздражало в прежних новогодних постановках для взрослых. Но мы не будем о грустном. Давайте лучше поговорим о том, что удалось.
Пьеса Родиона Овчинникова – прекрасный материал для актерского самовыражения. Здесь есть всё: и убедительный сюжет (два однокашника спустя 30 лет случайно встречаются под самый бой курантов). Один – преуспевающий шоумен, другой – провинциальный актер, который, перебравшись в Москву, зарабатывает на жизнь «дедморозением». У одного – шестикомнатная квартира и жена-красавица, только вот семейная жизнь, похоже, под самый Новый год дала трещину. У «неудачника» трое сыновей, вполне благополучный брак, но с работой – полный кирдык… Друзьями эти двое никогда не были, скорее, наоборот. Но выяснить наконец отношения с бывшим недругом – разве это не заманчивая перспектива? Не задача для настоящих мужчин?
Перипетии прошлых и нынешних обид, позиций, предпочтений осложняются то телефонными звонками, то случайными встречами на лестничной площадке, куда эти двое выходят покурить. Перед зрителем проплывает череда образов, некий социальный срез жизни: молодая влюбленная пара, бомжиха, ветеран… В общении с ними (зачастую тоже небесконфликтном) наши герои неожиданно открывают что-то новое в себе и друг друге.
Самое удачное в спектакле – вот эти перевертыши мнений, смена позиций, которая настигает наших героев, когда они всерьез, образно говоря, «сходятся в рукопашной». Неудачника Михаила Громова играет Юрий Темирбаев, играет очень достоверно, с точным знанием психологии своего героя и безусловным попаданием в нужную интонацию. Так и хочется сказать, что здесь Темирбаев сыграл сам себя. Его герой, «крутой» русофил, обозленный на весь белый свет, бесится, когда видит, с какой легкостью «разруливает» неразрешимые проблемы вальяжный Кирилл Цандер (Олег Кухарев). И симпатии зрителей колеблются вместе с движением дей-ствия. Что же победит? Вечно насмешливая еврейская ирония или искренний и горячий патриотический пафос? Готовность любой ценой помочь ближнему или высокая прин-ципиальность?
Всё неоднозначно, всё, как говаривал один мой знакомый, «не так, как есть на самом деле». И вот эту переливчатость, неоднозначность жизни актерская пара Кухарев-Темирбаев играет вполне хорошо, убедительно показывая абсурдность и комизм всех наших драм, свар, обид.
Комичные и нелепые разборки (как оно и бывает обычно в жизни) нарастают по мере наращивания градуса новогоднего застолья. Прелестным получился дурацкий «эпизод ревности» с соседом Бельским — его отчего-то сыграл художник спектакля Сергей Тарханов. Но, кстати, сыграл вполне убедительно! Растерянность неофита, впервые вытолкнутого на сцену, внезапная краска, которая вдруг и впрямь заливает его лицо, как нельзя более укладываются в рисунок образа.
К сожалению, удержать нужный динамизм на всем протяжении действия спектаклю не удается. Его сильно подтачивают абсолютно ненужные (натужные?) вставки из «серьезных персонажей». Таков, на мой взгляд, совершенно плоский и банальный эпизод с ветеранскими воспоминаниями о войне (до странности невыразительной получилась эта роль у корифея нашей сцены Евгения Шокина). Затянута история с примирением влюбленных (и Вадим Пьянзин, и Анастасия Остапенко тут, похоже, просто не знают, что им играть, перед ними не поставлено внятной актерской задачи). Непонятно, почему поссорившаяся с Цандером, а потом вдруг все простившая ему жена (Людмила Копылова) собирается вдруг родить через три месяца ребенка. Кажется, после 30 лет брака паре впору задумываться о внуках, или я что-то не поняла?
Вообще некоторая рыхлость спектакля, несбалансированность его конструкции, эмоциональная невыстроенность (особенно заметная к концу действия) значительно снижают впечатление. Кажется, увлекшись прописыванием образов собственных персонажей, пара режиссеров временами просто забывает обо всей картине в целом. И в результате какие-то важные куски оказываются невнятными (а то и просто невкусными), не работающими на главную мысль спектакля.
И вместе с тем…
Здесь есть над чем посмеяться, над чем поностальгировать, чему, улыбнувшись, порадоваться. Немало для новогодней сказки!

Ольга ШТРАУС.

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей Отинов
11 лет назад

Спектакль замечательный. Правда он не понравиться журналистам. Этот спектакль задаёт вопросы, а почему у нас такие журналисты? С душком. Сергей Петрович естественен в этой роли журналиста. Спектакль про русских и евреев, бороться или попытаться понять и простить. Тоже вопрос. Вообщем еврей и русский пьют на новый год, говорят за жизнь, а мимо них проходят разные люди.

Людмила Козаченко
11 лет назад

Замечательный заголовок придумала Ольга Штраус для этого материала! Сочный и интригующий! Согласна со многими положениями в этой статье. И во многом не согласна. И на правах коллеги и подруги позволю себе несколько замечаний по тому самому гамбургскому счёту, уж простите!!!))))) На меня новая постановка не произвела радужного впечатления. Антреприза, за которую ругают столичных звёзд, докатилась и до провинциальных театральных подмостков. Ведь что такое «С наступающим на вас…»? Сляпанная на скорую руку для новогоднего чёса безделица. Костюмы и элементы декорации позаимствованы из других спектаклей. Особо не заморачивались авторы постановки и над музыкальным оформлением. А вот что, на мой взгляд, вызывает искренне восхищение и преклонение — актёры театра и все технические службы, которые в очередной раз собой прикрыли зияющую дыру в репертуаре театра драмы. К сожалению, новая постановка производит впечатление не как работа профессионального коллектива, а как спектакль домашнего театра. Поэтому вполне объяснимо появление на сцене непрофессионалов, и этот непрофессионализм виден невооружённым глазом! Я понимаю и разделяю возможный восторг кемеровских художников: ещё бы, ведь их собрат играет на сцене! Достойная «мстя» всем тем непрофессионалам-малярам, которые взяли в руки кисть и объявили себя живописцами!!!)))) А мне грустно, сцена превращается в проходной двор. Впрочем, тогда, может быть, и другие зрители, которые представляют другие профессии, могут выйти на сцену театра драмы и играть? А что: актёры ставят спектакли вместо режиссёров, художники играют в спектаклях вместо того, чтобы придумывать более интересные декорации, а зрители…. А вот какую роль выбрать для себя — пусть решают уже сами зрители! В любом случае — с наступающим всех нас Новым годом!!!!

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс