В поисках школы
Родителям будущих первоклашек уже пора подбирать для своих детей школу. Потому что заявления о приеме в некоторых из них начинаются в феврале, а к 1 марта заканчиваются. Но до этого срока лучше изучить много-много разной информации.
Недавно миграционная служба, рассказывая о так называемых «резиновых» квартирах, в которых регистрируются десятки, сотни, а иногда и тысячи человек, поделилась интересными данными. Оказывается, эти «нехорошие» квартиры раздуваются не только за счет мигрантов, которым нужна прописка, но и за счет наших местных выпускников детсадов, которых родители регистрируют где угодно, только бы они по месту жительства попали в престижный лицей или гимназию. Известно, что давно уже наши школы проводят набор только тех детей, которые живут на закрепленном за ними микроучастке.
А популярность общеобразовательных учебных заведений разная. Слава о таких, к примеру, как лицеи №62 и 23, гимназии №41 и 1 в Кемерове, или новокузнецкий лицей №84, распространяется традиционно от учеников к ученикам, от родителей к родителям. А о некоторых школах идет дурная молва.
А потому во всех городах родители ищут для своих детей хорошего учителя и подходящую школу. А чаще – лицей или гимназию. И пытаются внедриться туда любыми путями — даже такими, как временная прописка на нужном микроучастке.
А в конце первой-второй четверти выписывают детей. Это явление, к слову, как раз сейчас наблюдают администрации школ.
И даже тот факт, что лицеев и гимназий с этого учебного года по новому закону об образовании уже де-юре не существует (все общеобразовательные учреждения уравняли), создавшееся положение это вряд ли изменит. Отец одной из первоклассниц объяснил:
— Что бы ни говорили, куда попало я ребенка не отдам. Обязательно отдам в 41-ю гимназию. Хочу, чтобы дочка училась там, где учительский коллектив хороший и крепкие знания дают ребенку.
Оснащение и окружение
Чаяния родителей на качественное образование, которое дают лицеи и гимназии, очень хорошо понимает директор кемеровской школы №93 с углубленным изучением многих предметов Ирина Гришакова:
— Хорошая школа, лицей или гимназия – это хорошая материальная база, благополучное социальное окружение для ребенка. Там, как правило, учатся дети, у которых есть стремление к знаниям. Ведется углубленное изучение школьных предметов. Огромное количество ребят пишут научные работы. Мы приглашаем преподавателей вузов, которые проводят спецкурсы, читают элективные курсы, являются руководителями научных работ. И получается, что в таких школах у ребенка больше мотивации к обучению, там он получает более качественное образование. Больше готов к жизни, адаптирован, более успешен. Родители ищут именно этого.
Но всегда ли находят? На кадровую проблему жалуются директора буквально всех школ, независимо от уровня и престижности.
Об этом говорят сотрудники и физико-математического лицея №23 Кемерова, дающего очень качественное образование, и 62-го лицея, и 41-й гимназии, и других. А кто оправдает надежды на хорошее образование, если не яркие и самобытные педагоги, личности?
Физики с горящими глазами
Мы с фотокоррепондентом Федором Барановым уже собирались уходить из обычной общеобразовательной школы №14 Прокопьевска, где провели около трех часов. В кабинете, в музее, все экспонаты которого (различные приборы, установки, маятник Фуко) создали выпускники прошлого учебного года. Было уже около четырех часов дня, уроки давно закончились. Мы зашли в пустой кабинет физики, чтобы достать из шкафа пальто и одеться. И только тут заметили двух мальчишек с горящими глазами, которые смирно сидели рядышком за партой в пустом классе и с мольбой смотрели на учителя. Дескать, не выгоняйте, мы еще не доделали работу. Оказалось, что мальчишки–восьмиклассники соорудили вакуумную установку. Стеклянный колпак приспособили, насос, которым воздух из него выкачивают, мальчики сами сделали, а моторчик от старого холодильника добыл отец одного из ребят. Воздушный шарик поместили в колпак, и когда воздух откачивают, шарик раздувается.
Ребятам очень хотелось поработать еще, а тут – гости. Мы с Татьяной Васильевной Сыркашевой, учителем физики физматкласса, переглянулись и расхохотались от вида горящих и умоляющих глаз. «Их отсюда не выставишь. Все время что-нибудь делают», – пояснила она.
Надо сказать, что все время, пока мы беседовали с учительницей, другие ее ученики, юноши с таким же «взором горящим» крутились рядом. Хотя их из-за приезда журналистов и распустили по домам, свернули их работу. Но они не захотели уйти. Очень уж хотелось показать гостям различные установки и приборы, которые собрали своими руками.
А работы и правда потрясающие. И попроще, как видеопроектор в обувной коробке, и очень сложные, которые наверняка заинтересуют (и уже заинтересовали) некоторых ученых. Причем учитель не заставляет ребят заниматься этой научно-практической деятельностью — ребята здесь сами выбирают себе темы и работают. По два-три человека в команде. И после уроков идут в кабинет физики.
Если честно, ни разу в жизни не видела, как ученики хвостом ходят за учителем. Вот увидела.
Один из ребят, одиннадцатиклассник Дима Митченко, заметил: «Если не знаешь физики – зря жизнь теряешь. Потому что вся жизнь – это физика».
Каждому из учеников по отдельности я задавала один вопрос: когда заинтересовался предметом. Ответы получила разные. Кто с пяти лет, кто с 15. Но заканчивали все одинаково: «А потом я попал к Татьяне Васильевне…».
— У вас же обычная школа. А в школах и оснащение не такое мощное, как в лицеях и гимназиях. И что же за микроучасток вокруг вашей школы, где столько талантливых детей? Как вы организуете учебный процесс? – спрашиваю у учителя.
— Набор у нас идет независимо от места проживания, — объяснила Татьяна Васильевна. — Беру всех, у кого желание есть работать. Девочка к нам даже из Киселевска ездила. Физико-математические классы есть сейчас в большинстве школ. Но если взять объективные данные ЕГЭ по школам, то выпускники их показывают крайне низкие результаты в тех классах, которые называют себя профильными физико-математическими: средний балл по ЕГЭ ниже 50. А у нас в прошлом учебному году только по физике три стобалльника. И средний балл очень высокий. Учителя нередко жалуются, что нет оборудования, нет у ребят желания учиться. Я не считаю все это верным, потому что в тех школах, которые комплектовали в 70 -80-е годы, оборудования поступало очень много, каждую неделю. Я это знаю, потому что начала работать в 1971 году. Каждую неделю шли коробки с очень хорошим оборудованием. Его просто нужно достать и стряхнуть с него пыль.
Примечательно, что недавно к нам пришел парень, которого в гимназии обучать не захотели как неперспективного. У меня он замечательно занимается…
В лицеях и гимназиях, по мнению ряда специалистов, плохо то, что они вынуждены бороться за свой статус, отсюда нередко вытекают психологические проблемы учителей и учеников. (Подробнее об опыте этого педагога мы расскажем в одном из ближайших номеров газеты.)
Словом, из посещения этой школы сам собой напросился вывод: для ребенка искать надо не школу, а Учителя. Чтобы не получилось, как у одной кемеровчанки. Она все сделала, чтобы отдать сына в один из престижных лицеев. Но ребенок настолько не принял грубоватую учительницу, что перестал разговаривать. Пришлось перевести его в обычную школу. И мальчик расцвел.
Набор в кемеровские школы
— Слышала, что новый закон об образовании отменяет территориальный принцип набора в школы и разрешает конкурсный, городской набор в лицеи и гимназии? – с таким вопросом обратилась я к специалистам управления образования г. Кемерово. И вот что они ответили:
— Нет, это не так. Другое дело, что новый закон предоставляет право муниципалитету определить, в каких образовательных организациях можно разрешить конкурсный набор. Документ нами пока не разработан, но то, что он вряд ли это коснется первоклассников, — очевидно. Во-первых, у нас есть городской классический лицей, который традиционно проводит конкурсный набор. Это останется, будет только закреплено в соответствующем документе. Будут ли проводить конкурс еще какие-то учреждения – сказать пока не можем. Вопрос изучаем.
— Обязана ли школа принимать ребенка по месту жительства?
— Если мест в школе нет — не обязана. Все зависит от того, сколько конкретно может школа набрать первых классов. Все школы набирают по-разному. И в каждом классе должно быть не более 25 человек. Так установил законодатель. Но главное – ребенка все равно должны куда-то принять на обучение, «на улице» он не останется. Не по месту жительства, в крайнем случае, устроиться можно. Самая сложная ситуация в Кемерове сейчас в Рудничном районе и на Южном. Там не хватает школьных мест. А для первоклассника важна не престижность школы, а чтобы она расположена была недалеко от дома.
О сроках приема можно узнать на сайтах школ.
Татьяна ФОМИНА.
Фото Федора Баранова.