Соцсети:

Пора учебники писать…

5 декабря 2013 | Газета «Кузбасс»

дети

В этом учебном году регионы получают возможность предлагать для публикации свои учебники. Это вдохновляет преподавателей, которые работают с так называемым региональным компонентом. В первую очередь это касается таких предметов, как география, экология, биология, история. Кузбасские специалисты утверждают: перед ними стоит задача — сформировать комплект своих учебников для Кемеровской области, утвердить их и насытить рынок.

Второстепенно ли главное?
Напомним, что на основании федерального учебного плана, который утвержден приказом министерства образования ещё в 2004 году, у нас во всех школах области были введены дополнительные часы для преподавания краеведческих модулей в рамках учебных предметов. В шестом классе это география и биология, в восьмом – искусство и технология, в девятом – история. Кроме того, сегодня имеется возможность включения таких предметов, как экология и краеведение, в виде элективных курсов (это право находится в компетенции общеобразовательной организации). Предполагается, что учиться дети должны по оригинальным, местным учебникам. А как иначе? Но почему же учителя, работающие с региональным компонентом, до сих пор просят: «Дайте нам хоть что-нибудь»? Это при том, что в Кемеровской области имеется большой опыт в реализации данного направления, заложенный замечательным ученым-географом Леонидом Соловьевым, издавшим многие известные труды, по которым до сих пор обучаются школьники Кузбасса, и Сергеем Тивяковым – известным всей России специалистом в области краеведения и учебной картографии.
— До 2005 года — говорит Марина Гераськина, заместитель начальника департамента образования и науки Кемеровской области, — департамент имел право грифовать учебники регионального уровня, то есть допускать к использованию в школах Кемеровской области. После 2005 года такое разрешение с нас было снято. В последнее время идет ужесточение требований к учебным пособиям, которые могут использоваться в школах. Но, несмотря на определенные трудности, сегодня у нас при участии Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКПРО) все-таки издаются учебные пособия. Это «География Кемеровской области» Соловьева — целый учебно-методический комплекс, который помогает и учителям, и ребятам, и родителям. По проблемам экологии у нас сегодня есть научные труды Олега Петунина. К сожалению, это крупицы, но они есть. А вот учебные пособия и методические рекомендации можно издавать без грифа. И мы каждый год печатаем такие пособия.
Свобода
в неких рамках
Надо добавить, что в области имеется большой опыт совместной работы администраций Таштагольского и Беловского районов с кемеровской региональной общественной экологической организацией «Ирбис». Результатом стал выпуск целой программы, включающей учебники и наглядные материалы по флоре и фауне этих территорий. В Прокопьевском районе учитель Александр Бугров выпустил «местный» учебник географии, который издан администрацией района и сегодня используется во всех здешних школах. Но это было уже много лет назад, по крайней мере, до 2005 года – точно.
— Сегодня нам дали такую свободу, — объясняет Марина Петровна, – публиковать региональные учебники.

Этот порядок формирования федерального перечня, куда мы можем вносить наши региональные учебники, утвержден 5 сентября 2013 года приказом министерства. Но есть определенные требования, которые подтверждают, что издание таких учебников – дело очень непростое. Хочу отметить, что это касается тех пособий, которые должны использоваться во время учебного процесса в школе. Но есть ещё достаточно большой блок внеурочной деятельности, дополнительного образования, где предполагается привлечение ребят к вопросам экологического воспитания и культурного наследия нашей области. Это экологические объединения, экологические тропы (только для дошкольников в Кузбассе открыто более 400 экотроп). В области работают 5 центров эколого-биологической направленности, и такие отделы есть в 11 территориях.
Стандартен ли стандарт?
Сегодня в области есть авторские коллективы, которые готовы взять на себя разработку таких учебных комплексных программ, в том числе и создание учебников по биологии, географии, истории. Это и ученые Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА), и специалисты классического университета — КемГУ. Специалисты подчеркивают, что это нужно, прежде всего, чтобы создать общую базу преподавания краеведческих дисциплин в нашей области.
— Главная проблема в том, что у нас нет некоего единообразия, — подтверждает Инна Шимлина, декан естественно-географического факультета
КузГПА. — В каждом образовательном учреждении новые стандарты полагают некую творческую составляющую. Но мне кажется, что так же, как существует стандарт для всего образования, и здесь некая база должна быть. Я предлагаю создать стандарт регионального компонента образования для школьников 5-9-х классов, который бы включал в себя основной учебник, содержащий предметы естественно-научного цикла (географии, биологии, экологии), и набор тетрадей к каждой предметной области. Стоит также создать летний практикум для школьников 5-9-х классов по формированию системных представлений о природе Кемеровской области. Создать на нашей базе школу для подготовки педагогических кадров по реализации регионального компонента.
Но пока все упирается в бюрократическую процедуру. Учебники, учитывающие региональные и этнокультурные особенности субъектов Федерации, должны пройти при получении положительного заключения научной и педагогической экспертиз еще и дополнительно общественную, этнокультурную и региональную экспертизы. И в заключение – экспертизу федерального экспертного совета. Это должна быть завершенная линия, обязательно должно быть методическое пособие для учителя, весь комплект книг, а с 1 января 2015 года должен обязательно присутствовать и цифровой вариант. Кроме того, только сам автор может подать заявку, и нужно учесть огромные затраты на все экспертизы. Заявки в федеральный совет должны быть поданы до 15 февраля 2014 года.
Так стоит ли энтузиастам брать на себя эту голов-ную боль?
Буквально на днях на круглом столе в Общественной палате Кемеровской области обсуждали эту тему. И надо сказать, что и преподаватели, и ученые сошлись во мнении, что стоит…
— У нас много делается в плане методологического сопровождения региональных особенностей преподавания курса ботаники и зоологии, — высказывает свое мнение Олег Петунин, заведующий кафедрой КРИПКПРО. — Есть рекомендации в электронном виде на сайтах, и каждый год мы их обновляем, есть в бумажном варианте. Другое дело, как учителя претворяют наши рекомендации в жизнь – используют ли они этот дополнительный час именно для регионального компонента или усиливают за его счет общий курс. Что же касается экологии Кемеровской области, то тут у нас наработок гораздо меньше, здесь есть необходимость объявить конкурс на разработку такого комплекта. Здесь бы нашлось применение буквально всем нашим научным силам.
Евгения РАЙНЕШ.
Кемерово.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс