Соцсети:

Самоподготовка отменяется, все в школу!

15 октября 2013 | Газета «Кузбасс»

авто_

Несколько лет назад, когда я решила обучиться вождению, коллеги посоветовали мне хорошего инструктора, дававшего уроки в частном порядке. Тогда разрешалось самостоятельно изучать теорию и брать уроки управления автомобилем у «частников», не обращаясь в автошколу. Уже в ближайшее время всё поменяется и, главное, теперь будет запрещена самоподготовка. МВД разработало проект новых правил сдачи экзаменов на право управления транспортным средством и выдачи водительских удостоверений.

Что ждет «без правных»?

Новый порядок ужесточает процедуру получения водительских прав. Мотив такой: сегодня подготовка водителей осуществляется абы как, что приводит к повышению аварийности на дорогах.

Как пояснили в ГИБДД по Кемеровской области, новый порядок сдачи экзаменов разработан в связи с внесением в мае этого года изменений в федеральное законодательство, касающееся безопасности дорожного движения. Главное, что меняется в процедуре: подготовка водителей (как теоретическая, так и практическая) теперь будет проводиться только в автошколе. По ее окончании обучающийся должен сдать внутренний «школьный» экзамен и получить соответствующий документ. И уже после этого можно обращаться в ГИБДД.

«Экзамены сдаются в следующей последовательности, — рассказывает Иван Агарков, начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы областной ГИБДД. — После прохождения в полном объеме курса теоретической подготовки и обучения первоначальным навыкам управления транспортным средством (на автодроме. – С.М.) сдается теоретический экзамен и экзамен по первоначальным навыкам управления. Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к экзамену по первоначальным навыкам управления транспортным средством не допускается.

После сдачи двух этих экзаменов кандидату в водители выдается лист с отметкой, заверенный подписью экзаменатора и печатью экзаменационного подразделения, на основании которого он допускается к учебной езде на дорогах (в городе. – С.М.).

Повторный экзамен — как теоретический, так и практический — назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего. Для лиц, не сдавших практический экзамен по вождению в условиях дорожного движения с третьего и более третьего раза, повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней.

Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, считается действительной в течение 12 месяцев. Сам процесс сдачи теоретического экзамена остается без изменения: в билете 20 вопросов, положительная оценка «сдал» засчитывается, если кандидат допустил две ошибки.

Положительная оценка, полученная на экзамене по первоначальным навыкам управления транспортным средством, действительна в течение действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене».

Таким образом, только сдав в ГИБДД теорию и автодром, будущий водитель допускается к обучению езде по городу – т.е. возвращается в автошколу. А затем сдает практику «окончательно».

Есть и определенные требования к автомобилю: это должно быть автомототранспортное средство с механической и автоматической трансмиссией, с левосторонним расположением руля и опознавательными знаками «Учебное транспортное средство», оборудованное дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора, а также техническими средствами контроля процесса приема практического экзамена. Люди с ограниченными возможностями сдают вождение на специально оборудованном для инвалидов автомобиле.

Как подчеркнули в ГИБДД, применение таких вспомогательных систем управления автомобилем, как система регулирования дистанции до движущегося впереди автомобиля, автоматическая парковочная система, парковочный радар и парковочная камера, при приеме экзамена не допускается.

Еще одно новшество: сдать экзамены можно не только по месту жительства, но и по месту прохождения обучения в любом регионе страны.

Хорошо учить – не выгодно?

В настоящее время в Кузбассе, по данным госавтоинспекции, порядка 120 автошкол. В общем, обучаться желающим есть где, однако повысится ли в связи с ужесточением требований качество обучения, – большой вопрос.

Я пообщалась с одним из частных инструкторов Александром (фамилию он просил не называть), который до ухода «на вольные хлеба» четыре года проработал инструктором в автошколе, так что эту «кухню» он знает изнутри. «Автошколы – частные, и главная их цель – зарабатывание денег. В итоге и школе, и инструктору выгодно обучать плохо, — говорит Александр. — Если слушатель не сдал внутренний экзамен по теории или вождению, за каждую новую пересдачу он должен заплатить (в среднем 1 тысячу рублей за каждый вид экзамена) и брать дополнительные занятия, что опять же стоит денег. Инструктору тоже хорошо: чем больше часов он откатает с учеником, тем больше будет зарплата. Могу сказать, что, когда я работал в автошколе, по этому поводу нам давались четкие рекомендации руководства. Вообще на школы очень много жалоб, люди приходят, заключают договор на определенную сумму, а потом начинается: плати за это, плати за то… Весной, когда автошколы подняли цены на свои услуги, произошел большой отток слушателей, они ринулись к нам, частным инструкторам. Пришлось школам цены снизить. Среди моих клиентов есть и такие, кто обучается в школе, но дополнительно катается со мной. Спрашиваю: почему? Отвечают так: «Хотим действительно хорошо научиться водить, а там плохо объясняют». Я не думаю, что новый порядок повысит качество подготовки водителей и уменьшит аварийность на дорогах. Скорее повысит расценки на обучение и создаст не только дополнительные расходы, но и дополнительные трудности для желающих получить права».

Как говорит Александр, в Кемерове до последнего времени было порядка 50 «частников», сейчас осталось 6 человек (в основном те, у кого есть еще источник дохода). Остальные трудоустроились в автошколы, но вряд ли, считает он, они там долго продержатся. Сам он не боится, что останется совсем без клиентов: всё равно к нему будут обращаться слушатели автошкол и люди, у которых образовался большой перерыв между получением прав и реальным вождением автомобиля.

…Новый порядок должен вступить в действие с 9 ноября этого года. В ГИБДД подчеркнули, что пока он находится в стадии согласования и утверждения, так что некоторые положения могут быть подвергнуты изменению либо дополнены.

Тем временем, решено проверить и квалификацию инструкторов автошкол. Сотрудники Госавтоинспекции намерены провести конкурс и выяснить, насколько хорошо сами инструкторы знают Правила дорожного движения и владеют навыками вождения.

Светлана МАМОНОВА.

Справка

За 6 месяцев 2013 года регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД по Кемеровской области выдано 34186 водительских удостоверений, процент сдачи с первого раза составляет 71,82%. За аналогичный период 2003 года Госавтоинспекцией Кузбасса было выдано 1099 водительских удостоверений, процент сдачи с первого раза составлял 54,13%.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс