Стрелки как вентилятор
На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий возвращение к системе исчисления времени, существовавшей в России ранее, а также к сезонному переводу часов. Хотя ранее премьер-министр Дмитрий Медведев, в бытность свою президентом остановивший «метание» часовых стрелок с летнего времени на зимнее, уже заявлял, что правительство считает возврат к зимнему времени нецелесообразным.
Похоже, перевод часов в России становится такой же вечной темой для обсуждения, как погода у англичан. С той разницей, что они говорят, просто чтобы поддержать разговор, а мы — потому что изрядную часть населения перевод стрелок реально раздражает и утомляет. Любая попытка перевести часы немедленно раскалывает общество на сторонников и противников таких действий.
Но если прийти к консенсусу нельзя, может, стоит наконец провести референдум? Чтобы не чиновники, а сам народ большинством голосов выбрал, что для него предпочтительнее: постоянно скакать из «зимы» в «лето» или раз и навсегда установить один порядок вещей? «Кузбасс» попытался сделать это в рамках рубрики «Мнения». А заодно и выяснить: насколько все-таки время, по которому мы сейчас живем, отличается от астрономического?
Кузьма МАЦУКОВ, кандидат физико-математических наук, лектор планетария КемГУ:
– Понятие мирового времени было введено в конце XIX века: за точку отсчета взяли солнечное время на начальном гринвичском меридиане. То есть мировой полдень стали определять по прохождению солнца через наивысшую точку небосклона на нулевом меридиане около Гринвича. Мировое время одинаково для всего земного шара: от Гринвича ведется отсчет всех 24-х часовых поясов.
В СССР в 1930 году ввели декретное время, сдвинув поясное на час вперед. Сделано это было в целях экономии электроэнергии. Таким образом, в Москве, которая формально находилась во втором часовом поясе, время стало отличаться от гринвичского не на + 2, а на + 3 часа.
Позже, для того чтобы работающие люди могли «прихватить» больше светлого времени суток после окончания рабочего дня, было дополнительно введено еще и летнее время: часы перевели еще на час вперед.
Кузбасс географически находится в 6-м часовом поясе. После того как нас перевели в 5-й пояс, сократив разницу с московским временем до трех часов, да еще ввели постоянное летнее время, астрономический полдень, то есть самое высокое положение солнца на небе, стал приходиться у нас на 13 часов местного времени. Иначе говоря, сегодня кузбассовцы фактически живут по декретному времени. Если вернуть зимнее время, астрономический полдень в нашей области будет совпадать с 12.00, и мы станем жить по световому дню, как живут звери и птицы в природе.
Хорошо это или плохо?
Изменение времени – процесс для многих болезненный. Но и экономия от максимального использования светового дня может быть весьма значительной. Поэтому вопрос должен решаться, исходя из анализа совокупного экономического эффекта, который может получить регион. Лично я как дачник рад, когда летом появляется возможность подольше поработать вечером на участке до захода солнца.
Алексей ФИЛИМОНОВ, ООО «СПХ Михайловское», Прокопьевский район:
– Люди, работающие «на земле», как правило, не замечают, темнее становится вечерами из-за перевода стрелок или светлее: мы работаем от зари до зари. А вот у животных малейший сбой в распорядке дня сразу отражается на надоях: каждый раз после перехода на другое время они падают на 3-5%. А если переход зимний, их практически не восстановить. Получается, доходы у предприятия уменьшаются, а зарплату людям нужно платить прежнюю (в «СПХ Михайловское» порядка 200 работников), тарифы за воду, за свет тоже не убывают. Какой же тут экономический эффект?
Для селян важно не то, чтобы время было зимним или летним, а то, чтобы оно было постоянным, чтобы стрелки перестали крутить туда-сюда.
