Скрытое преступление
Порой жертвы преступников по разным причинам не обращаются в правоохранительные органы. Однако о многих скрытых злодеяниях полиции рано или поздно становится известно, и тогда операм приходится убеждать потерпевших написать заявление. А время, потерянное для следствия, позволяет жуликам гулять на свободе и совершать новые преступления.
Вот лишь один из таких случаев.
В тупике
Тем поздним вечером Татьяна спешила домой, но на переходном мосту железнодорожного вокзала дорогу ей преградил незнакомец. Приставив к женщине нож, он потребовал у нее золото и деньги. Перепуганная Татьяна машинально стянула с пальца золотое колечко, сняла сережки, отдала мобильник и кошелек. Выудив из ее портмоне банковскую карту, налетчик приказал женщине «шагать» вместе с ним к ближайшему банкомату. Там она сняла все имевшиеся на счете деньги – около 1500 рублей, и безропотно отдала их незнакомцу. Пригрозив Татьяне местью, если она вдруг надумает обратиться в полицию, преступник скрылся в темноте. Женщина хорошо запомнила его блатной жаргон и синие от татуировок руки. Но заявлять о разбое не стала…
— Об этом преступлении мы узнали только спустя неделю по своим оперативным каналам, — рассказывает начальник уголовного розыска Кузбасского линейного управления МВД России Александр Лисьев. – Разыскав Татьяну, оперативники Тайгинского линейного отдела убедили ее написать заявление в полицию.
Фоторобот преступника, составленный со слов потерпевшей, полицейские «прогнали» по своим информационным базам. Один из числившихся в электронной картотеке фигурантов показался Татьяне знакомым. Да и параметры у него были подходящие: нигде не работает, ранее судимый и т. д. Однако, когда через пару часов подозреваемого доставили в отдел, оказалось, что на вечер нападения у него оказалось железное алиби. Да и запись с камер видеонаблюдения из магазина показала, что это не он. Очень похож, но не он. Расследование зашло в тупик…
Эх, брат…
— Потерпев фиаско с первоначальной версией, мы решили «копнуть» немного глубже, — продолжает Александр Лисьев. — Связавшись с коллегами из ГУФСИНа, установили круг лиц из Тайги и близлежащих городов и поселков, которые в течение последнего месяца освободились из исправительных учреждений. В числе нескольких десятков бывших «сидельцев» наше внимание привлек тайгинец Тарас Шмелев, который 32 из 48 своих лет провел за решеткой, причем последние 15 лет – в Яшкинской колонии строгого режима (за то, что порезал ножом трех человек). На свободу он вышел буквально за три дня до нападения на Татьяну. По иронии судьбы Шмелев был двоюродным братом нашего первого подозреваемого — отсюда и внешнее сходство, которое бросилось в глаза потерпевшей…
В то же время брат, по его словам, понятия не имел, где может находиться его неспокойный родственник. Криминальные товарищи Шмелева тоже только пожимали плечами и хранили молчание. Еще раз присмотревшись к последним годам тюремной биографии Шмелева, оперативники выяснили, что к нему на свидания в колонию неоднократно приезжала кемеровчанка Лариса Сапогова. Она же «забрала» его и от тюремных ворот после освобождения.
— Сапогова была прописана в одном из кемеровских общежитий, — рассказывает Александр Лисьев. – Но в ее комнате проживала пожилая женщина, которая купила это жилье у некоего Сергея Возникова. А вот про Ларису Сапогову в общаге вообще никто не слышал…
Ищите женщину
Оперативники принялись отрабатывать контакты и связи «неуловимой» Сапоговой, сделали необходимые запросы своим «территориальным» коллегам, в УФМС. Это принесло положительные плоды. Как оказалось, бывшая жена Сергея Возникова, продавшего свою комнату, и Лариса Сапогова – одно и то же лицо. В администрации общежития ее знали под прежней фамилией, и поэтому сразу не сообразили, о ком идет речь. А когда ситуация прояснилась, сыщикам сообщили крайне ценную информацию. Оказалось, что после развода Возникову-Сапогову в общаге довольно долго не видели. А недавно она вновь объявилась, сняла комнату на первом этаже и заселилась туда с каким-то мужчиной уголовного вида…
Почти сутки сотрудники уголовного розыска провели в «засаде», пока из заинтересовавшей их комнаты не вышла Сапогова. А когда в дверном проеме промелькнула рука в приметных татуировках, оперативники поняли: Шмелев тоже здесь. Через несколько минут на его запястьях защелкнулись стальные «браслеты»…
По информации пресс-службы Кузбасского ЛУ МВД России, за разбой с применением оружия в отношении Тараса Шмелева возбуждено уголовное дело. Сейчас он находится в следственном изоляторе Анжеро-Судженска. Рецидивисту грозит от 5 до 10 лет лишения свободы. Лариса Сапогова проходит по уголовному делу как свидетельница.
С момента заявления Татьяны в полицию и появления в оперативной сводке отметки «преступление раскрыто» прошло всего трое суток. Но сыщики продолжают оперативную работу: в общей сложности подозреваемый провел на свободе 13 дней и, возможно, Татьяна – не единственная его жертва, которая, побоявшись мести, совершенно напрасно не стала обращаться в полицию…
Елена ЩЕРБИНИНА.
P. S. Фамилии и имена подозреваемого и потерпевшей изменены.