Парты к бою!
В кемеровской школе №93 меня встретили словами: — У нас всё время что-то интересное происходит. Одна деловая игра или реконструкция заканчивается — начинается подготовка к другой. Такую суматошную и насыщенную жизнь обеспечивает учитель истории, обществознания и экономики Светлана Степановна Дмитриева. Деловые игры, исторические реконструкции – всё она затевает. И вовлекает почти всю школу. С пятых по одиннадцатые классы. Кто-то в главных героях ходит, кто-то в массовках участвует…
Всё не так?
В самом кабинете истории всё не так, как в других школьных кабинетах. Ну, например, парты стоят не так. По два ряда вдоль боковых стен. Между ними – большой коридор, в конце которого на стене экран, а в начале — учительский стол. Только он и стоит на обычном месте.
Спрашиваю у школьников:
— Удобно вам так сидеть?
Отвечают:
— Очень удобно! Мы все видим друг друга. Мнениями обмениваемся. Но можно встать, пройтись.
Так столы расставила Светлана Степановна. Чтобы сменить официозную атмосферу на дружески-деловую.
Впрочем, необычность кабинета, уроков и вообще отношения к истории здесь не только в этом.
На шкафах в углу, например, в ряд стоят кивера (военные головные уборы без полей с высокой тульей), почти как настоящие, только из картона. Ребята сами их создавали, когда в прошлом году готовились к эпохальному действу – театрализованной реконструкции событий времен войны 1812 года. В другом углу — верстовой столб. Его соорудили из цельного ствола специалисты к постановке, посвященной 305-летию учреждения Указом Петра I Сибирской губернии. А в этом учебном году Светлана Степановна планирует воссоздать вместе с ребятами в такой же костюмированной реконструкции историю блокадного Ленинграда. И поскольку это событие не слишком далекого прошлого, оно важно, дорого для многих семей. У самой Светланы Степановны отец в то время защищал Ленинград, да и прабабушки-прадедушки некоторых учеников полны воспоминаний. А потому воссоздать трагедию государственного масштаба 70-летней давности для ребят важно не только с точки зрения повышения исторической образованности, но и с позиций укрепления семейных ценностей.
Кстати, подготовка к этой будущей реконструкции еще не началась, а школьники, особенно которые помладше, уже ходят за учительницей по пятам с одним вопросом: «Когда?».
— С детьми готовимся к таким событиям несколько месяцев, а я сама годами всё изучаю и обдумываю. Вот, например, перед тем как взяться за войну 1812 года, я сама побывала на Бородинском поле, посмотрела, всё своими руками потрогала, сделала много-много фотографий, видеофильмов, походила по музеям, архивам. Обо всем этом рассказала и показала ученикам (в классе есть мультимедийный проектор, компьютер, экран).
С бала на войну
— И что это вам дало? Насколько эта поездка была необходима для той самой школьной реконструкции? Ведь в библиотеках можно книги взять, в интернете. В учебниках много информации, у Льва Толстого в «Войне и мире», в конце концов.
— В таких поездках я обнаруживаю, что факты в книгах и учебниках часто подаются в искаженном виде. А многое из того, что я сама открываю, просто малоизвестно. И потом обязательно рассказываю о своих открытиях детям.
Например, стоит на Бородинском поле памятник батарее Никола́я Рае́вского — русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года. Здесь же памятник из другой войны, 41-го года: танк нашей 32-й Сибирской Полосухинской дивизии. Две войны на одном месте! Мемориалы героям 1812 года изрешечены пулями в войне 1941-1945 годов. Получилось, один памятник двум войнам. От одного этого мурашки по коже…
Или вот такой пример: я считала, что сибиряки в войне 1812 года не участвовали. А оказалось, что только крупных сибирских объединений там было 12 полков, Бородинское поле они защищали. И, оказывается, «кузбассовцы» наши там были, из Кузнецка, причем в командовании. Священников много. Разве нам об этом говорили? Нет.
Или еще один факт. Александр I, когда ему сказали, что Наполеон перешел границу, что вы думаете, сделал? Он устроил бал. И прямо с этого бала люди ушли на фронт. Как с ноябрьского парада в 41-м… Но об этом нет информации в учебниках и книгах. И вот с этого драматического события, с бала, мы и начали в прошлом году нашу театрализованную постановку об Отечественной войне 1812 года.
По словам Светланы Степановны, восстанавливают они давно ушедшие события не по школьным учебникам, а строго по документам. И не всегда таким, которые легко найти. И во всех поисках, во всех работах упор делается на участие сибиряков.
Исторические реконструкции – главная изюминка в работе историка Дмитриевой, ее своеобразное ноу-хау.
— Ценно и то, что ребята сами создают костюмы тех лет по эскизам, рисункам, — подчеркивает директор школы №93 Ирина Анатольевна Гришакова. — Если делается фуражка с кокардой – она по возможности должна быть полной копией оригинала. Оружие сами мальчишки делали – из картона, дерева. Для того чтобы показать батальные эпизоды сценария. Ребята таким образом навсегда запоминают, как выглядели люди того времени. Девочки, игравшие роль дам на том самом балу, ознаменовавшем начало войны, — в вечерних платьях. Причем современные свадебные платья не приветствовались, пришлось создавать наряды такие, как были в то время. Прически, веера, манеры – все продумывалось. Танцам того времени Светлана Степановна сама ребят обучает. Сначала в исторических источниках, в фильмах, в интернете найдет, выучит, а потом ребят научит. Понимаете, то, что они в учебниках прочтут, быстро забудут. А этот урок — никогда. Такой учитель и такой человек, как Дмитриева, — один на миллион. У нее на все свой взгляд. Ей есть что сказать детям. И они ее не забывают. Выпускники любят приходить. А две ее выпускницы окончили исторический факультет и вернулись работать к нам в школу.
От Ермака до Раевского
А действительно, что дают ребятам такие необыкновенные уроки истории?
Ученики 11а класса рассказали об этом.
Дима Казулин:
— Было очень интересно. Я играл роль Остермана-Толстого. До этого я не знал, что это был за человек, а после реконструкции узнал. Понял, какой он был мужественный.
Полина Кремлева:
— Мне нравятся исторические события, связанные с княгиней Ольгой. Ольга – первая в истории России женщина, взявшая на себя бразды правления после смерти мужа и сумевшая отстоять свою честь и честь своего княжества.
Катя Загляда:
— В позапрошлом году в реконструкции, посвященной освоению Сибири, я была ведущей. События от самого начала, от похода Ермака до современного времени мы в реконструкции показывали. Это очень важно – знать историю Сибири. Мы ведь живем здесь. И вообще история у многих из нас – любимый предмет.
Андрей Полуэктов:
— Я был Николаем Николаевичем Раевским. Он сыграл очень важную роль в Отечественной войне 1812 года. История для меня сложна, но благодаря реконструкции, когда всё на себе прочувствовал, конечно же, иначе стал воспринимать.
Олеся Пархоменко:
— Я играла жену Раевского. А вообще в российской истории мне интересен период, начиная со смутного времени и до конца XIX века. И еще: я буду поступать на исторический факультет КемГУ, хочу стать историком.
Кто следующий?
Конечно, Светлана Дмитриева – один из лучших учителей школы. Ведет, кроме истории, еще и уроки обществознания и экономики. И каждый предмет доносит через театрализацию, деловые игры. Она отличник образования, заслуженный учитель РФ. О ней рассказывают: создала в школе уникальные музеи, экспонаты сама собирала в экспедициях по Кемеровской области с учениками. В свои 60 с лишним лет освоила и мультимедийный проектор, и компьютер, и другую технику. И что важно – помогает детям все события пропускать через собственный опыт: если изучают Древний Египет, то пишут письмена на глиняных дощечках. Посуду расписывают, как египтяне.
Всё это, конечно, хорошо, но нельзя не сказать и о проблеме, которую обозначила одна из педагогов этой школы:
— Когда в стране поймут, что за нашим поколением 45-, 50,- 60-летних учителей нет ни 30-летних, ни 20-летних, наверное, примут какие-то меры. А пока представить, кто будет учить детей через пять лет, – трудно. Где взять таких, как Светлана Степановна?
Татьяна ФОМИНА.