Актуальное

Наносеребряный век

6 ноября 2013 | Татьяна Фомина

Сидорин

Уже несколько отдельных заметок газета «Кузбасс» опубликовала о новейших разработках ученых КемТИППа на основе наносеребра. Заметки-то вышли, все приняли к сведению, что наши ученые не сидят на печи, а дело делают. А когда мы сообщили, что японцы заинтересовались одной из разработок (стимулятор роста растений) и хотят запустить ее в массовое производство, вдруг все вокруг, наши знакомые и читатели газеты, заинтересовались, что же такое наносеребро, на основе которого можно делать и косметику, и стимулятор роста для растений, и мощнейшие дезинфицирующие средства.

Нет, все сейчас знают, что нанотехнологии – это когда что-то «лепят» из мелких частиц, но что это и как работает, мало кто расскажет толково. И еще наших читателей интересует, какой именно прорыв в науке совершили наши кемеровские ученые, в смысле – в чем же ноу-хау. Все эти вопросы мы передали профессору-консультанту «НОЦ КемТИПП» Юрию СИДОРИНУ.

— Юрий Юрьевич, что же такое это самое волшебное наносеребро?
— Вот посмотрите на банку у меня в руках. Выглядит как обычная вода. На самом деле это жидкое серебро. Готовится оно на специальном оборудовании. Берется слиток серебра и химическим образом преобразуется так, что он дробится-дробится-дробится до атомарного состояния, когда сотни атомов сгруппированы в мельчайшие частицы. В естественных условиях такая частица существовать не может. Они обязательно стремятся объединиться, такова их природа. А мы научились покрывать их защитной оболочкой, получается как яйцо в скорлупе. И теперь эти частицы хоть и сталкиваются друг с другом, а объединиться не могут. «Скорлупа» не дает. А если после этого «скорлупу» убрать, атомы либо объединятся, либо вступят в реакцию. И можно получать при этом совершенно новые соединения. Металл никуда не делся. Но при таких изменениях проявляются уже не свойства массивного материала, а свойства атомов. У серебра особенно ярко проявляются свойства бактерицидные. То, что серебро — природный антибиотик, известно. Но когда его перевели в наносостояние, бактерицидные свойства стали в миллион раз выше, чем у массивного металла. К примеру, чтобы обеззаразить стакан воды, загрязненной патогенными микроорганизмами, нужно положить туда серебряную ложку и неделю взбалтывать — только тогда произойдет дезинфекция. А если на кончике иглы поместить в стакан с водой наносеребро, дезинфекция произойдет мгновенно, потому что активность серебра становится намного выше.
— А кто первый и когда обнаружил свойства наночастиц?
— Эти свойства в начале прошлого столетия предположил английский ученый Ричард Фейнман. Он сказал, что будущее науки, которая перевернет весь мир, – за ультрадисперсной системой. Тогда это так называлось. Это целое направление было. И называли их не «наночастицы», а «малые частицы». А сейчас это переименовали в нанотехнологии и начинают изобретать велосипед.
— Так в чем же непосредственно ваше, Юрия Сидорина, и других ученых
КемТИППа, ноу-хау заключается, если все уже было?
— А мы создали очень маленькое кластерное соединение, всего 1-2 нанометра. Мировых аналогов я не встречал. Есть частица 2-5 нанометров. И за счет этого я получил новое вещество, с другими свойствами. Я его изучил, и оказалось, что у него высокие способности вступать в реакцию. И подумал: надо использовать. Знаю, что серебро — бактерицид, а медь – фунгицид. Соединил медь с серебром. Оказалось, что у этого соединения свойства бактерицидные и фунгицидные в десятки тысяч раз выше.
— До вас никто этого не делал?
— Я не что-то новое открыл, я получил более мелкую частицу. За счет этого создал вещество с многократно усиленными бактерицидными и фунгицидными свойствами.
— Я правильно понимаю, что, чем мельче частица, тем она активнее?
— Абсолютно правильно. Но это свойство атомов использовали и в 50-е годы ХХ века, и сейчас используют. Только умные люди продолжают это дело, а остальные начинают изучать заново. Проблема в том, что информации за 50-70-е годы по этой теме в интернете нет. А в журналах и книгах есть. Но их сейчас не любят читать. А мы, используя давно изученные явления, получили дезинфицирующие препараты. Тот же аргодез, который по эффективности превосходит и спирт, и хлорсодержащие препараты. Очень вредные, кстати.
— А препараты на основе наносеребра для организма человека не вредны? Ведь на его основе, как я поняла, выпускаются уже и косметические препараты, и лекарства. Кстати, это был один из первых вопросов, которые нам задали читатели после публикации заметок об аргодезе.
— Сегодня в литературе сказано, что нет прямых доказательств и губительного, и оздоровительного эффекта от наносеребра. Правда, в Америке есть институт серебра. Там 150 научных сотрудников. Больше года назад они получили от государства финансирование на исследование того, как влияет наносеребро на человека. Испытывали препараты на крысах и мышах, то есть на тех животных, у которых быстро меняются поколения. Вводили им дозы наносеребра, десятикратно превышающие предельно допустимые. В течение года наблюдали, исследовали. И не выявили повреждения ни одного органа. А когда стали писать заключение, один лаборант попросил, чтобы ему тоже проверили все органы. Проверили, сказали, что здоров. Тогда он признался, что вводил себе в кровь такую же дозу, как и мышам, в расчете на массу тела.
После этого отчета в США выпустили закон, позволяющий использовать наносеребро в косметических, медицинских целях и в пищевой промышленности. Как только этот закон вышел, у них на прилавках сразу появилось 105 видов лечебных препаратов (у меня подтверждающий документ есть) на основе наносеребра. В Европе и в России такого разрешения нет. Но и запрета нет. Я получил сертификат на производство наносеребра у нас в санэпидстанции. Но назвал это дело не наносеребро, а многофункциональное серебро. В Италии мое серебро сертифицировали, но назвали «композиционный материал».
— Много говорят о том, что раковые опухоли нередко имеют вирусное происхождение. Так, возможно, в будущем дезинфицирующие свойства наносеребра используют и в лечении онкологии?
— Вы в точку попали. Недавно я по скайпу разговаривал с министром здравоохранения Италии. Там сейчас работают по использованию наносеребра и запросили у меня комбинацию серебра и меди. Они там делают вытяжку из водорослей, которая обладает какими-то лечебными свойствами, а ее соединяют с моим наносеребром. Вводят человеку и смотрят на результат. Но мне сразу сказали: имейте в виду, мы два-три года должны клинические испытания проводить, чтобы доказать, что это работает.
Сегодня сотни клиник занимаются противораковыми препаратами, и у всех свои направления. У итальянцев направление такое: вытяжка из морских водорослей с добавкой наночастицы.
А сегодня мне позвонили оттуда, говорят: работает! Правда, эксперимент этот длительный. Потому что вдруг человек выздоровеет, а через некоторое время рецидив случится? Говорят, еще год-полтора (два максимум), и я получу официальное подтверждение результатов, а они получат разрешение на использование противоонкологического препарата с использованием наночастиц серебра и меди.

Татьяна ФОМИНА.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс