Такие горячие дни…
Главная тема агродня – уборка урожая. Именно об этом наш разговор с заместителем губернатора по агропромышленному комплексу Валерием ШАБАНОВЫМ.
— Валерий Алексеевич, можно сказать, что мы, наконец, дождались погоды и все наладилось?
— Еще рано говорить: уборочная нынче поздняя, трудная. Вот случились подряд три хороших дня, и за них мы прибавили 7,5 процента, это был самый мощный рывок за последнее время. А так добавляли всего по полтора-два процента. Для сравнения: в лучшие годы за день Кузбасс убирал до пяти процентов урожая.
Сейчас убрано больше 60 процентов урожая зерновых, это примерно 680 тысяч тонн, на 100 тысяч тонн больше, чем всего в прошлом году. Поэтому задача, которую ставит перед нами губернатор, – миллион тонн зерна — реальна, мы ее должны выполнить, хоть, подчеркиваю, это будет во многом связано с погодой.
Потери сегодня очевидны: поздняя уборочная, зерно приходится убирать с повышенной влажностью, часть урожая проросла на корню, это объективные факторы. К тому же прогноз неустойчив, любую возможность надо использовать. О раскачке разговоров нет, зерно готово. В те три дня оно моментально подсохло прямо на корню с 25 до кондиционных 14 процентов влажности, его не нужно сушить, только подработать — и можно сыпать на склад. А дожди – это дополнительные расходы, в первую очередь на горюче-смазочные материалы, которых не так много. Поэтому многим приходится работать «с колес»: продавать зерно, покупать ГСМ – и вновь в поле.
— Обратная сторона такой продажи – невысокая цена зерна?
— Да, есть такая проблема. У нас, как известно, две беды: неурожай и высокий урожай. Сегодня в целом по Сибири предполагается, что валовые показатели будут хорошими, в связи с этим ценовая конъюнктура выглядит не лучшим образом. Далеко не у всех фермеров есть складские помещения в достаточном количестве, нет сушильного хозяйства, и перекупщики уронили цену, зная, что производителю деваться некуда: зерно надо реализовать, деньги нужны на ГСМ, на платежи по кредитам и так далее. Но мы настоятельно рекомендуем не торопиться с продажами там, где есть возможность подработать зерно, высушить, положить на склад. Цена на зерно все равно будет, пусть и чуть попозже.
— В этом году, естественно, легче крупным хозяйствам, у которых мощная современная техника, производительные сушилки…
— Так было всегда. Но примерно с 2006 года погода благоприятствовала полеводам, осенью стояла хорошая для уборки погода. Это давало возможность многим фермерам без жаток, без сушилок, без зерноскладов справляться с урожаем. Но второй год погода экстремальна: то засуха, то двойная норма осадков. Такого я не помню, чтобы в начале октября на полях стояла вода и комбайны тонули, идя по хлебному полю.
В числе неприятных сюрпризов – невысокая урожайность пшеницы. Ее в структуре зерновых более 60 процентов, но должного опыления по погодным причинам не произошло, колос не сформировался… Некоторого повышения урожайности ждем от овсов, которые занимают около 20 процентов посевных площадей, – 123 тысячи гектаров. Многие начали их убирать, говорят, получается до 25 центнеров.
Традиционно хороши озимые. В этом году хотели посеять их 47-48 тысяч гектаров, но не смогли: в поле не пустили дожди. Тут еще одно узкое место – отсутствие переходящего фонда семян озимых, но даже те, у кого такие семена были, не смогли их посеять. Сроки были упущены, сеять чисто ради статистики не стали… За несколько лет мы практически вплотную подошли к тому, чтобы иметь 10 процентов озимых от посевных площадей, но нынче природа нас подвела… Сейчас ведется серьезная работа по засыпке семян озимых культур, чтобы под урожай-2015 не ждать свежеубранных семян. Засыпано уже 6,5 тысячи тонн таких семян, надо 8-8,5 тысячи, реально довести и до 10 тысяч. Люди почувствовали явную выгоду озимых и в засуху-2012, и нынче: это и урожайность, и сроки уборки, и «санитар полей», и так далее…
— Какие новые культуры показали себя хорошо в этом году?
— Например, соя. Если с учетом событий, происходящих на Дальнем Востоке, цена подскочит до 20 тысяч рублей за тонну, то даже при урожайности в 10-12 центнеров с гектара она окажется очень и очень выгодной… Неплох урожай по рапсу, которого вместе с сурепицей и масличной редькой посеяно 82 тысячи гектаров, тройной рост. Это тоже экономически выгодно, ведь по озимой сурепице, например, затрат всего две тысячи рублей на гектар, расход семян – 10-12 килограммов, а цена – 7 тысяч рублей за тонну. И спрос есть: Омск, Алтай, наши три завода, четвертый строится…
Два последних года заставили земледельцев пересмотреть традиционные предпочтения. Смотрите, уже много лет цена на зерно практически не меняется, находясь в коридоре от 4 до 6 тысяч рублей за тонну. А цена на горюче-смазочные материалы выросла с 15 до 32 тысяч рублей. Если раньше мы за литр дизтоплива отдавали два, потом три килограмма зерна, то сегодня нужно отдать пять или шесть. Приходится думать об экономической целесообразности бизнеса, хоть, конечно, главной задачей агропрома Кузбасса остается обеспечение продовольственной безопасности.
Губернатор, встречаясь на прошлой неделе с тружениками Крапивинского района, четко сказал: нам надо двигаться дальше. Мы вступили в ВТО, надо уходить от сырьевой зависимости. А зерно – это просто сырье, и нужно смотреть, что с ним делать дальше. Взять хозяйства, которыми руководят Зинченко, Куприянов, Евдокимов. У них свои мельницы, они выпекают прекрасный хлеб. Тот же Зинченко в месяц реализует хлеба, молока из бочки и мясных полуфабрикатов на три миллиона рублей! Куприянов в прошлом году все свои 2,5 тысячи тонн зерна пропустил через мельницу и меньше чем за 16 рублей за килограмм муку не продавал. Вот она, добавленная стоимость… А когда ни сушилок, ни складов, ни переработки – кто виноват?
Нужно четко понимать, что живем мы в рыночных условиях. Да, недостаточны меры господдержки, это признают все. Но кивать, что центр плохой, а самим ничего не делать, – далеко не продвинемся. Даже в этих условиях есть хозяйства, которые трудятся по принципу: «скажешь «хорошо» – не поверят, скажешь «плохо» – не помогут», и которые всегда говорят: «У нас все нормально!» Они стараются делать дело и решать проблемы. С такими людьми приятно работать, им приятно помогать. К слову сказать, у нас абсолютное большинство руководителей, которые не благодаря, а вопреки всему находят выход, выплачивают людям заработную плату, отдают налоги и паевые, а также строятся и покупают технику. Не так активно, как хотелось бы, но время такое…
Да, проблемы, да, сложности, но нередко говорю: слухи о смерти сельского хозяйства сильно преувеличены.
— Сегодня не задаю вопросов ни о животноводстве, ни о других подотраслях сельского хозяйства, потому что главное происходит в полях…
— Да, сегодня главная задача – убрать урожай и засыпать семена. Это задача из задач. Говорят, что весной день год кормит, сейчас такое же время. Формируется та продовольственная безопасность, о которой мы говорим, мы близки к этому. Почти на 60 процентов убран картофель, урожай хорош: под 200 центнеров с гектара, под 300 центнеров – по овощам. Заготовка кормов для животных продолжается. Еще закладываем силос, но должны уйти за 30 центнеров кормовых единиц на условную голову, такого показателя у нас давно не было… Так что сначала уберем урожай, а уж потом поговорим обо всем остальном…
Беседовал Игорь АЛЁХИН.
Фото Александра Зиновьева.