Школа обмана?
Почему у одних учеников и учителей сбываются «олимпийские надежды», а у других – нет.
Недавно ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов обратился в Министерство образования и науки РФ с инициативой: усложнить победителям олимпиад условия поступления в вузы. По его мнению, этих ребят необходимо обязать сдавать ЕГЭ по профильному предмету, а льготы предоставлять только в том случае, если олимпиадник набрал на ЕГЭ по профильному предмету не менее 70 баллов из 100 возможных. Против такого новшества выступили ректоры других вузов, где олимпиадники обучаются успешнее «егэшников». А Минобр очень даже за.
Свою точку зрения Ярослав Кузьминов объяснил тем, что результаты олимпиады сегодня нередко коррумпированы, вызывают недоверие в обществе. И порой подход к этим важнейшим школьным состязаниям всей страны строится по принципу «ну как не порадеть родному человечку».
Такое обсуждение очень актуально в связи с тем, что сейчас у обычных школьников только две возможности поступить в вуз: либо по результатам ЕГЭ, либо без экзаменов – за победу или призовое место в некоторых олимпиадах. Чаще всего – во всероссийской олимпиаде школьников.
Примечательно, что та же Высшая школа экономики перед началом каждой приемной кампании объявляла, что примет всех победителей школьных и вузовских олимпиад, которые по закону имеют право на поступление без экзаменов, даже если для этого придется увеличить количество мест.
И вот ВШЭ уже, похоже, разочарована в «олимпийских чемпионах». Видимо, есть основания. Но какие? В этом мы попытаемся разобраться на материале нашей области.
Городской и заключительный
Во Всероссийской олимпиаде школьников в прошлом учебном году, по официальным данным, принимали участие 1397 кузбасских школьников. До решающего заключительного этапа дошли 50 человек, а призерами и победителями в итоге стали 12.
В принципе, так и должно быть: пусть побеждает действительно сильнейший. Однако, как нам удалось выяснить, обиды нередко остаются, потому что ученики и учителя, готовящие детей к олимпиаде, подозревают, что жюри их «засудило», а как поступать в таких случаях – просто не знают. Не знают правил проведения разных этапов олимпиады и особенно — каким образом можно разобраться в спорной ситуации.
Всероссийская олимпиада школьников проводится в несколько этапов. Школьный, 1-й муниципальный (он же районный), 2-й муниципальный (обычно его называют просто муниципальным), областной и, наконец, заключительный — всероссийский.
На каждом этапе жюри, в которое входят педагоги школ и вузов, определяет лучших и направляет в следующий этап – и так до решающего.
Сейчас, к примеру, заканчиваются муниципальные этапы. По большинству предметов они уже прошли, результаты выставлены на сайтах управлений образования. И взгляд в эти протоколы у некоторых участников как раз и порождает разочарование. К примеру, ребенок убежден, что он справился с заданиями, а жюри выставило за все задания самые низкие баллы. Что делать в такой ситуации? Как и где посмотреть работу?
Апелляция
Как нам сообщили в управлении образования г. Кемерово, «апелляция о несогласии с выставленными баллами рассматривается в течение трех дней после размещения результатов олимпиады на сайте управления образования. По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры олимпиады апелляционная комиссия выносит решение либо об отклонении, либо об удовлетворении апелляции».
И более того: «олимпиадные работы передаются учителям, подготовившим участников олимпиады, через две недели после ее проведения». Этот момент очень важен, поскольку даже тем, кто не прошел в следующий этап, хорошо бы ознакомиться со своими ошибками, чтобы не допускать их в дальнейшем. Да и для того, чтобы не разочаровываться в честности педагогов. Хотят же они, в конце концов, чтобы дети их уважали?
От самих учителей здесь многое зависит.
К примеру, учитель истории, обществознания и экономики кемеровской школы №93 Светлана Дмитриева сама напоминает детям, чтобы сходили и ознакомились с тем, как оценены их работы. Ребятишки запросто подают апелляции, и в результате нередко повышают свои результаты на несколько баллов. Бывает, что в самих заданиях содержатся ошибки, и дети это успешно доказывают.
А бывает, что учителю просто неинтересно заниматься этим. Ну, не стал школьник призером – это его проблемы.
Тихие нарушения
Если о нарушениях ЕГЭ говорят повсеместно, то о нарушениях в проведении Всероссийской олимпиады школьников информации практически нет.
Потому что учителя, во-первых, люди зависимые, которым вышестоящие всегда могут испортить жизнь в случае распространения «не очень удобных» сведений, а во-вторых, некоторые из учителей, увы, заинтересованы в этих нарушениях. А потому имя преподавателя точных дисциплин одной из школ Кемеровской области я не назову. Но то, о чем она рассказала, передам полностью:
— Вопросов во время проведения городских олимпиад возникает немало. Знаю это, потому что сама вхожу в жюри.
Члены жюри, для того чтобы проверить работы, получают «ключи» решения. И нередко в них обнаруживаются ошибки. И бывает, что в работах ребят одной параллели одной школы повторяется та ошибка, которая в ключе. К тому же у всех других параллелей, которые эта школа привела на олимпиаду, — первое место.
Это означает, что произошла утечка информации. Честно говоря, я бы за такое увольняла с работы и доводила разбирательство до конца. Это просто омерзительно!
Люди идут на это, чтобы потом в таблице на зарплату им поставили плюсик – знак того, что ты переплюнул другую школу. И учитель делает выбор в сторону зарплаты: в этом году три победителя, а на будущий сделаю шесть любыми путями! Тогда у меня подскочит зарплата хотя бы на полгода… И эту гонку возглавляют, подпитывают. Есть школы, где попробуй только не займи призовое место на олимпиаде… И смотрят на соседние школы: все что угодно сделаем, лишь бы, к примеру, Иванова не выиграла.
Есть и другая сторона медали. Раньше, когда приходили задачи для олимпиады, мы с другими членами жюри встречались до ее начала и все их прорешивали. И вот почему: когда нам дают готовое решение, «ключ», я уже не оцениваю по готовому решению, я должна понять ход мысли ребенка. Например, вижу, что ребенок решил иначе, умнее, чем подано в шаблоне. Он же умница, молодец, за что же ему ноль ставить-то? Ставлю высший бал. Убеждена: когда проверяющему дали ключ, ему надо самому прорешать задание. А в этом году как было? Жюри пришло к самому началу проверки, я в это время была в отъезде. В час пришли, по готовому решению сверили, раскидали баллы. Проверили – всё закрыли. И никому уже не покажут. Для чего так засекречивать? Возникает нехорошая мысль: чтобы была возможность лазейки.
Когда я работаю в комиссии, имею право посмотреть в ведомости результаты работы своих учеников, которые не я проверяла. Вижу: неправильно проверили задачу, но сделать ничего не могу. И очень много таких ситуаций. Всегда горечь остается.
Что дальше? На областной этап посылают липовых лидеров – а они там в конце таблицы. И получается, что никто не наказан, никаких выводов не сделано. А ребятам обидно.
Была у меня ситуация, когда работу одного моего очень талантливого ученика оценили «по нулям». Я просила показать, уверяла, что они его не поняли, поскольку убеждена, что тот ученик не мог написать на ноль баллов. Работу не дали, но я добилась, чтобы его пропустили на областной этап. И там он первое место занял.
Или вот еще какая лазейка для утечки есть — хитрый график. В городе, допустим, 13-го числа олимпиада, а в районе – 15-го. Или наоборот. Информацию ведь очень быстро передать. Не знаю, кто это делает, родители или учителя. Но утечка происходит моментальная, поскольку все видят эти два графика по интернету.
Екатерина Вторая говорила: «Как устроен русский: не украл – зря день прожил».
Интересно, если и на заключительных этапах олимпиады все по тому же лекалу устроено, может, и прав ректор ВШЭ, и олимпиадников надо перепроверять? Или лучше не надо. Ведь те ребята, которые добиваются побед честным трудом, — это умницы из умниц и великие трудяги. Им эти перепроверки вовсе не нужны, а сил на них потратить придется немало.
Татьяна ФОМИНА.
P.S. Накануне выхода этой публикации я позвонила нескольким учителям из разных городов Кузбасса с одним вопросом: знают ли они, что на днях могут получить оцененные работы своих воспитанников — участников муниципального этапа (две недели с момента его проведения уже истекают). Они были очень заинтересованы этим сообщением. Отродясь такого не слышали…
А некоторые педагоги вообще не знали, что результаты их учеников давно выставлены на сайте управления образования. Ждали, когда им кто-нибудь сообщит. Не дождались. Тем временем трехдневный срок, отведенный на апелляцию, истек.