Кто кому что должен, или Как договориться с РЭУ
I.
Невыносимо жить в доме, где протекает крыша, где дует сквозь межпанельные швы, где день и ночь стоит специфический запах, проникающий из подвального помещения. А вот наша читательница Галина Литвишко из Кемерова к этому списку невыносимых условий прибавляет еще одно: потрескавшаяся штукатурка в подъезде многоквартирного дома. И с ней вполне согласны ее соседи из 19 квартир, подписавшиеся под заявлением в управляющую компанию. Однако работы в подъезде никто проводить не торопится, и Галина Кузьминична написала в редакцию «Кузбасса»: «26 марта 2012 года жители нашего дома обратились в управляющую компанию РЭУ-10 с заявлением и просьбой произвести ремонт стен на лестничных площадках. Дом имеет 12 этажей и 48 квартир. В РЭУ-10 составили смету на ремонт мест общего пользования в сумме 70626 руб. Но, к сожалению, ремонт до сих пор не сделан».
Как считает автор письма, раз жители дома ежемесячно платят РЭУ-10 на капитальный ремонт мест общего пользования 3,2 рубля с квадратного метра общей площади квартиры, то этих денег достаточно для выполнения ремонта по смете.
II.
Первое, что пришло на ум после обращения читательницы, — прикинуть хотя бы приблизительно, сколько лет дому. Проспект Ленина в Кемерове застраивался несколько десятилетий назад, и домам подобного типа уже лет 40. В таком почтенном возрасте ремонтировать надо если не всё, так почти всё: крышу, отопление, водоотведение и так далее. Ведь всё перечисленное тоже является местами общего пользования и должно содержаться за счет собственников жилых помещений. Получается, всех перечисляемых жильцами денег на капремонт не просто мало, а кот наплакал.
Но Галина Кузьминична ни про какие крыши-подвалы и слышать не хочет. Раздражает ее только штукатурка – и точка!
Тогда я вспомнила ненароком, как мы с соседями решили подобную проблему, ни к кому не обращаясь. Сначала один этаж побелили-покрасили сами, потом другой. Конечно, это не самый оптимальный выход, но…
Похоже, своим примером я ввела Галину Кузьминичну в состояние шока. Для нее, да и многих других, подобный энтузиазм во благо самих же себя категорически неприемлем. Раз существуют отчисления на капремонт, так будьте добры, работники РЭУ, обеспечьте полный порядок в местах общего пользования!
Логика в этом, конечно, есть. Но тогда надо считать, сколько же денег жильцы должны были отчислить на капремонт, сколько перечислили фактически и сколько было потрачено управляющей компанией и на какие нужды.
Я не сразу обратилась в РЭУ-10, которое обслуживает этот дом. Решила сначала узнать общую ситуацию со старым жилым фондом в городе. Хватает ли средств на всё про всё в старых домах, чтобы нигде не дуло, не капало… Валентина Ивановна Вечкилева, начальник МБУ «Жилкомцентр», считает, что 40-летний дом — не такой уж и древний. Есть в городе дома и старше, тем не менее и они живут сравнительно неплохо благодаря капитальным и текущим ремонтам.
III.
Но всё равно 40 лет – не четыре года, а значит, деньги на капремонт в последнее время было куда вложить. Наверняка, рассуждает Валентина Ивановна, меняли лифт в этом 12-этажном доме. Стоимость лифта стопроцентно обязаны оплачивать собственники, но областной бюджет взял львиную долю этих расходов на себя, с собственников собирали только 5% от стоимости ремонта (в нынешнем году – 15%).
Далее: наверняка была установка общедомовых приборов учета – на основании Федерального закона №261. Ну, и еще что-то наверняка ремонтировали. Так что средства на капремонт постоянно были в деле. Кстати, в самой управляющей компании есть отчет, куда потрачены собранные средства.
— Валентина Ивановна, существует правило по капремонтам: собственники жилья должны собранием (большинством голосов) решить, что именно ремонтировать на следующий год. Но часто бывает так, что собрание превращается в базар, люди не могут договориться…
— Работы по капремонту должны быть запланированы по предложению управляющей компании. Потому что ей виднее, что не терпит отлагательства. Иначе дом будет выглядеть как дама с накрашенными губами, но босыми ногами и в рваном платье.
И Валентина Вечкилева вспомнила случай из практики, когда собственники решили ремонтировать двор, в то время как дом буквально тонул в фекалиях из-за прогнившей канализации. Виноватой в той ситуации посчитали управляющую компанию, которая не смогла убедить собственников ремонтировать подвал, а не двор. Очевидно, в РЭУ-10 помнят этот случай и ремонтируют первоочередное?
IV.
Итак, слушаем Наталью Чаленко, управляющую компанией РЭУ-10: «Наша компания обслуживает дом с 2008 года. С этого времени начислена на капремонт дома 401 тысяча рублей, фактические сборы – 375762 рубля. Но главная проблема не в этом. Работ по капремонту выполнено на гораздо большую, чем даже планировали, сумму. На 511636 рублей, поэтому на 1 января долг этого дома управляющей компании составил 135873 рубля».
Но много ли это — 131 тысяча? К тому же с января по август жильцы что-то должны были подкопить. Как пояснила Наталья Чаленко, в год этот дом может собрать на капремонт 90 тысяч рублей, но это при условии 100-процентной оплаты за квартиру. А поскольку есть жильцы-должники, то долг по капремонтам на сегодня уменьшился лишь незначительно и по-прежнему составляет сумму, которая больше годовой «нормы», — 92 тысячи рублей.
Но тогда любопытно, почему в РЭУ превысили лимит средств. Наталья Чаленко поясняет.
В 2009 году швы межпанельные начали делать, затратив 60580 рублей. На это ушло три года. В 2010-м потратили еще 176 тысяч, плюс систему «топ-хлоп» поставили, чтобы электроэнергию в подъезде экономить. В 2011 году 26 тысяч рублей на швы ушло. Работы проводили в долг при условии расчета с подрядчиком в течение двух-трех лет.
В 2012 году лифт меняли, потому что это особо опасный объект, 33 тысячи рублей от собственников на это ушло.
По кровле есть проблема тоже, но ее ремонтируют частично, за счет средств на текущий ремонт.
В том же 2012 году, вспоминает Наталья Михайловна, жильцы и написали заявление на ремонт подъезда. И одновременно вышло постановление об обязательной установке общедомовых приборов учета тепла и горячей воды. Эта установка обошлась в 192000 рублей.
V.
Управляющая не включила в этот список затрат и другие работы, которые пришлось делать в спешном порядке, когда принимали дом. Жильцы, наверное, уже забыли, в каком состоянии был подвал, как подтапливало одну из квартир. Подвал пришлось углублять, всю канализацию менять. А ведь это всё тоже вложенные деньги. Зато сейчас в подвале сухо и в подъезде нет того запаха, который мог бы сделать жизнь обитателей дома действительно невыносимой.
Кстати, о подъезде. Возможен ли в принципе ремонт подъезда или обновление штукатурки на его стенах так и останется в числе непервоочередных мер? Тут тоже, как объяснила Наталья Чаленко, многое зависит от жильцов. Даже учитывая то, что дом в долгах как в шелках, управляющая компания всё же хотела угодить жильцам и предложила софинансирование ремонтных работ. Есть их смета – 70 тысяч рублей. Если бы собственники собрали хотя бы по 1 тысяче с квартиры, то остальное добавила бы УК. Но был отказ. Людям легче написать жалобу…
— Но ведь это раньше в Кемерове была программа по ремонту подъездов на условиях софинансирования. Сейчас её нет! – удивилась я.
— Да, программы нет, но мы готовы работать по прежней схеме 50 на 50. И во многих домах соглашаются на такие условия.
Как заметила Наталья Михайловна, те, кто действительно готов к диалогу с управляющей компанией, друг с другом живут в ухоженных домах. Как, например, жильцы первого подъезда дома №4б по Пионерскому бульвару, которые сами себе поставили окна в подъезде, приобрели краску. А управляющая компания готова теперь выполнить покрасочные работы, штукатуров нанимать не надо – свои есть. За лето на таких условиях в РЭУ-10 успевают отремонтировать шесть-семь подъездов.
Получается, если люди приходят в УК с предложением, как совместными усилиями сделать жизнь в доме комфортнее, то им готовы пойти навстречу.
Елена ЩЕРБАКОВА.