Соцсети:
Актуальное

Машинки времени

15 ноября 2013 | Алена Смирнова

Машинки1

25-летний кемеровчанин Евгений НАЦИБУЛИН – водитель городского автобуса. И хобби у него – технически-патриотическое. Три года назад он начал собирать модели советских авто масштабом 1:43. Сейчас в его коллекции несколько десятков экспонатов – ставить новые машинки уже некуда.

Введение в специальность
– Как и у многих мальчишек, любовь к машинкам у меня с детства, – смеется Евгений. – Мне не только играть с ними нравилось, но и рисовать. Кстати, до сих пор время от времени делаю наброски в тетради, а пара рисунков с автобусами даже украшает нашу каптёрку на работе.
Автобусами я капитально «заболел» в 2002 году. Тогда в Кемерове появилось пять белоснежных «Scania» шведского производства, питерской сборки. Помню их презентацию на площади Советов, народу было море. Там я познакомился со счастливчиком, которому предстояло работать на одном из этих красавцев. С тех пор с ним дружим. Он, собственно, и ввел меня в курс дела: рассказал о профессии, о всяких технологических штуках. Прежде чем моя мечта осуществилась и я тоже стал водителем автобуса, в школьные годы подрабатывал кондуктором. Мне нравилось общаться с водителями, нравилось помогать им в гараже. Словом, когда пришло время устраиваться в ПАТП, со спецификой деятельности во многом был знаком.

Ретромобиль
для удовольствия
– Что же касается личного транспорта, я всегда хотел купить какую-нибудь ретромашину. Как вариант — черную «Волгу» (ГАЗ-3102) советской эпохи. Не спеша ее реставрировать, наслаждаться процессом. Получать удовольствие от автопрогулок… Но друзья от покупки ретроавто меня отговаривают. Считают, что немодно, стыдно будет по городу на нем ездить. К тому же старые автомобили неповоротливы, прожорливы, да и запчасти дорогие. Я с товарищами категорически не согласен. Например, та же черная «Волга» очень даже комфортная, просторная, у нее крепкая, неубиваемая подвеска, строгий стильный дизайн.
Кстати, сейчас тоже езжу на отечественной машине — «Жигулях»-«семёрке» 2005 года и прекрасно себя чувствую без лишнего пафоса. Уверен: наши автомобили круче всяких иномарок. И всегда такими были. Моя коллекция металлических мини-моделек тому подтверждение. В ней собраны только автомобили СССР.
Из макси в мини
– Первым в коллекцию попал «Москвич-407». Недорогой, бюджетный по советским меркам автомобиль. Затем моделька красавца-лимузина (ЗиС-110) — большого, пятитонного, бронированного, со стеклами толщиной 75 миллиметров. Самое интересное, что у него не было ни стеклоподъемников, ни ручек в привычном понимании, их заменяли гидравлические домкраты. Финансирование для правительственных машин не зажимали, их делали из всего самого лучшего.
А вот другой экземпляр – «Победа». Почему она без крыши? Отвечу. Были, кстати, и «Москвичи» четырехсотые без крыши. Всё просто: экономили. Металл глубокой вытяжки считался дефицитом, поэтому крышу делали брезентовой. Интересный факт: реальная «Победа», по которой сделан мой мини-экземпляр, принадлежит актеру Леониду Ярмольнику. Он в свое время ее нашел, купил, выписал за 500 евро из Варшавы альбом с документацией. Ведь и там по лицензии собирали некогда эту модель. Я читал, что Ярмольник – не сторонник тюнинга, всяких наворотов. Из технических новинок в салоне только МР3-плеер под сиденьем. Леонид включает Утёсова и едет по городу. Конечно, такой автомобиль не на повседневность, а для особого случая.