Ирина ПОЛЯНСКАЯ, кандидат медицинских наук, главный специалист департамента охраны здоровья населения по профилактической медицине:
– Пока человек молод и у него нет серьезных заболеваний, адаптационные возможности его организма велики, и к переводу времени он приспосабливается достаточно легко. Но у детей такие защитные механизмы еще не сформированы. А у лиц старше 40 лет, успевших обзавестись какими-то хроническими заболеваниями, они работают уже не столь эффективно. И в этих довольно обширных группах населения сдвиг биологических ритмов зачастую приводит к реальному ухудшению самочувствия. Поэтому выбор между экономической целесообразностью и здоровьем, на мой взгляд, не совсем корректен. Человек может привыкнуть жить по любому времени. Но лучше, наверное, жить по космическому. И уж совершенно точно не нужно переводить время каждые полгода.
Любовь СМИРНОВА, учитель начальных классов школы № 11 г.Кемерово:
– Я за установку такого времени, которое сделает вечера более светлыми, чем сейчас. И против того, чтобы переводить стрелки два раза в год. Установили время – и не надо больше никуда его двигать.
Дети очень чувствительны к переменам, даже когда просто идет дождь, они более рассеянны, им труднее концентрировать внимание. А когда время переводили, вообще была катастрофа. Особенно весной, когда приходилось вставать на час раньше. Все первые уроки фактически пропадали, потому что ученики плохо усваивали материал. А как его усвоить, если ребенок толком не проснулся? Два года мы прожили без перевода стрелок – и это избавило и учеников, и учителей от ненужных стрессов. Программа в начальной школе сегодня и без того достаточно сложная, ребят и так непросто вовлечь в учебный процесс. Зачем же усугублять это?
Ирина ШАБАЛИНА, мама шестиклассницы (г. Новокузнецк):
– Я за возвращение «старого» доброго зимнего времени. И дело не в экономии, а в том, что хотя бы на час удлиняется световой день. Два года в «началке» моя дочь училась со второй смены. Первый год еще ничего. А вот когда зимнее время отменили, это вообще стало катастрофой. Уроки заканчивались в 17.00, на дворе стояла глубокая ночь. А дети еще хотели погулять после школы, на горке покататься… В общем, когда я ее привозила домой в семь-полвосьмого, ребенок отказывался делать уроки и шел прямиком в кровать. Утром тоже вставали с трудом – потому что за окном было темно. Я уже не говорю про свои ощущения. Когда выходишь из дома затемно и возвращаешься затемно – такое чувство, что ты не живешь вообще. Как будто влачишь существование в подземелье. На психику плохо влияет. Я еще как-то солярием в темные зимние вечера спасалась, а детям вообще тяжко. Так что даже час светлого времени суток хоть немного, но прибавит нам радости.
Николай БЫКОВ, востоковед:
– С переводом стрелок уже заколебали! Хотя всё познается в сравнении. Вот, например, в Китае вообще всего один часовой пояс. Вся страна живет по пекинскому времени. Это все равно, как если бы мы в Кемерове жили по московскому.
Один часовой пояс в Китае был введен, когда к власти пришли коммунисты. Официальная причина такая: для повышения эффективности управления страной. Кстати, до прихода Мао в Китае было пять часовых поясов. А сегодня на западе страны китайцы встают чуть свет. Официально это восемь часов утра, а по астрономическому времени около шести или пяти. На востоке в шесть вечера даже летом вообще ничего не видно, а зимой темнеет еще раньше. Представляете, какая нагрузка на электросети, когда полуторамиллиардная нация просыпается в одно и то же время, кипятит чайник, собирается на работу? А потом вечером смотрит любимое ток-шоу и вечерние новости… Удивительно, что сети еще выдерживают.
Хотя справедливости ради надо сказать, что некоторые китайцы на западе страны игнорируют пекинское время и живут по местному. Но это, как правило, малые предприниматели, которые ведут дела с местными фирмами, никак не связанными с Пекином. Им без разницы, сколько времени в столице. А вот государственные служащие не могут его игнорировать. Им постоянно приходится работать с оглядкой на центральное время.
Валентина АКИМОВА,
Юлия МАТЮЩЕНКО,
Максим СТЕПАНОВ.
Угомонитесь вы со своими переводами! Остались на одном времени — и хватит!!!