ЕГЭ: провал – не катастрофа?
В школах началась вторая четверть. Если первая нужна была для «раскачки», то сейчас уже всё серьезно. Особенно для одиннадцатиклассников, которые каждую свободную минуту уделяют подготовке. Чтобы успешно сдать выпускные экзамены, получить аттестаты и поступить в вузы. И вообще – не остаться за бортом. А на самом деле – насколько важно не провалить ЕГЭ? Действительно ли это чревато жизненным крахом?
Чтобы понять это, мы проследили за тем, как сложились первые несколько месяцев в жизни ребят, получивших в этом году вместо вожделенного аттестата о среднем образовании обидную справку.
Математика изменила
Прошлый учебный год закончился неудачей для 228 кузбасских одиннадцатиклассников. Они не получили аттестаты, потому что завалили ЕГЭ по одной или обеим сразу обязательным дисциплинам (русский язык и математика). Вот цифры для сравнения: с экзаменом по русскому языку не справились 148 человек (1,1% от всех сдававших), 48 из них – выпускники нынешнего года. По математике –700 человек (5,5%), выпускников нынешнего года из них 225.
За каждой единицей в этой статистике – слезы, растерянность и сломанные планы юного человека и его родителей.
В управлении образования Ленинского района Кемерова рассказали:
— Очень жалко было этих ребят. Представляете, девчонки целый год готовились к выпускному балу. Платья себе красивые накупили-нашили. А тут – какой выпускной, когда экзамен провален? Картина выглядела душераздирающе: стоит нарядная девушка с прической, с праздничным макияжем, в обнимку с учительницей, и обе плачут навзрыд.
Прошло полгода. И, как выяснилось, ничего страшного с этими молодыми людьми, потерпевшими первую в своей жизни крупную неудачу, не произошло. Утерев слезы, они пошли каждый своим путем.
По словам Надежды Шугаевой, главного специалиста Междуреченского управления образования, в этом городе в 2013 году аттестаты об окончании школы не получили два человека. И оба – из-за математики. Теперь они учатся в колледжах. Чем плох вариант? Наверное, тем, что поступать пришлось на базе девяти классов, и два года учебы в старших классах прошли почти даром, если не считать уроков, которые ребята извлекли из случившегося. Надежда Федоровна объяснила:
— Аттестат они могут получить и в следующем году, и через два года… Для этого нужно до 1 марта подать заявление в свою школу о сдаче одного экзамена, в установленные сроки еще раз написать ЕГЭ и после успешной сдачи — получить аттестат. Учебу в колледже для этого и после этого прерывать необязательно.
Кстати, как выяснилось, большинство ребят без аттестатов о среднем образовании во всех городах области пошли в техникумы и колледжи на базе девяти классов. В Ленинске-Кузнецком такой путь избрали все одиннадцать человек. В Прокопьевске из семерых четверо поступили в техникумы, двое ушли в армию, одна девушка учится на парикмахера. В Березовском единственная выпускница 2013 года, оставшаяся без аттестата, устроилась в вечернюю школу при местном техникуме. Почему завалила экзамен? Педагоги говорят, что учиться девчонка совсем не хотела. Не помогали ни увещевания, ни строгие меры.
Пойдем другим путем…
Вообще-то разговаривать о злосчастном ЕГЭ с корреспондентом решились далеко не все провалившие экзамен. Например, кемеровчанин Влад.
— Вспоминать тот момент и мне, и сыну очень тяжело, — рассказала его мама. — По остальным предметам он тоже успехами не блистал, но, во всяком случае, минимальный порог перешагнул. Правда, сейчас у него всё нормально. Поступил на среднетехнический факультет Кемеровского технологического института пищевой промышленности. Учится по специальности «инженер-механик». Из своей неудачи, кажется, извлек урок. Во всяком случае, занятия уже не пропускает. Стал серьезнее, взрослее. Пока судить рано, успешным ли окажется его обучение здесь, — прошло всего несколько месяцев. Если все будет хорошо – можно будет думать уже и о продолжении образования в КемТИППе… Почему у него так получилось с математикой, не знаю. И индивидуально с ним в школе занимались, и вместе с классом, но в итоге есть то, что есть.
А вот выпускница кемеровской школы №80 Дарья свою экзаменационную неприятность в секрете не держит. Охотно поделилась полученным опытом:
— Недавно наша семья переехала в Новосибирск. Там я поступила в техникум питания. Учиться буду четыре года и потом обязательно в вуз пойду. А в следующем году еще раз попробую сдать математику и получить аттестат… Сейчас усиленно готовлюсь. С математикой у меня давно не ладилось. Возможно, потому, что в десятом классе поменяла школу. Из 69-й перешла в 80-ю. Учителя и там, и там хорошие были, но они разные. Совершенно по-разному материал подавали. И я никак не могла приспособиться. По остальным дисциплинам я всегда хорошо училась.
Аббревиатура
как чудовище
Однако успешно сдать предстоящие экзамены хочется всем выпускникам. А их родители и учителя другого варианта вообще даже не мыслят. И потому на бедных запуганных и не очень успешных школяров уже с нынешнего учебного года оказывается порой сумасшедшее давление. Они только и слышат: «Если не сдашь ЕГЭ…», «Ты о чем думаешь, со справкой из школы вылетишь!»
Учитель русского языка Ольга Суворова поделилась своими мыслями:
— Хоть сто раз произнеси «ЕГЭ», изведи в конец себя и ребенка, знаний у него не прибавится. Кто-то из них сдаст экзамен, а кто-то обязательно завалит. Каждый учитель видит: есть такие подростки, которым категорически не удается осилить одну какую-то дисциплину или даже несколько. И таких немало. Да и очень многие взрослые на вопрос о том, сдали бы они сами ЕГЭ, если бы он был в годы их юности, вспоминают какой-нибудь предмет, который обязательно бы завалили в случае такой тотальной проверки. И тем не менее это не помешало им стать состоятельными в своих сферах специалистами. И понятно ведь: нельзя, неправильно людей делить на одаренных и бездарных. Жизнь гораздо богаче.
Вот есть у меня десятиклассник. Говорят, футболист от бога. Но остальное ему дается с огромным трудом. Волнуюсь, как он через полтора года экзамены будет сдавать. Уговаривала его родителей, чтобы после девятого класса отдали его в училище или техникум. Но они твердо решили, что сын 11 классов окончить должен. Это их право, но, по-моему, они допустили ошибку.
Однако в любом случае молодые люди должны понимать: путь к успеху лежит через образование. Через колледж, или училище, или самообразование. И бояться ЕГЭ не нужно. Хорошо бы, правда, чтобы и самих учителей не нервировали, не оценивали по результатам экзаменов. Кроме того, что это несправедливо, это еще и пагубно сказывается на всей образовательной системе.
Лучше не произносить
Этим летом в Москве я познакомилась с абитуриентом Рустамом из якутского городка Вилюйска. Рустам поступал в Высшую школу экономики. И, как я узнала позже, успешно поступил и уже успешно учится. Еще бы: два ЕГЭ, по физике и математике, он сдал на 100 баллов, а третий (не помню какой) – на 96. Десятый и одиннадцатый класс он учился в знаменитой физматшколе в Новосибирске. Пригласили туда Рустама после того, как он одержал победу в региональной предметной олимпиаде школьников. Так вот, по словам этого юноши, за два года в физматшколе никто из преподавателей на уроке ни разу не произнес слова «ЕГЭ». Ребят просто учили, а сдача экзаменов стала лишь естественным итогом этого обучения. Ясно, что в физматшколе учатся ребята самые талантливые, и им не нужно постоянно напоминать, что впереди экзамены. А с другой стороны – что дают эти напоминания «середнячкам» и «двоечникам», кроме нервотрепки?
К слову, есть мнение, что ЕГЭ заваливают, как правило, те дети, которые воспитываются в не очень благополучных семьях, где им уделяется не слишком много внимания. Однако оказалось, что среди родителей тех детей, кто вышел из школы со справкой, есть и педагоги, и специалисты управлений образования.
ГИА еще страшнее?
Предэкзаменационный мандраж начинается сейчас не только у одиннадцатиклассников, но и у учеников девятых классов. Им тоже предстоит сдавать государственную итоговую аттестацию.
Хотя, как нам стало известно, в Кузбассе еще не было ни одного девятиклассника, который бы не справился с ГИА. Все школьники по окончании девяти классов получали аттестаты об окончании основной школы.
Дело в том, что для них экзамен в форме тестирования был необязательным. И в случае завала ГИА им разрешалась пересдача в традиционной форме. Это и спасало. Но со следующего года ГИА в форме тестирования станет обязательной. И в случае несдачи у ребят могут возникнуть проблемы с дальнейшим обучением. И в школе, и в техникумах, куда принимают только при наличии аттестата за 9 классов.
Правда, министерство образования и науки подготовило проект приказа для 9-классников, которые провалят ГИА. В нем сказано, что они должны быть восстановлены в образовательной организации на срок, необходимый для подготовки к последующей сдаче ГИА. (По действующему сейчас законодательству, за неудовлетворительные оценки за аттестацию ученики отчисляются и получают только справку об обучении.) То есть школьники смогут остаться в 9-м классе. То ли на второй год, то ли на полгода – специалистам системы образования пока неизвестно, что подразумевается под понятием «необходимый срок». К концу ноября нам пообещали внести ясность в этот вопрос.
Татьяна ФОМИНА.