Зис
Интересен и автобус
ЗиЛ-118 «Юность». Их было два поколения. Всего около ста штук на весь Советский Союз. Автобус очень комфортный: автоматическая коробка передач, мягкие сиденья. У него вся ходовая от правительственных лимузинов. Дошло даже до того, что внук самого Генри Форда хотел выкупить лицензию на его производство. Словом, не все так плохо было в отечественном автопроме. Это сейчас принято говорить о неконкурентоспособности, о том, что наши тачки – ломьё. А у «Юности», между прочим, было рекордное количество наград, столько не смог собрать ни один советский автомобиль – ни до, ни после.
Любопытна модель «Волги» ГАЗ-3102. С виду она обычная. Но ее отдельные экземпляры собирали вручную, поэтому такие машинки – товар штучный. Раньше их называли «догонялками». «Волги» покупали в управление КГБ для слежки за дипломатами, за другими работниками правительства… У нее усиленный кузов, мотор от «Чайки». Кстати, и красили ее по «чайковской» технологии: наносили не один-два слоя краски, а 12-15 слоёв нитроцеллюлозной эмали. А из-за того, что двигатель с коробкой очень тяжелые и передок был сильно перегружен, в багажник для лучшей развесовки клали 90-килограмовую бетонную, чугунную или свинцовую плиту.
ЛУАЗ-967М ТПК («транспортёр переднего края») – его и сейчас можно найти в продаже. Их охотники и рыболовы любят. Очень высокий дорожный просвет, наличие лебёдки. Он может плавать. Руль находится посередине. Автомобиль задумывался как санитарный. А если приходилось людей из-под обстрела вывозить, рулевая колонка наклонялась, и водитель мог управлять лежа, а по бокам от него помещались двое раненых.
Есть у меня и Москвич-2144 «Истра» (середина 80-х). Правда, небольшая поправка. Это не то, чтобы готовая машина, это просто макет. Была хорошая перспективная разработка, но дальше макета дело не пошло. Кстати, он позиционировался как автомобиль 2000 года. Если присмотреться, напоминает вазовскую «десятку».
…Хотелось бы посмотреть на все эти машины в реальном виде, но пока нет возможности. Кстати, Мосгортранс два раза в год устраивает выставки своих экспонатов – это автобусы, троллейбусы, трамваи и другая техника. Например, экспериментальное такси ВНИИТЭ-ПТ – единственный экземпляр в мире (в моей коллекции есть и такая моделька). Вообще в СССР было много необычных разработок, которые хоть и в небольшом количестве, но выпускались. Поэтому каждый автомобиль – это целая история.

Всё по полочкам
– Конечно, деталировка у моих машинок не на самом высшем уровне: колеса у них крутятся, но дверки не открываются. Зато и цена приемлемая.
Было бы неплохо достать специальный стеклянный шкафчик для экспонатов. На полках уже места не хватает, да и пыль быстро скапливается.
Мне нравится рассматривать каждую машинку – получаю эстетическое наслаждение. Все свои модельки я покупал, хотя есть умельцы, которые изготавливают авто самостоятельно. Я тоже ходил в кружок автомоделирования, но получалось так себе. Пробовал клеить из бумаги, однако такие поделки, увы, недолговечны.
Наверное, любовь к технике у меня от отца. Когда он жил в деревне, постоянно что-то собирал из металлолома: разные мопеды, велосипеды…

Фототрофеи на память
– Я за активный отдых. Мы с другом любим колесить по Кузбассу. Причем из этих путешествий привозим трофеи: фотографии ретроавтомобилей, попадающихся нам на пути. Конечно, чаще всего такие находки встречаются в деревнях и селах. Например, недавно в Воскресенке Кемеровского района сфотографировали трактор МТЗ-5. Такие выпускали в 50-70-х годах прошлого века. И еще любопытная деталь: оказывается, на дорогах нашей области всё еще ездят машины с черными советскими номерами.
Есть в фотоколлекции и польский микроавтобус «Ныса», и мультикар — грузовичок производства ГДР. А в Прокопьевском районе мы засняли другую редкость –
ГАЗ-12 «ЗиМ». Надеемся, однажды наши снимки войдут в какую-нибудь книгу по истории отечественного автопрома.

Алена ФЕДОТОВА.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс