Соцсети:

Форум. Игра и реал: вырваться из тесных стен

13 декабря 2013 | Газета «Кузбасс»

Нынешняя неделя в виртуальном пространстве была насыщена размышлениями о:
• якобы состоявшейся в Германии женитьбе известных русских актеров;
• 60-летии Андрея Макаревича;
• проекте амнистии к 20-летию принятия Конституции РФ;
• событиях в Киеве;
• следах древнего озера, обнаруженного на Марсе.

Опять твои «стрелялки»
10 декабря легендарной игре Doom исполнилось 20 лет
tjournal.ru:
«Опыт показывает, что не обязательно быть в чем-то первым, чтобы определить историю. Компания Apple не придумала планшеты, а Генри Форд — автомобили, Христофор Колумб не открывал Америку, а Doom не был пионером в жанре «шутер от первого лица». Сама по себе возможность бродить по объемным коридорам (пусть и реализованным не с помощью трехмерной графики) и стрелять в противников появилась еще в допотопной игре Maze War 1973 года.
А в 1992-м, за полтора года до выхода Doom, компания id Software (читается как «ид», а не «айди») выпустила игру Wolfenstein 3D, в которой были заложены все основные механики современных шутеров от первого лица, включая ежегодно зарабатывающую миллиарды долларов серию Call of Duty. Однако ей было суждено остаться в тени другого проекта студии. 10 декабря 1993 года руководитель id Software Джон Кармак загрузил на FTP-сайт Висконсинского университета 2-мегабайтный файл с названием «doom1_0.zip». Слово «Doom», которое спустя несколько лет станет едва ли не нарицательным, он позаимствовал у героя Тома Круза из фильма «Цвет денег».
И если Wolfenstein был просто популярным, то незамысловатая история бойца космического спецназа, сражавшегося с вырвавшимися в результате неудачного эксперимента чудовищами на Марсе, распространялась со скоростью вируса. Уже в 1995 году shareware-версия Doom была установлена на 10 миллионах компьютеров, что и спустя 18 лет считается внушительной аудиторией для проекта любого уровня. Все шутеры от первого лица, выходившие в последующие несколько лет, называли исключительно «клонами Doom».
Doom II с говорящим подзаголовком «Hell on Earth» вышел спустя год и в отличие от загружаемого оригинала уже продавался в магазинах. Игра разошлась тиражом 2 миллиона копий и стала самым успешным на тот момент проектом id Software, однако третьей части фанатам пришлось ждать целых 10 лет. Для лидерства id Software в жанре шутеров многолетняя задержка Doom 3 стала фатальной. К 2004-му, когда состоялся релиз триквела, студия оказалась в роли догоняющей. Еще весной того же года немцы из Crytek выпустили шутер Far Cry, помимо передовой по тем временам графики отличившийся и невероятной свободой действия: вместо тесных коридоров главному герою позволили бродить по просторам тропического острова. А спустя два месяца после релиза Doom 3 вышла Half-Life 2 от Valve, благодаря своему новаторскому способу повествования ставшая золотым стандартом жанра на десятилетие вперед. Новый проект команды Джона Кармака оказался на этом фоне излишне старомодным, а хваленые графические технологии, использованные в Doom 3, вышли ему боком: посмотревшие на Half-Life 2 игроки отмечали, что все монстры и люди у id как будто «политы маслом». Тем не менее, урок Doom 3 ничему не научил id. В 2011 году они выпустили шутер Rage, который пытался уйти от узких темных коридоров с помощью погонь на багги по пустыне, но по своей сути так и остался тем же Doom: глупым, красивым, но уже не вызывающим прежних эмоций. В апреле 2013-го стало известно, что id прекращает разработку Rage 2 и начинает с нуля создавать Doom 4, анонсированный пятью годами ранее. id Software столкнулась с неприятной реальностью: уникальные игровые движки с передовыми графическими технологиями никому не нужны, если на них не делать отличных игр, а с последними у студии уже много лет не задавалось.
Джон Кармак ушел из id Software, чтобы заниматься шлемом виртуальной реальности Oculus Rift. По словам директора id Тима Уиллитса, Джон более «не заинтересован в создании игр» компании. Тем не менее вклад Doom в массовую культуру невозможно переоценить.
В кино и на телевидении девяностых Doom являлась определением компьютерной игры. Например, в нее предлагал порубиться на своем новомодном ноутбуке Чендлер из «Друзей». С помощью нее же выпускали пар работники культовой «Скорой помощи»… А группа The Smashing Pumpkings использовала звук выстрела гранатомета из Doom в качестве сэмпла для своей песни «Where Boys Fear To Tread». В 2004 году по мотивам Doom сделали настольную игру. А в 2005-м студия Universal выпустила экранизацию Doom с Дуэйном Джонсом и Карлом Урбаном в главных ролях, однако, по мнению критиков и зрителей, она оказалась чудовищной и была довольно быстро забыта»…
•••
Иногда полезно возвращаться к забытому. Поиграем в Doom?

Евгения РАЙНЕШ.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс