Третий возраст по-западному
Наши пенсионеры все чаще походят на иностранцев.
…Те, кто начал ездить за границу после падения «железного занавеса», наверняка помнят свои ощущения от первых поездок. По контрасту с еще вчера голыми полками наших магазинов их изобилие казалось кричащим. Улыбчивая доброжелательность иностранцев ввергала в недоумение. Но более всего поражали их старики.
«Божьи одуванчики» были не просто своими на западном празднике жизни – казалось, праздник и затевался исключительно для них, вырастивших детей, рассчитавшихся по долгам с банками и государством и наконец-то занявшихся собой, любимыми. Они путешествовали целыми автобусами, «тусили» в отелях, «зажигали» на дискотеках, радостно щебетали в бутиках… И сердце сжималось от боли за наших тогдашних пенсионеров, одевавшихся словно с помойки, считавших каждую копейку, устало ковылявших с авоськами, сквозь дырки которых просвечивала нищета. Со страхом думалось: неужели и нам уготована та же участь?..
За 20-30 лет общество всеобщего благоденствия не построить. Но даже привычно ругая строй и российских правителей, нельзя не признать: жизнь меняется к лучшему. И хотя слово «пенсия» в нашей стране для многих по-прежнему звучит пугающе, примеров успешной самореализации представителей «третьего возраста» все больше.
Танцы на углях и не только
…По первой специальности Владимир Леонидович Доценко – техник-механик по обслуживанию химнефтегазоперерабатывающих заводов. Честно выработав «вредный» стаж, в 50 лет он вышел на пенсию и подался… в менеджеры по рекламе. Специальность эта требует «подвешенного» языка и колоссальной стрессоустойчивости. Но у него, привычного к бессловесным механизмам, получилось. Более того, он быстро вырос до руководителя рекламных проектов в одном из журналов Кузбасса.
Несколько лет назад сын уговорил Владимира Леонидовича отдохнуть за границей. И тот съездил раз, другой, третий…
«И так мне стало за державу обидно! – признается Доценко. – По вечерам буржуины танцуют, а наши сидят, пиво дуют!..»
Вернувшись в Кемерово после очередной поездки, он записался в школу аргентинского танго. «Но там, – признается, – я недолго прозанимался. Танец-то зажигательный, а музыку нам включали оперную. Я устал голову ломать, как под нее партнершу двигать. И перешел в школу хастла».
Хастл – это современный парный танец с элементами разных стилей, чаще динамичный. Для взрослых людей «с улицы», в жизни не занимавшихся в танцевальных студиях и наконец-то решивших научиться красиво двигаться под музыку.
Кроме того, Доценко ходит на тренинги по освобождению голоса: «Из-за стрессов в организме возникают зажимы мышц, которые вызывают радикулит и прочую ерунду. Можно взять дома полотенце и что есть силы закричать в него. А чтоб соседи психушку не вызвали, музыку погромче включить. Во время крика происходит вибрация, зажимы проходят. Вместе с ними проходит боль».
Весной этого года Владимира Леонидовича пригласили в группу горлового пения: в результате овладения новой методикой он научился петь тремя-пятью голосами одновременно. На встрече с шаманом попробовал по горячим углям босиком походить – получилось. «На ступнях множество активных точек, воздействие высокой температуры углей – это вариант су-джок терапии с мощным закаливающим эффектом», – поясняет Доценко, давний приверженец системы Норбекова. (Она, напомним, представляет собой целую систему методик и упражнений альтернативной медицины, разработанных для самосовершенствования человека).
Благодаря новым увлечениям круг знакомств Владимира Леонидовича заметно расширился. «Я устал разубеждать 50-летних мужиков, рыдающих мне в жилетку, что жизнь проходит, – говорит 61-летний пенсионер. – С выходом на пенсию она только началась!»
Охота к перемене мест
…Вот уже несколько лет подряд Татьяна Алексеевна Фотина, в прошлом преподаватель одного из кузбасских вузов, по нескольку месяцев живет в Индии. Кемеровскую квартиру сдает внаем, вырученных денег вместе с пенсией и зарплатными накоплениями (а в перерывах между поездками она успевает поработать) ей вполне хватает на путешествия.
«Прежде я, как и большинство, предпочитала пляжный отдых, – рассказывает Татьяна Алексеевна. – Однажды была в Китае, и русскоговорящая китаянка предложила мне съездить в Тибет, на гору Кайлас. Вернувшись домой, стала искать в интернете, чем она знаменита. Оказалось, что гора Кайлас – это место силы, куда стекаются паломники со всего мира.
На следующий год я собралась туда в паломнический тур. Но прежде месяца четыре готовилась. Я гипертоник, надо было привести здоровье в порядок, ведь предстояло подняться на высоту более 5000 метров над уровнем моря. Даже в больнице полежать пришлось. Добиралась через Непал, и поездка эта произвела на меня совершенно потрясающее впечатление.
На следующий год совершила паломничество в Индию, познакомилась с местными учителями йоги, или йогинами, и буквально влюбилась в эту страну. Да так, что теперь не могу без нее. Вариант перебраться туда совсем не рассматриваю: мои корни в России, и жить я буду здесь. А там я отдыхаю. Путешествую «дикарем», критерий выбора отеля для ночлега – недорогой, но чистый, с туалетом и душем в номере».
Так Фотина объехала весь юг Индии, теперь знакомится с северной частью. Каждое путешествие для нее – это новые знакомства, новые впечатления, новые эмоции.
«Теперь я верю в то, что на смертном одре не воды просят, а жалеют о двух вещах: что мало в жизни любил и мало путешествовал, – смеется Татьяна Алексеевна. – А те, кто на пенсии брюзжит, брюзжат на себя, на свое неумение реализоваться и почувствовать себя свободными».
Первым делом – все же дело
Тенденция вовлечения в бизнес людей, уже вышедших на заслуженный отдых, в последние годы просматривается все отчетливее.
«Бизнес не предъявляет строгих возрастных ограничений к тем, кто решает открыть свое дело, – комментирует директор Центра поддержки предпринимательства г. Кемерово Вадим Назаров. – Если у человека есть стремление и силы работать, он будет успешным в любом возрасте. Разумеется, людей, которые начинают заниматься предпринимательством после выхода не пенсию, не так много. В бизнес в основном идет молодежь до 35 лет: у нее больше времени и возможностей вырастить из небольшой частной фирмы предприятие среднего или крупного бизнеса. Пенсионеры такой целью не задаются. Как правило, их бизнес приносит небольшой доход и занимает время, помогая человеку оставаться востребованным в своей сфере и в обществе в целом. Обычно пенсионеры выбирают те сферы, где преуспели в свое время: бывшие бухгалтеры регистрируют ИП и оказывают консалтинговые услуги; мужчины, чьим хобби были поделки из дерева, начинают производить мебель на заказ. Пенсионеры работают швеями, столярами, водителями, мастерами по ремонту обуви… С той разницей, что они уже не наемные работники, а предприниматели, которые трудятся на себя».
«Наверное, не стоит абсолютно всем пенсионерам пробовать себя на роль предпринимателей, – замечает руководитель муниципального фонда поддержки предпринимательства г. Кемерово Елена Латышенко. – Такие решения следует принимать очень взвешенно. А тем, кто чувствует в себе потенциал, я бы рекомендовала обратиться прежде в центр поддержки предпринимательства своего города или района. Специалисты центра помогут составить бизнес-план и бесплатно проконсультируют, какую организационно-правовую форму предприятия и систему налогообложения лучше выбрать, чтобы можно было заниматься интересным делом, получать прибыль и при этом не подвергать себя штрафам».
Валентина АКИМОВА.
А некоторые ветераны,еще и на Чемпионат мира по легкой атлетике(среди ветеранов) ездят! В этом году он проводится в Бразилии с 16-го по 27-е октября ! Поехали представители от Красноярского и Алтайского краев,Новосибирской и Томской областей,а от Кузбасса,как я не искал в Сети,никого не нашел! Видимо,спасение бегунов(поездка на ЧМ в Бразилию) — дело ног самих кузбасских бегунов и прыгунов !
Вечера для тех, кому, за… всегда будут в тренде!
Мне кажется тут важно понимать, что к чему. Не обязательно «буржуины танцуют, а наши пиво дуют». В Германии, например, пенсионеры и пиво подуть успевают, и потанцевать, и за границу съездить, потому что проблемами своего выживания не озабочены.