Актуальное

Идите вы на рельсы!

11 октября 2013 | Газета «Кузбасс»

дорогаУ семи угольных компаний в Кузбассе нашелся общий проект: они должны отремонтировать автомобильные дороги в Беловском районе, которые разбили многотонными грузовиками с углем.

В этом году угольщики направят 50 миллионов рублей на ямочный ремонт, а в ближайшие три года должны выложить 860 миллионов, как сказано в соглашении с администрацией Кемеровской области.

Собранный «колхоз» вряд ли принесет счастье кузбассовцам, живущим у разбитых дорог Евтино-Каракан-Пермяки и Белово-Коновалово-Прокопьевск. Тысячи грузовиков продолжат свое страшное движение, убивая дорогу вновь и вновь.

«Дорога жизни»

Люди жалуются: «Расстояние от нас до Белова очень большое, а когда вызываем «скорую», то она едет 1-2 часа… А личные автомобили — это вообще проблема. После каждой поездки по этой дороге приходится ремонтировать их. Это же просто-напросто издевательство над людьми. На автобусе ехать страшно, потому что навстречу несется, объезжая ямы и кочки, доверху груженный углем «КамАЗ». А наш автобус, набитый битком, тоже маневрирует по всей ширине дороги, объезжая ямы и кочки. Люди просто с молитвами едут… Это же ДОРОГА ЖИЗНИ И СМЕРТИ! А жить очень хочется! Жители поселка Новый Каракан и близлежащих сел».

Такова оборотная сторона нашей радости и гордости, что в Кузбассе начинают разрабатывать новые месторождения, открывают новые разрезы и добывают новые миллионы тонн угля. Грубо говоря, за десять лет вместо 150 стали выдавать на-гора 200 миллионов тонн. Но мало добыть уголь, надо его еще и вывезти. И до недавних пор этот вопрос решался однозначно – через строительство новых железнодорожных путей, создание новых погрузочно-транспортных управлений, погрузочных пунктов. В XX веке в Кузбассе просто не было такой моды – возить уголь грузовиками, за пределы предприятия уголь в машинах возили только жителям деревень, городского частного сектора да на маломощные кочегарки. Практически все 150 миллионов тонн грузились в полувагоны и отправлялись на станции потребителей – будь то Беловская ГРЭС или Новосибирская ТЭЦ, Алтайский край или Томская область, не говоря уже про морские порты.

Перекос XXI века

Но пришел XXI век, началось масштабное освоение богатейших месторождений, рыночные отношения развивались так, что сегодня многим грузоотправителям выгоднее отправить свой товар, например, от Питера до Красноярска на автомобилях, потому что по железной дороге выходит дороже. Этот пример приводил руководитель РЖД господин Якунин.

Несомненно, есть перекос, но кого тут упрекать? Наши нефтяные компании, что бензин и солярка столь дешевы, и РЖД проигрывает? Абсолютное большинство населения, посещающее наши АЗС, не согласится с этим. С другой стороны, винить РЖД, что цены на перевозку высоки, тоже нет особых оснований. Тарифы железнодорожникам утверждает правительство, и, в общем-то, не идет на поводу у РЖД. Возможно, проблема в том, что автодороги у нас бесплатные, потому-то угольщики и не торопятся строить железнодорожные пути, а лихо везут уголь с новых разрезов грузовиками. Они не строят для этого технологических дорог — пользуются областной сетью дорог, что есть. И разбивают их вдрызг.

Кто-то может возразить, что перевозка грузов по автодороге общего пользования вовсе не является бесплатной. Дескать, собственники угля оформляют разрешение и платят в бюджет за свои грузовики каждую весну, а в остальное время платят за перегруз. Это лукавый аргумент. На самом деле, чтобы заставить грузоперевозчика заплатить за перегруженный против норматива автомобиль, нужно, чтобы в одной точке Беловского района сошлись три фактора: весы, представитель весового контроля из Дорфонда и представитель ГАИ. Только в этом случае возможно законное оформление необходимости оплаты.

В идеале всё возможно, но на практике в Беловском районе не хватает на всех угольщиков инспекторов ГИБДД. Водители грузовиков, как и всё остальное население России, имеют мобильные телефоны, и поэтому лишь только начинает работать застава в защиту дорог, оповещается весь автопарк. И потом, во-первых, можно пост объехать, а во-вторых, перенести вывоз угля на ночь (именно ночью самое интенсивное движение грузовиков на этих дорогах). В общем, попадаются на взыскание только нездешние водители, не знающие здешних порядков. А еще можно подозревать в недобросовестности весовщиков и дорожных полицейских. Отчасти и поэтому планируют установить в районе цифровые автоматические весы, которые внесут вес грузовика и число его осей в компьютер так, что показатели не подправишь.

Можно облаву проводить круглые сутки, но чего мы в итоге добьемся? Только того, что «КамАЗ» и другие грузовики будут нагружать по норме. Спасет ли это наши дороги? Не спасет, потому что строилась дорога в те времена, когда по ней проезжало в год всего 500 машин с углем для крестьян. Сегодня в Беловском районе по этим дорогам вывозят 5 миллионов тонн угля. Это сотни тысяч рейсов по 20-40 тонн. Дорога не выдерживает столь интенсивного грузопотока, тут уже и не имеет значения, перегружена машина или недогружена. Автодорога этого уже не чувствует. Она убита.

Два лидера колеи

Семь угольных компаний везут уголь грузовиками. Но дьявол таится в деталях. Вот, к примеру, компания СУЭК. Пусть она компания и федеральная, но мы воспринимаем ее уже как кузбасскую и, конечно, испытываем чувство гордости за ее огромные масштабы, за рекорды, за новейшее оборудование. Действительно, молодцы, какую шахту ни посмотри. Но посмотрите на СУЭК на дороге. Каким образом так случилось, что эта компания на свою Беловскую ГРЭС практически 100 процентов угля везет грузовиками? А ведь все подъездные пути у ГРЭС есть, ее склады оборудованы вагоноопрокидами, рельсы не заржавели. В чем дело? Еще как-то можно объяснить, что с нового разреза «Майский», пока не оборудованного стальными рельсами, три миллиона тонн в год везут на ГРЭС грузовиками. Хотя формула «понять и простить» тут может действовать только при условии, если есть конкретная дата в ответ на вопрос: «Доколе?»

И уж совсем непростительно, что уважаемая компания везет полмиллиона тонн угля с шахт Ленинского рудника, отправляя грузовики через автодорогу первой категории. Параллельно «железке». Скажите на милость, что нам делать: взывать к чувствам угольных генералов, учить их логистике, читать мораль? Получается, что перевозка угля грузовиками стала одной из стратегий компании СУЭК в Кемеровской области. Автодорога для угольщиков – бесплатная артерия, а за разбитые дороги платит бюджет.

Компания «Каракан-Инвест», в отличие от предыдущей, совсем юная, всего три года назад открыла разрез. История крохотная, но вот уже подбирается к рубежу три миллиона тонн угля в год. Компанию и ближайшую станцию РЖД разделяют 50 километров автодороги, по которой и идет грузопоток. Вспоминается, что компания зашла в Кузбасс бодро и с блестящими перспективами: построим 36 километров железнодорожных путей, обогатительную фабрику, электростанцию, которая будет работать на газе от современного химзавода. К сожалению, пока нет ни нанотехнологий, ни одной шпалы. По данным специалистов областной администрации, московская компания минималистических инвесторов («Каракан-Инвест», она же — ЗАО «Шахта Беловская», она же — разрез «Караканский-Западный») отправляет из своих забоев по дорогам общего пользования до «железки» 1,8 миллиона тонн рядового угля и еще 0,6 миллиона тонн на Алтай. Логистика гениально проста. Повесили рекламный щит «Свежий уголь из забоя» и предлагают забирать топливо самовывозом. Если у тебя нет такого ярма, как железнодорожный тупик у разреза, нет затрат ни на строительство, ни на содержание, то ты можешь поиграть ценой в лучшую для потребителя сторону. Нет сил радоваться, что кто-то с Алтая или даже для кузбасской котельной купит уголь подешевле. Проблемы и затраты бюджета, который заплатит за убитые дороги, не волнуют в этот момент ни продавца, ни покупателя.

Лечить рублем

Мы назвали двух явных «передовиков» автодорожного грузопотока, но к починке автодорог в Беловском районе привлекли семь компаний. Какими бы большими ни казались обещанные миллионы, они не спасут дороги. Только подлатают. Всем инженерам, экономистам и депутатам очевидно, что необходимо принимать срочные меры, которые уберут уголь с автодорог, вернут лукавых грузоперевозчиков на рельсы. Нужно спасать наши дороги от убийственного использования. Председатель правительства Дмитрий Медведев уже подписал постановление, что с 1 января 2014 года на федеральных трассах будет бесплатным проезд только для грузовиков и фур общим весом менее 12 тонн. Если больше, то плата за километр будет составлять до трех рублей.

Возможно ли аналогичное лекарство для дорог Кемеровской области, которые в районах интенсивной разработки угольных участков испытывают экстремальные перегрузки? Те же 3 рубля за километр, или 100-300 рублей за тонну угля в зависимости от расстояния передвижения груза на 15-60 км?

Есть у нас боекомплект депутатов в Госдуме, есть боевой облсовет, могут ведь они предложить правительству Кемеровскую область в качестве экспериментальной площадки для обкатки нового закона. Любые варианты хороши, поскольку то, что происходит сегодня, будущие поколения хорошим словом не назовут. Впрочем, жители сел Новый Каракан, Евтино и других произносят эти слова уже сегодня.

Дмитрий САГАРА.

Другие статьи на эту тему

Своим чередом

Окончание отопительного сезона традиционно снижает интерес к углю. Всплеск до осени будет, понятно, в День шахтера. Тогда и чествовать людей дела будем, и праздновать открытия предприятий, приуроченные к главному для Кузбасса профессиональному празднику. Но на этот раз все немного не так.

День алхимика

Применительно к кемеровскому «Азоту» уже давно употребляют словосочетание «флагман кузбасской химии». Против этого возразить нечего. Только уровень этого лидерства нынче уже не тот

Между шашлыками

Что еще остается тем, кто не уехал этой весной греться на курорты? Ну, конечно, вылазка за город с мангалом. А можно даже во дворе, если соседи не очень вредные. Так отмечаем Первомай, так выпиваем за Победу.
А кое-кто в эти дни поднимает особенные тосты.

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Углевод
9 лет назад

Цитата: «Еще как-то можно объяснить, что с нового разреза «Майский», пока не оборудованного стальными рельсами, три миллиона тонн в год везут на ГРЭС грузовиками».
Вопросы:
1. Почему с «нового» разреза? Разрез начал функционировать в 2000 г., а в 2013 исчерпал свои мощности и был закрыт.
2. За 13 лет на разрезе было добыто чуть более 10 млн. тонн угля (т.е. около 800 тыс. тонн в год). А вы пишите, что 3 млн. везут… Или имеется ввиду всего 3 млн. тонн в год везут на Беловскую ГРЭС?

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс