Соцсети:

Город НЕРЕАЛьной красоты

13 декабря 2013 | Ольга Штраус

проект

Кемеровчане любят свой город. И приезжие тоже его любят. Я, например, из последних, но не устаю восхищаться нашим уютным, компактным и очень гармоничным центром, застроенным как единый ансамбль охристыми домами в стиле сталинского ампира. Люблю удачно вписанные в «городские джунгли» скверы и парки, люблю, что в Кемерове есть прогулочная набережная (в Новосибирске, например — даром, что Обь гораздо больше Томи, или в моей родной Перми, городе на Каме, таких набережных нет. Там вдоль реки тянутся пакгаузы да железная дорога). Тем не менее не раз доводилось слышать сетования на то, что город Кемерово в смысле архитектуры «застрял» в 50-х. Позже ничего примечательного (если не считать храмов да часовен) здесь построено не было. Что, иссякла архитектурная мысль? Или не хватает денег на амбициозные проекты? Или воплощению дерзких замыслов мешает что-то иное?

проект1

В поисках ответов на эти вопросы советую заглянуть в Кемеровское отделение Союза архитекторов, где сейчас проходит выставка «Нереал». Точнее – «Выставка НЕРЕАЛизованных проектов кемеровских архитекторов» (так она правильно назвается). Ах, каким самобытным, неординарным, запоминающимся мог бы, оказывается, стать облик нашего города!
Вот проект Н.Карташова и Я.Полуэктова по застройке поймы реки Томи. Он выполнен в 2008-2009 годах и присутствует на выставке под рубрикой «Проект из корзины». Понятно: архитекторы все придумали, нарисовали, спроектировали и рассчитали, а потом грянул кризис. И вместо чудной набережной, которая продлилась бы за озером Красное вдоль всего «Шалготарьяна», мы имеем лишь то, что имеем. А по замыслу архитекторов этот участок города и вид на него (особенно – с реки или с правого берега) смотрится прямо как волшебная панорама какого-то южного рая: оригинальные небоскребы в виде паруса, замысловатый, но четкий ритм высоток и шарообразных куполов…
А вот на планшете знакомый пейзаж – угол улицы Кирова и Советского проспекта. Эта площадка известна в народе под именем «площадь старого цирка». Оказывается, для ее застройки проводился специальный конкурс архитектурных проектов. И победил проект Павла Копысова, на тысячные доли от него отстал проект Сергея Зыкова и Игоря Шестакова – вот его мы и видим на картине. Разноцветные кубы, составленные под углом и умело вписанные в небольшую площадь, не заслоняют, а оттеняют ансамбль старинной архитектуры, составляющий прелесть этого места. Увы! Ни этот проект, ни проект-победитель так и не будут тут воплощены. Ибо строительство на этом пятачке уже вовсю идет. Лакомый кусок городской площади купили богатые москвичи и решили застроить его в меру своего разумения – тут возводится деловой центр, имитирующий кемеровские постройки 50-х годов. Современными материалами вроде сайдинга и пенобетона создается здание, похожее на тот самый сталинский ампир. Но как в любой имитации возникает эффект вторичности, бутафории…

проект2
Поражает воображение проект застройки другого очень заметного места нашего города – так называемой площади Летнего вокзала – большого пустыря между проспектами Ленина и Октябрьским, рядом с пересекающей их улицей Терешковой. Как рассказывает архитектор Ольга Оголь, которая проводит для нас экскурсию по выставке, для проектирования ансамбля зданий на этом месте тоже был объявлен серьезный конкурс. Победил проект В.Полтавцева, который предлагал в качестве доминанты среди ансамбля зданий культурно-делового назначения поставить храм. Но на него не нашлось инвесторов… А вот эскизы архитекторов, занявших другие призовые места. На одном (арх. С. Зыков) – две наклонные башни-близнецы соединены специальными конструкциями, словно два великана тянут друг к другу руки. На другом – комплекс зданий в виде больших полукруглых арок, которые интересно обыгрывают существующий ландшафт (арх. А.Климов)… Все эти объекты имеют культурно-развлекательное или общественное назначение. И – опять увы! — ни один из них не планируется сегодня к ре-
ализации. Почему? Потому что эту площадку на торгах купили представители самарского бизнеса. Однако освоить ее им опять-таки помешали финансовые проблемы. И пустырь остался пустырем.
Вообще взгляд архитекторов, умеющих мыслить образами, поражает остроумием. Вот, например, проект О.Ражева и А.Попова на тему пивного комплекса: ресторан и пивоварня «в одном флаконе» напоминают упаковку из пивных кег. Вот проект ресторана в Сосновом бору П.Кириллова: это просто какой-то римейк на тему шишкинского «Утра в сосновом бору»! Выразительно, необычно…
И тем не менее… Тем не менее реализовано из этих мыслей, бьющих ключом, едва ли несколько процентов. По разным причинам.
Можно, конечно, порадоваться и тому, что достигнуто. Например, настоящей жемчужиной нашего города стала Троицкая церковь на проспекте Химиков (архитектор Т.Федотова). Радует спорткомплекс «Кузбасс» на бульваре Строителей. Прекрасно вписан в пейзаж города памятник Эрнста Неизвестного… Но жилые кварталы не радуют планировкой и разнообразием. Так можно ли что-то изменить, чтобы своеобразие архитектруного облика нашего города не размывалось со временем, диктующим свои жестко-прагматичные подходы?

 

Сергей ЗЫКОВ,
председатель кемеровской региональной организации
«Союз архитекторов России», председатель правления
«Ассоциации проектировщиков Кузбасса»:

— То, как запроектирован центр Кемерова, можно считать эталоном городского архитектурного пространства. У наших предшественников получился хороший баланс зелени, застройки, дорог и пешеходных зон. К сожалению, сегодня мы начинаем терять оставленную нам в наследство среду.
Инвесторы хотят при минимальных затратах извлекать максимальную прибыль. С таким подходом невозможно иметь в городе хорошую архитектуру. Инвесторы не учитывают выгоду, которую могли бы извлечь из КАЧЕСТВА архитектурной среды. Да, эта прибыль не сиюминутна, но она есть.
Что могло бы помочь развитию архитектурного облика города? Здесь не надо придумывать ничего нового, все механизмы давно известны, и они прекрасно работают. Главный инструмент – проведение творческих архитектурных конкурсов на застройку наиболее важных, значимых с градостроительной точки зрения участков. Единственное условие: эти конкурсы не должны проходить формально, к обсуждению и оценке проектов должна привлекаться и широкая общественность. Но последнее слово, конечно, должно оставаться за оценкой специалистов. Условия конкурса, состав профессионального жюри, призовой фонд – все это должно серьезно прорабатываться, и решения конкурса должны исполняться.
Если запустить этот механизм в работу по-настоящему, а не «для галочки», как уже не раз у нас бывало, результаты могут быть замечательными. Неповторимость, своеобразие и прелесть нашего города обеспечить вполне возможно, для этого у Кемерова есть все: и прекрасные природно-ландшафтные факторы (интересный рельф местности, река, бор в центре города), и творческий потенциал сегодняшних архитекторов, и замечательное наследие, оставленное нам прошлыми творцами.

Ольга ШТРАУС.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс