Мамины средства — детям в наследство
Участившиеся случаи судебных разбирательств по поводу злоупотреблений в сфере использования материнского капитала заставляют задуматься об усовершенствовании этого направления поддержки населения. Тем более что вовсю идут разговоры о продлении срока выдачи маткапа до 2025 года, хотя нынешний закон о нем должен прекратить своё действие в 2016 году. Так что на повестке дня сразу два вопроса: об увеличении срока продления материнского капитала и расширении его возможностей.
Как проследить денежный путь?
На сегодняшний день с 2007 года отделением Пенсионного фонда России по Кемеровской области принято 101301 заявление на выдачу государственного сертификата на материнский семейный капитал. Выдано 98750, более половины которых (52283) направлены на улучшение жилищных условий. А вообще за время действия федерального закона о МСК 48740 кузбасских семей смогли потратить на «квартирный вопрос» сумму в 16,6 млрд рублей.
Но и благое дело, как всегда, имеет две стороны.
— Одной из основных проблем, — поясняет Наталья Корчуганова, член комиссии по вопросам местного самоуправления и ЖКХ общественной палаты Кемеровской области, — является отсутствие контроля за выделением долей несовершеннолетним детям после гашения ипотеки материнским капиталом. По-видимому, произошел какой-то пробел в законодательстве на начальном этапе, который не наделил никакие организации функцией контроля и не установил механизм этого контроля. Уже сегодня мы имеем ситуации, в том числе и судебные, когда семья приобретала квартиру в ипотеку до рождения второго ребенка и после его рождения гасила ипотеку с использованием маткапитала, но долю несовершеннолетним детям не выделяла. Когда выявляется такой момент, родители, как правило, говорят: «Мы своим детям не враги, выделим в другом жилье, которое будем приобретать». Но природу денег проследить невозможно. Поэтому происходит реальное нарушение прав несовершеннолетних.
Риски и предупреждения
— Очень жаль, что закон не установил хотя бы минимальные требования, к жилым помещениям, которые люди приобретают, — говорит Татьяна Сахарова, начальник юридического отдела ООО «Мегаполис» (организация выдает займы именно под материнский капитал). — Буквально на прошлой неделе обратились граждане, которые хотели бы пробрести дом общей площадью 17,4 кв. метра. Хотя семья утверждала, что они приобретают дом под дачу, им было отказано, поскольку я прекрасно понимаю, что речь идет о так называемом обналичивании денег. Тем не менее, я думаю, что они обратятся в другую организацию, и там заем получат. Одной из основных проблем является именно отслеживание выполнения обязательств. На сегодня нет ни одного законодательного акта, который бы четко сказал, какая организация отслеживает судьбу сертификата, и что будет происходить, если эти обязательства не будут исполнены. В результате мы получаем решение суда о признании права собственности за детьми, либо о взыскании денежных средств с владельцев сертификатов, которые получили этот маткап. По Новокузнецку таких решений суда достаточно много, в основном выносятся решения о признании прав собственности (хорошо, если это жилье не было продано). Кроме того, мы не можем заставить владельцев сертификатов обязательно включить детей. Если владелец сертификата отказывается от этого, мы просто даем разъяснение по использованию средств маткапа, и предупреждаем, что в течение шести месяцев с момента погашения залога они обязаны выделить долю детям. В противном случае возможно уголовное преследование. Однако это только предупреждение…
Ещё одна большая проблема, по словам Татьяны Владимировны, это невозможность получить информацию, лишен родительских прав владелец сертификата или нет. Граждане, лишенные родительских прав, получают кредиты, и ни одна кредитная организация, которая выдает заем, не застрахована от такой ситуации. Сделать запрос в органы опеки и попечительства они не могут, поскольку они – «ненадлежащее лицо».
— Мы уже сталкивались с ситуациями, — подтверждает и Анна Козлова, заместитель главы Юргинского муниципального района по социальным вопросам, — когда вскоре после приобретения жилья с помощью средств материнского капитала родителей лишали родительских прав. Таким образом, родители решили жилищный вопрос, а дети оказались в детском доме, не имея права претендовать на долю собственности. Поэтому необходимо законодательно урегулировать процедуру возврата средств материнского капитала в подобных случаях.
С точки зрения закона
Тревогу бьет и прокуратура Кемеровской области. Вот что говорит, к примеру, Денис Марков, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан:
— Кроме того, что родители не осуществляют прав детей на часть приобретаемой жилой площади (только за девять месяцев этого года территориальными прокурорами предъявлено 149 исков о нарушении в этой сфере), часто выявляются факты неоднократной перепродажи одного и того же помещения, непригодного для проживания. Бывают и другого рода мошенничества. Так, прокурором города Топки был выявлен факт заключения фиктивной сделки купли-продажи. Гражданин имел в собственности часть жилого дома. Ее он подарил матери, а затем на средства материнского капитала купил эту часть назад. Это, конечно же, уже мошенничество.
Прокурорами выявляются и нарушения в деятельности учреждений, которые осуществляют работу по выдаче сертификатов материнского капитала. Например, был предъявлен иск к отделению Пенсионного фонда города Полысаево, перечислевшему денежные средства (352 тысячи рублей) на погашение основного долга по кредитному договору, оформленному на мужа гражданки, которая имела право на получение этих средств. Причем на момент перечисления денег в браке они не состояли уже несколько лет.
В Топках опротестованы 12 муниципальных правовых актов о предоставлении в аренду земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов на средства материнского капитала. Оказывается, данный вид использования не соответствует закону.
Постскриптум
На днях общественная палата Кемеровской области провела круглый стол по вопросам использования материнского капитала, где были подняты многие острые проблемы, касающееся этой темы. В результате участники встречи приняли решение, что для более эффективного распределения средств материнского капитала необходимо ввести дополнительные формы его использования, в том числе предусмотреть возможность оплаты дорогостоящего лечения ребенка с первого года жизни. Кроме того, дабы исключить возможность совершения противоправных действий со средствами материнского капитала и ущемления прав несовершеннолетних необходимо принять ряд ограничивающих нормативных актов, а также назначить единый ответственный орган, в полномочия которого будет входить осуществление контроля за законным использованием материнского капитала. Данные предложения будут направлены в органы законодательной и исполнительной власти регионального и федерального уровней.
Евгения РАЙНЕШ.
Кемерово.